Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

«Наставление для заблудших (колеблющихся)». Фундаментальный труд, написанный в 1190 году великим еврейским мудрецом и учителем, раби Моше бен Маймон (он же Рамбам; 1135, Кордова, — 1204, Египет). Одно из крупнейших произведений средневековья, оказавшее влияние на развитие не только еврейской мысли, но и на многих мусульманских и христианских философов (Альберт Великий, Фома Аквинский, Лейбниц). Книга написана на арабском языке, в начале 13 века переведена на иврит. Главная тема — познание мира через религию. Прием, который использует автор, — апелляция к разуму при помощи рациональных объяснений.

Вначале Рамбам обсуждает тему атрибутов Всевышнего (бытие, единство, бестелесность и пр.). Множественность атрибутов не противоречит единству Его существования, поскольку все они интерпретируются как характеристика действий, совершаемых Б-гом над Своим творением. Единственный путь для описания Творца — негативный: Он не ограничен ни временем, ни пространством и т.д. Из единства Творца вытекает единство мира. Затем излагаются 26 положений о существовании Всевышнего. В них автор оперирует такими понятиями как движение, необходимость и случайность, структурность, потенциальность и пр. В следующей части рассматривается природа пророчества. По Рамбаму, сила пророчества, исходящая от Б-га, воздействует на интеллект человека, а затем на его воображение. Воображение является конечной целью пророчества, именно оно играет ключевую роль в той политической роли, которую берет на себя пророк. Завершается книга рассуждениями автора относительно мирового зла и Б-жественного Провидения.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат? В чем состоит цель испытаний и какие личные средства необходимы для их успешного преодоления? Читать дальше