Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что такого ужасного в разврате?

Темы: Грех, Заповеди, Мировоззрение, Разрушение Храма, Разврат, Рав Эльяким Залкинд

Отложить Отложено

Шалом! Насколько мне известно, есть 3 запрета, о которых сказано, что их нельзя нарушить даже под угрозой смерти: убийство, идолопоклонство и разврат (недопустимые связи, см. Ваикра 18). Есть мнение, что в их число входит и злословие. Что касается убийства, идолопоклонства и злословия, мне ясен ущерб, который они наносят мирозданию, и, соответственно, причина столь строгого к ним отношения. Однако неясно, какой ущерб причиняют миру запрещённые связи или чем они противоречат представлению о Б-жественном? Если скажете, что это «оскверняет» (מטמא) душу, то ведь и свинина «оскверняет» душу.

Я пытался размышлять, но не могу понять, что такого ужасного в этом грехе. Ясно, что он разрушает семьи и отнимает время, но почему именно за это — умереть, но не нарушить? Должно быть что-то глубокое, чего я не понимаю. Спасибо, с большим уважением… М.

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемый М.,

Небольшое предисловие. Сказано в Талмуде (Санедрин 72а): «Если говорят человеку: нарушь заповедь — и не будешь убит, все заповеди Торы пусть нарушит и не будет убит. Кроме запретов идолопоклонства, разврата и кровопролития».

Раши объясняет, что Всевышний разрешил нарушить остальные заповеди в ситуации угрозы жизни потому, что человек должен «жить по заповедям, а не умереть за них» — Он дорожит нашей жизнью.

Если так, нужно понять, в чем особенность этих трех запретов, почему о них не сказано «жить по заповедям». И дело здесь не в строгости наказания за их преднамеренное нарушение (вплоть до лишения жизни судом Небес или решением земного суда). Есть и другие запреты, за нарушение которых полагается такое наказание, и, тем не менее, Всевышний предписал нарушить их, если жизни человека угрожает опасность.

Маараль из Праги в своей книге Нэцах Исраэль (гл. 4) касается этого вопроса, говоря о причинах разрушения Храма. Сказали мудрецы (Йома 9 б), что Первый Храм был разрушен именно из-за этих трех страшных преступлений, ставших «распространенной практикой». Маараль объясняет, почему это случилось. Ведь благодаря Храму было возможно Б-жественное присутствие (Шхина) в еврейском народе. Шхина могла пребывать лишь в чистом, освящённом месте. Поэтому, когда люди загрязнили, осквернили себя этими преступлениями, каждое из которых Тора называет «нечистотой» (тум-а), они потеряли право на явное присутствие Всевышнего среди них, возможное благодаря Храму. Поэтому Храм был разрушен.

Однако Маараль «углубляет» свое объяснение. Состояние Храма однозначно зависит от состояния людей, человека. Человек же состоит (по наиболее общей «схеме») из трёх сил: разума, души и тела (коах а-сэхель, а-нэфеш вэ-а-гуф). И три страшные преступления поражают эти три части.

Идолопоклонство разрушает силу и чистоту разума (подменяя истинные представления плодами воображения). Разврат, связанный с телесными вожделениями, оскверняет и разрушает тело. Кровопролитие — душу (ведь душа соединяется с телом через кровь, и кровопролитие, убийство, разрушает связь души с телом; поэтому, мера за меру, разрушается душа того, кто совершил это преступление). И, поскольку сущность человека была поражена этими преступлениями во времена Первого Храма, был разрушен и сам Храм, существование которого обусловлено состоянием человека.

И ещё углубляет Маараль свое объяснение: сам Храм подобен человеку.

Перескажем его слова (близко к тексту, но в сокращении, поэтому желательно, если есть такая возможность, посмотреть в самой книге):

Есть множество творений в мире, но избрал Творец из всего, что есть на земле, человека для служения Себе. И так же из множества мест на земле избрал Он одно место, место для Храма. И, как вложил Всевышний душу в человека, искорку от славы Своей, так озарил Он Храм Своей славой и светом. И потому святой Храм, предназначенный для раскрытия в нём драгоценности — Славы и присутствия Всевышнего, подобен полностью «храму» человека, в котором также есть драгоценность — Слава души.

