Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Б-жественное Провидение — Ашгаха

Управляет ли Б-г всеми событиями в нашем мире, и, в том числе, судьбой каждого из нас? Но, если это так, то у человека нет свободы выбора?

Провидение (на иврите ашгаха) — управление, надзор, наблюдение Б-га за Своими творениями, предполагающее также и суд над ними. Существует «общий (видовой) надзор» за группами творений и за народами — «ашгаха клалит» — и «индивидуальный надзор» за отдельными людьми — «ашгаха пратит».

Оглавление

Для чего нужен Б-жественный надзор? [↑]

Как нам известно из Торы, Б-г, сотворивший мир, постоянно поддерживает его существование, каждое мгновение обновляет его. Только поэтому существует весь мир и каждая вещь или явление в нем — как материальное, так и духовное. Б-жественное управление называется Провидением, или надзором, на иврите — «ашгахой».

С другой стороны, мир создан и поддерживается Вс-вышним в соответствии с целью Творения, которую можно определить, как получение всеми созданиями, прежде всего человеком, Высшего Блага, приобщение к Б-гу и достижение максимально возможного совершенства (см. главу «О цели Творения» в книге Рамхаля «Путь Творца»). Человеку дана возможность достичь этого состояния после смерти — в том случае, если он в течении жизни работал над собой, шел путями добра, т.е. жил так, как заповедал ему Б-г.

В соответствии с целью Творения и осуществляется Б-жественный надзор. Вс-вышний поддерживает существование каждой вещи, дает своим созданиям все необходимое, заботится об их нуждах — постольку, поскольку они нужны для всего Творения и его конечной цели. Такой вид надзора называется «общим», или «видовым», на иврите — «ашгаха клалит». Он относится к объектам материального мира, историческим событиям, народам, а также к нематериальным явлениям — например, к законам природы, ангелам и т.д.

В отношении отдельных людей существует другой вид надзора, индивидуальный — «ашгаха пратит». Поскольку у человека (и только у него) есть свобода выбора, каждый его поступок оценивается, и он получает за него награду или наказание. Вс-вышний наблюдает за ним, судит его и присуждает соответствующее воздаяние.

Общий (видовой) надзор — ашгаха клалит [↑]

Общий (видовой) надзор — это управление Вс-вышним целыми группами и видами творений, в том числе, народами. Как объясняет Рамхаль в книге «Путь Творца» (см. гл. «Общее описание Провидения Творца»), все творения были созданы и продолжают существовать постольку, поскольку Высшая Мудрость видит в них необходимость и соответствие цели, для которой был создан мир. Другими словами, мир (включая и материальные, и духовные его составляющие) — это единый механизм, все части которого выполняют определенные функции. Как только какая-либо часть перестает соответствовать своему предназначению, она (по воле Б-га) прекращает существовать.

Отдельная вещь, явление или индивидуум рассматривается при этом только с точки зрения всего вида. Например, нужды конкретного животного Вс-вышний обеспечивает таким образом, чтобы продолжил свое существование весь данный вид.

Из нашей традиции известно, что Б-г управляет миром через ангелов, отвечающих за каждый вид творений или народ. Ангелы — это особые духовные создания, проводящие волю Вс-вышнего в нижних мирах. Этим ангелам даются определенные функции и сила, чтобы их исполнять. В материальном же мире мы видим противоборство этих сил. Рамхаль пишет в этой связи: «Например, ангел, управляющий деревьями будет стараться и прилагать силу, чтобы держать свои деревья. Но когда выйдет от Вс-вышнего постановление, ангел, назначенный над ветрами, усилит ветер, соответственно постановлению. Ангел, управляющий деревьями, будет отодвинут, и некоторое число деревьев будет вырвано силой ветра» («Путь Творца», гл. «О путях Провидения»).

Индивидуальный надзор — «ашгаха пратит» [↑]

Надзор за человеком — «ашгаха пратит» — в корне отличается от общего, видового надзора. Поскольку человеку дана свобода выбора, Б-г судит конкретно каждый его поступок. В зависимости от того, выполняет ли он заповеди, данные Б-гом, стремится ли подняться духовно, т.е. соответствовать цели, ради которой был создан, — он получает награду или наказание.

Если поступки в большинстве своем праведные, человек получает за них награду в Будущем мире, после смерти — он приобщается к Б-гу, и его душе дается возможность наслаждаться Высшим Благом, исходящим от Вс-вышнего. За плохие же поступки он может получить наказание только при жизни.

В отношении злодея происходит наоборот: за немногие хорошие поступки он получает награду в виде благоденствия в этом мире, а наказание за грехи — в Будущем (самое страшное наказание — лишение жизни в Будущем мире, полное истребление души).

К этому следует добавить, что, наряду с личным, индивидуальным надзором, каждый человек подлежит и общему, видовому управлению Свыше — надзору с позиции народа или всего человечества. Это происходит, когда речь идет о поступках, в которых нет ни заповеди, ни греха и соответственно нет свободы выбора (см. книгу Рамхаля «Основы», гл. «О Провидении»).

Над каждым ли человеком осуществляется индивидуальный надзор? [↑]

На вопрос, над всеми ли людьми осуществляется индивидуальный надзор, еврейские мудрецы дают разные ответы. Рамхаль считает, что, поскольку свобода выбора есть у всех, у каждого человека есть и «ашгаха пратит».

Другого мнения придерживается Рамбам. В книге «Морэ невухим» (ч.3, гл.18) он пишет, что каналы, по которым приходит воздействие Вс-вышнего, создаются усилиями самого человека и зависят от его духовного уровня, от того, насколько он старается жить по воле Б-га. Например, чем больше человек учит Тору, тем больше и его «ашгаха пратит» — особое внимание к нему Свыше. А глупец («ам а-арэц») испытывает на себе только общее, видовое управление.

Мысль о том, что «ашгаха пратит» есть не у всех, высказывал также Рамбан в комментариях к Пятикнижию — к главе Ваера книги Берешит. В этой главе Вс-вышний говорит Аврааму, что не будет скрывать от него то, что собирается разрушить Сдом, т.к. Он «знает» Авраама (Берешит, 18:19). Рамбан объясняет, что это слово надо понимать буквально, как личное управление Б-га. Другими словами, по мнению Рамбана, «ашгаха пратит» осуществляется только в отношении праведников.

Б-жественное управление происходит по законам земного царства [↑]

Как известно, несмотря на то, что у людей есть свобода выбора, Б-г знает все изначально, и никакое новое знание не приходит к Нему, независимо от того, как поведет себя тот или иной человек. Но управление и суд над миром Б-г основал не на этом знании. Как указывает Рамхаль, Провидение, по желанию Вс-вышнего, построено согласно системе правосудия, подобной законам земного царства. Б-г «судит в судах, состоящих из ангелов, со свидетелями, обвинителями и защитниками — ангелами, назначенными на это: какие-то — свидетельствовать о происходящем на земле, какие-то — обвинять, а какие-то — защищать. И приговор выносится по верному и справедливому закону» («Основы», гл. «О Провидении»).

На нашем сайте представлены аудиоуроки по книге Рамхаля «Путь Творца» («Дерех Ашем»), касающиеся темы Провидение: в аудио-цикле р.М.Пантелята (уроки 36-42) и в цикле аудиоуроков р.А.Кушнира (уроки 29,30,35,47,49).

Выводить материалы

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Спасение Торы. Ешива Мир

GoodFilms

Что скрыто под маской?

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Если все исходит от Б-га, если весь мир отражает Его волю, то имеет ли смысл деятельность человека, все, что он совершает в этом мире?

Гади Поллак

Про липовые новости и про итоги операции