Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Иегошуа бен Леви: всякий, кто привык давать цдаку, удостоится мудрых и богатых сыновей.»Талмуд, трактат «Бава батра», 9а

Как мог Ог уцелеть во время Потопа? Динозавры, и те не спаслись!

Темы: Ог, Провидение, Ноах, Потоп, Устная Тора, Значение слов в Торе, Рав Овадья Климовский, Великаны

Отложить Отложено

Вопрос предназначается раву Овадье Климовскому. Шалом ве браха, уважаемый рав! Простите меня, что уже второй раз вмешиваюсь в Ваши ответы. На этот раз я насчёт ответа про Ога, потомка Рефаимов.

Как мог он спастись, если Всевышний сказал, что истребит всё живущее, у которого есть дух жизни (Берейшит 6:17; 7:22—23). И 24 пасук повествует: «и остался только Ноах и что с ним в ковчеге» по одной простой причине «Ноах же понравился очам Ашема» (6:8), «ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в этом поколении» (7:1).

Потоп длился почти год. Как мог спастись человек в таком катаклизме, притом и без еды? Такие мощные животные, как динозавры, и то скончались. В Берейшит 14:13 сказано о спасшемся. Но разве здесь речь о спасшемся от потопа? Речь идёт о человеке, спасшемся от плена. Даже имя его здесь не упоминается.

Рефаимы упоминаются даже и в 2Шмуэля 21:16. Да и сейчас немало таких огромных людей. К примеру, баскетболисты. В пример можно взять бывшего российского игрока баскетбольной команды, которому (если мне не изменяет память) уже около пятидесяти, но он продолжает расти. Диагноз заболевания — гиперфункция гипофиза. Прошу прощения, если я чем-то Вас обидел. С уважением, Николай

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом и браха, уважаемый Николай!

Вам не за что просить прощения, никакие вопросы не могут обидеть, если не заданы единственно с такой целью. Но чтобы не повторяться, посоветую Вам поискать на сайте то, что мы уже писали об Оге, недавно эта тема поднималась несколько раз. Возможно, мне стоило более ясно подчеркнуть, что понимание текста Письменной Торы передано нам по Традиции мудрецами — и это собственно Устная Тора, без которой мы бы не смогли даже правильно прочитать написанное, так как не знали бы огласовок.

С другой стороны, некоторые вещи мы можем понять сами, внимательно читая текст и используя аналогии. Например, если Всевышний сказал, что истребит ВСЁ живущее, мы имеем право предположить, что имеется в виду ПОЧТИ ВСЁ. Ведь сказано чуть раньше: «и извратились все живущие» — но ведь не все же, как мы знаем. Ведь сразу вслед за этим сказано, что Ноах оставался праведником, следовательно, слово «все» может означать «подавляющее большинство».

Кроме того, существует предание, что Потоп был отложен еще на семь дней (есть на это намек и в тексте — см. Берейшит 7:10) из-за траура по праведнику Метушелаху. Получается, что когда «увидел Всевышний, что извратилось все живое…», Метушелах тоже был еще жив. Соответственно, предание о спасшихся отдельных людях или великанах не противоречит ни логике, ни букве Писания. А о том, как могли выжить те, кто уцелел, можно сказать, что если на то была воля Творца, Он мог дать им такую возможность. Ведь и Ноах, несмотря на все видимые приготовления, не смог бы выжить, если бы не чудо, совершённое Всевышним. Таким чудом, по большому счету, является и вся наша жизнь…

По поводу «беженца», спасшегося от плена. Вы правы в том, что простое понимание текста именно таково. Но почти все комментаторы приводят предание мудрецов, что имеется в виду тот, кто спасся от потопа. Одно из объяснений, на котором базируется такое толкование: если бы это был обыкновенный беженец, было бы написано просто палит. А поскольку слово употреблено с определенным артиклем — а-палит, можно усмотреть в этом намек на предание об особенном человеке, который спасся не только от войны (что, возможно, удалось не ему одному), но и от потопа. Так комментирует Мальбим, а другой вариант объяснения мы уже излагали в предыдущих ответах.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


В этой главе — множество великих чудес, которые совершил Всевышний для евреев во время Исхода из Египта: и чудо с огненным столбом, который указывал народу путь в ночи, и наказание армии фараона, и великое чудо раскрытия вод Красного моря, и ман (манна) с неба. А кроме того, описываются первые стоянки евреев в пустыне, война с Амалеком и многое другое. Читать дальше

Тора с комментарием Раши, книга Шмот, глава Бешалах

Избранные комментарии к недельной главе Бешалах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания

Шаббат Шира

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.

Соблюдать союз Авраама. Бешалах

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Ученик должен уважать и почитать учителя Торы больше, чем своих родителей. Учитель должен постоянно учиться.