Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Помещенный в специальных футляр свиток пергамента из кожи «чистого» животного, прикрепленный к дверному косяку еврейского жилища. На свиток нанесены два отрывка из Торы (Дварим 6:4—9 и 11:13), входящие в молитву Шма Исраэль, в которых упоминается заповедь мезузы. С внешней стороны на свитке пишутся три буквы — шин, далет, йуд (Всемогущий; толкуется как сокращение от слов: Охраняющий двери Израиля). Футляр помещен на правый косяк, если смотреть снаружи. В ашкеназских общинах принято вешать футляр так, чтобы его верхняя часть была чуть наклонена внутрь помещения. Каждые семь лет свиток проверяют не меньше двух раз. Он должен удовлетворять ряду специальных правил, то же самое относится к его написанию. Прикрепляя мезузу, произносят особое благословение, текст которого можно найти в любом сидуре (сборнике молитв и благословений).

Заповедь вешать мезузы дана в Торе дважды: «Напишешь их (слова Торы, входящие в текст свитка мезузы) на дверных косяках твоего дома и на твоих воротах». Мезуза не имеет нечего общего с амулетом (специальным предметом, призванным охранять его владельца). Вера в охранные свойства амулетов запрещена иудаизмом. Заповедь мезузы евреи выполняют потому, что так предписывает Тора. Рамбам поясняет (Законы тфилин 6:13): «Заповедь иметь мезузу напоминает при каждом нашем приходе или выходе из дома о единстве Всевышнего и должной любви к Нему».

За пределами Израиля мезузу вешают на двери через 30 дней после въезда в съемную квартиру. В Эрец Исраэль ее прикрепляют немедленно после вселения. И еще одно важное правило: мезуза должна висеть не только на входных дверях, но на всех внутренних дверях дома (кроме ванных комнат и туалетов).

Нет еврейского дома без мезузы. Самые древние дошедшие до нас мезузы относятся к эпохе Второго Храма. Оставленные евреями дома легко опознаются по дверной выемке, где раньше хранилась мезуза. Такие старые здания можно найти в Праге, Вильнюсе и многих других городах Европы. Такие дома можно найти и в Хевроне, где этот характерный знак все еще заметен на многих домах, построенных до погрома 1929 года.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше