Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

«Наставление для заблудших (колеблющихся)». Фундаментальный труд, написанный в 1190 году великим еврейским мудрецом и учителем, раби Моше бен Маймон (он же Рамбам; 1135, Кордова, — 1204, Египет). Одно из крупнейших произведений средневековья, оказавшее влияние на развитие не только еврейской мысли, но и на многих мусульманских и христианских философов (Альберт Великий, Фома Аквинский, Лейбниц). Книга написана на арабском языке, в начале 13 века переведена на иврит. Главная тема — познание мира через религию. Прием, который использует автор, — апелляция к разуму при помощи рациональных объяснений.

Вначале Рамбам обсуждает тему атрибутов Всевышнего (бытие, единство, бестелесность и пр.). Множественность атрибутов не противоречит единству Его существования, поскольку все они интерпретируются как характеристика действий, совершаемых Б-гом над Своим творением. Единственный путь для описания Творца — негативный: Он не ограничен ни временем, ни пространством и т.д. Из единства Творца вытекает единство мира. Затем излагаются 26 положений о существовании Всевышнего. В них автор оперирует такими понятиями как движение, необходимость и случайность, структурность, потенциальность и пр. В следующей части рассматривается природа пророчества. По Рамбаму, сила пророчества, исходящая от Б-га, воздействует на интеллект человека, а затем на его воображение. Воображение является конечной целью пророчества, именно оно играет ключевую роль в той политической роли, которую берет на себя пророк. Завершается книга рассуждениями автора относительно мирового зла и Б-жественного Провидения.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Письменная Тора — тексты священных писаний. Разберемся, что входит в Письменную Тору, кроме Пятикнижия Моисея (Хумаша). Читать дальше

Танах

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

История еврейского народа 55. Караимский раскол

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Караимы, как и их предшественники цадуким (садукеи), открыто выступили против Устной Торы и традиции, передаваемой мудрецами.

От Синая до наших дней. История передачи устной Торы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Откуда мы знаем о Синайском Откровении?

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.