И в «храме» человека есть три стана, каждый из которых должен быть чист и освящен. Место пребывания одного связано с печенью (и нижней частью тела). В этом стане — естественные силы человека, силы питания, роста, порождения и т.д. Второй стан — в сердце, с ним связаны силы эмоций. Третий — в мозге, там мышление, память, знание. Так и у Храма три стана: Йерушалаим, Храмовая гора, сам Храм. Душа человека в трёх своих проявлениях (нэфеш, руах, нэшама) присутствует в трёх станах человека, подобно присутствию Всевышнего, Шхине, в Храме.

Когда же были осквернены грехами людей три части «храма» человека: стан естественных сил — запретными вожделениями, приведшими к разврату, стан сердца — местью, враждой, приведшими к кровопролитию, стан мозга и разума — иллюзиями чужих верований и служений, доведших до идолопоклонства, — были утрачены совершенство и чистота человека, необходимые для пребывания в своих станах сил его души. Тогда и Шхина оставила свой стан и был разрушен Храм, подобный во всём человеку.

И надлежит человеку, поскольку он подобен святому Храму, освящать себя и удаляться от вещей, загрязняющих душу, которая пребывает в «храме» человека. И освящение его (тоhорато) осуществляется посредством отделения от трех преступлений — от чуждого служения, от запрещённых связей и от кровопролития. Так, что остаётся «храм», предназначенный для присутствия всех частей души человека, святым и чистым (кадош вэ-таhор).

Итак, мы пересказали объяснение Маараля. Добавим только, что в той же главе Маараль говорит и о причине разрушения Второго Храма. Это было упомянутое Вами четвертое нарушение — злословие и вызванная им напрасная ненависть.

Думается, что объяснение Маараля зацаль может служить ответом на Ваш вопрос. Разврат не в меньшей мере, чем два других страшных преступления, противоречит замыслам Творца, раскрытию Его присутствия в мире. Приносит великий ущерб: разрушение святости, места пребывания Шхины, гибель несчетного числа людей, изгнание уцелевших, рассеяние их по всему миру. И до сих пор продолжается «сокрытие». Нарушение этого запрета также приводит к разрушению самого человека, его тела, его души.

Поэтому открыл нам Творец, что нарушение этого запрета (как и двух других) не похоже на нарушение остальных заповедей Торы. Остальные заповеди человек обязан нарушить, чтобы сохранить жизнь, так как Всевышнему дорога живая душа человека в этом мире. Но эти три преступления разрушают самого человека, совершающего их, его тело и его душу. Всевышний открыл нам, что правильнее пожертвовать жизнью, но сохранить душу, сохранить человеческую суть.

В заключение стоит добавить: обратите внимание, что в главе Ахарей мот (Ваикра 18), где перечисляются все виды запрещенных Торой связей, именно о них сказано: «И храните Мои законы… и не совершайте того… чтобы не исторгла вас эта земля».

И еще, в Йом-Кипур, день раскаяния и возвращения к Творцу, читают именно эту главу Торы — о запрещенных связях. Как видно, это преступление является корнем многих других преступлений, приводящих, в том числе, и к идолопоклонству, и к кровопролитию.

Присутствует этот запрет и в Десяти речениях, «концентрированном выражении» всех заповедей Торы (лё тин-аф).

Более подробно о разрушительном воздействии этого преступления на людей и мироздание см. комментарии на главу Ахарей мот: Рамбан, Рабейну Бхаей, в книгах, объясняющих заповеди.

Каково конкретное содержание этого запрета в соответствии с Торой и постановлениями мудрецов — отдельная галахическая тема.

С уважением и пожеланием хорошей записи, скрепленной печатью, в Книге жизни и благословенного года, Эльяким Залкинд

Материалы по теме


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше