Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Помещенный в специальных футляр свиток пергамента из кожи «чистого» животного, прикрепленный к дверному косяку еврейского жилища. На свиток нанесены два отрывка из Торы (Дварим 6:4—9 и 11:13), входящие в молитву Шма Исраэль, в которых упоминается заповедь мезузы. С внешней стороны на свитке пишутся три буквы — шин, далет, йуд (Всемогущий; толкуется как сокращение от слов: Охраняющий двери Израиля). Футляр помещен на правый косяк, если смотреть снаружи. В ашкеназских общинах принято вешать футляр так, чтобы его верхняя часть была чуть наклонена внутрь помещения. Каждые семь лет свиток проверяют не меньше двух раз. Он должен удовлетворять ряду специальных правил, то же самое относится к его написанию. Прикрепляя мезузу, произносят особое благословение, текст которого можно найти в любом сидуре (сборнике молитв и благословений).

Заповедь вешать мезузы дана в Торе дважды: «Напишешь их (слова Торы, входящие в текст свитка мезузы) на дверных косяках твоего дома и на твоих воротах». Мезуза не имеет нечего общего с амулетом (специальным предметом, призванным охранять его владельца). Вера в охранные свойства амулетов запрещена иудаизмом. Заповедь мезузы евреи выполняют потому, что так предписывает Тора. Рамбам поясняет (Законы тфилин 6:13): «Заповедь иметь мезузу напоминает при каждом нашем приходе или выходе из дома о единстве Всевышнего и должной любви к Нему».

За пределами Израиля мезузу вешают на двери через 30 дней после въезда в съемную квартиру. В Эрец Исраэль ее прикрепляют немедленно после вселения. И еще одно важное правило: мезуза должна висеть не только на входных дверях, но на всех внутренних дверях дома (кроме ванных комнат и туалетов).

Нет еврейского дома без мезузы. Самые древние дошедшие до нас мезузы относятся к эпохе Второго Храма. Оставленные евреями дома легко опознаются по дверной выемке, где раньше хранилась мезуза. Такие старые здания можно найти в Праге, Вильнюсе и многих других городах Европы. Такие дома можно найти и в Хевроне, где этот характерный знак все еще заметен на многих домах, построенных до погрома 1929 года.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Элияу а-Нави (он же пророк Илия) — величайший праведник и пророк. Согласно сокровенной традиции, Элияу стал новым воплощением души первосвященника Пинхаса, сына Элазара-коэна и внука первосвященник Аарона. Читать дальше

Ахав и Изевель

Рав Яаков Баум

Темные страницы еврейской монархии

О Машиахе

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ

Из главы «Законы о царях и о войне», книга «Мишне Тора»

Когда придет Машиах?

Журнал «Мир Торы»

Майса

«Ки тиса» («Когда будешь вести счет»). ДОЛГО ЛИ УСИДИШЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.