Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Дети больше всего учатся на примере родителей. Что они увидят, то вы и получите!»Рав Ноах Орловек
Тема

Б-жественное Провидение — Ашгаха

Управляет ли Б-г всеми событиями в нашем мире, и, в том числе, судьбой каждого из нас? Но, если это так, то у человека нет свободы выбора?

Провидение (на иврите ашгаха) — управление, надзор, наблюдение Б-га за Своими творениями, предполагающее также и суд над ними. Существует «общий (видовой) надзор» за группами творений и за народами — «ашгаха клалит» — и «индивидуальный надзор» за отдельными людьми — «ашгаха пратит».

Оглавление

Для чего нужен Б-жественный надзор? [↑]

Как нам известно из Торы, Б-г, сотворивший мир, постоянно поддерживает его существование, каждое мгновение обновляет его. Только поэтому существует весь мир и каждая вещь или явление в нем — как материальное, так и духовное. Б-жественное управление называется Провидением, или надзором, на иврите — «ашгахой».

С другой стороны, мир создан и поддерживается Вс-вышним в соответствии с целью Творения, которую можно определить, как получение всеми созданиями, прежде всего человеком, Высшего Блага, приобщение к Б-гу и достижение максимально возможного совершенства (см. главу «О цели Творения» в книге Рамхаля «Путь Творца»). Человеку дана возможность достичь этого состояния после смерти — в том случае, если он в течении жизни работал над собой, шел путями добра, т.е. жил так, как заповедал ему Б-г.

В соответствии с целью Творения и осуществляется Б-жественный надзор. Вс-вышний поддерживает существование каждой вещи, дает своим созданиям все необходимое, заботится об их нуждах — постольку, поскольку они нужны для всего Творения и его конечной цели. Такой вид надзора называется «общим», или «видовым», на иврите — «ашгаха клалит». Он относится к объектам материального мира, историческим событиям, народам, а также к нематериальным явлениям — например, к законам природы, ангелам и т.д.

В отношении отдельных людей существует другой вид надзора, индивидуальный — «ашгаха пратит». Поскольку у человека (и только у него) есть свобода выбора, каждый его поступок оценивается, и он получает за него награду или наказание. Вс-вышний наблюдает за ним, судит его и присуждает соответствующее воздаяние.

Общий (видовой) надзор — ашгаха клалит [↑]

Общий (видовой) надзор — это управление Вс-вышним целыми группами и видами творений, в том числе, народами. Как объясняет Рамхаль в книге «Путь Творца» (см. гл. «Общее описание Провидения Творца»), все творения были созданы и продолжают существовать постольку, поскольку Высшая Мудрость видит в них необходимость и соответствие цели, для которой был создан мир. Другими словами, мир (включая и материальные, и духовные его составляющие) — это единый механизм, все части которого выполняют определенные функции. Как только какая-либо часть перестает соответствовать своему предназначению, она (по воле Б-га) прекращает существовать.

Отдельная вещь, явление или индивидуум рассматривается при этом только с точки зрения всего вида. Например, нужды конкретного животного Вс-вышний обеспечивает таким образом, чтобы продолжил свое существование весь данный вид.

Из нашей традиции известно, что Б-г управляет миром через ангелов, отвечающих за каждый вид творений или народ. Ангелы — это особые духовные создания, проводящие волю Вс-вышнего в нижних мирах. Этим ангелам даются определенные функции и сила, чтобы их исполнять. В материальном же мире мы видим противоборство этих сил. Рамхаль пишет в этой связи: «Например, ангел, управляющий деревьями будет стараться и прилагать силу, чтобы держать свои деревья. Но когда выйдет от Вс-вышнего постановление, ангел, назначенный над ветрами, усилит ветер, соответственно постановлению. Ангел, управляющий деревьями, будет отодвинут, и некоторое число деревьев будет вырвано силой ветра» («Путь Творца», гл. «О путях Провидения»).

Индивидуальный надзор — «ашгаха пратит» [↑]

Надзор за человеком — «ашгаха пратит» — в корне отличается от общего, видового надзора. Поскольку человеку дана свобода выбора, Б-г судит конкретно каждый его поступок. В зависимости от того, выполняет ли он заповеди, данные Б-гом, стремится ли подняться духовно, т.е. соответствовать цели, ради которой был создан, — он получает награду или наказание.

Если поступки в большинстве своем праведные, человек получает за них награду в Будущем мире, после смерти — он приобщается к Б-гу, и его душе дается возможность наслаждаться Высшим Благом, исходящим от Вс-вышнего. За плохие же поступки он может получить наказание только при жизни.

В отношении злодея происходит наоборот: за немногие хорошие поступки он получает награду в виде благоденствия в этом мире, а наказание за грехи — в Будущем (самое страшное наказание — лишение жизни в Будущем мире, полное истребление души).

К этому следует добавить, что, наряду с личным, индивидуальным надзором, каждый человек подлежит и общему, видовому управлению Свыше — надзору с позиции народа или всего человечества. Это происходит, когда речь идет о поступках, в которых нет ни заповеди, ни греха и соответственно нет свободы выбора (см. книгу Рамхаля «Основы», гл. «О Провидении»).

Над каждым ли человеком осуществляется индивидуальный надзор? [↑]

На вопрос, над всеми ли людьми осуществляется индивидуальный надзор, еврейские мудрецы дают разные ответы. Рамхаль считает, что, поскольку свобода выбора есть у всех, у каждого человека есть и «ашгаха пратит».

Другого мнения придерживается Рамбам. В книге «Морэ невухим» (ч.3, гл.18) он пишет, что каналы, по которым приходит воздействие Вс-вышнего, создаются усилиями самого человека и зависят от его духовного уровня, от того, насколько он старается жить по воле Б-га. Например, чем больше человек учит Тору, тем больше и его «ашгаха пратит» — особое внимание к нему Свыше. А глупец («ам а-арэц») испытывает на себе только общее, видовое управление.

Мысль о том, что «ашгаха пратит» есть не у всех, высказывал также Рамбан в комментариях к Пятикнижию — к главе Ваера книги Берешит. В этой главе Вс-вышний говорит Аврааму, что не будет скрывать от него то, что собирается разрушить Сдом, т.к. Он «знает» Авраама (Берешит, 18:19). Рамбан объясняет, что это слово надо понимать буквально, как личное управление Б-га. Другими словами, по мнению Рамбана, «ашгаха пратит» осуществляется только в отношении праведников.

Б-жественное управление происходит по законам земного царства [↑]

Как известно, несмотря на то, что у людей есть свобода выбора, Б-г знает все изначально, и никакое новое знание не приходит к Нему, независимо от того, как поведет себя тот или иной человек. Но управление и суд над миром Б-г основал не на этом знании. Как указывает Рамхаль, Провидение, по желанию Вс-вышнего, построено согласно системе правосудия, подобной законам земного царства. Б-г «судит в судах, состоящих из ангелов, со свидетелями, обвинителями и защитниками — ангелами, назначенными на это: какие-то — свидетельствовать о происходящем на земле, какие-то — обвинять, а какие-то — защищать. И приговор выносится по верному и справедливому закону» («Основы», гл. «О Провидении»).

На нашем сайте представлены аудиоуроки по книге Рамхаля «Путь Творца» («Дерех Ашем»), касающиеся темы Провидение: в аудио-цикле р.М.Пантелята (уроки 36-42) и в цикле аудиоуроков р.А.Кушнира (уроки 29,30,35,47,49).

Выводить материалы