Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Должен человек посвятить себя изучению тех премудростей, которые дадут ему представление о его Владыке настолько, насколько возможно это понять и постичь»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 10, 6
Мидраш о том, как происходило возвращение Моше в Египет. Освобождение еврейского народа было сопряжено с огромными трудностями.

4. Возвращение в Египет и десять казней

Моше и Аарон вместе пришли в землю Гошен и объявили евреям, что вскоре Всевышний избавит их из рабства (Шмот 4:29—31; Сефер аяшар, Шмот). И чтобы потребовать от фараона отпустить сынов Израиля на свободу, они повели депутацию старейшин к его дворцу. Но по пути старейшины по одному и по двое стали незаметно отставать от процессии. А ближе к дворцу, где с одной стороны дороги лежали тела казненных, с другой — висели распятые, разбежались последние из старейшин. Тогда Моше сказал брату: «Им Творец ничего не повелел, но нам Творец повелел. Пойдем и выполним Его поручение, пусть даже нас за это казнят!» (Шмот раба 5:14; Ялкут Шимони, Шмот 174; Мидраш аГадоль, Шмот 5:1; Раши, Шмот 5:1).

Вход во дворец охраняли могучие львы, которые набрасывались на всякого, кто пытался приблизиться без разрешения жрецов-укротителей. Но, повинуясь посоху Моше, львы пропустили двух праведников во дворец, а сами побежали вслед за ними, ласкаясь, как собаки к хозяевам. И когда Моше и Аарон вошли в тронный зал в сопровождении резвящихся львов, перепуганный фараон, юный карлик Адикам-Авуз, спросил: «Что вам нужно?!» И они ответили (Моше говорил Аарону, а тот передавал его слова фараону): «Б-г евреев послал нас к тебе сказать: Отпусти Мой народ, и они будут служить Мне!» (Шмот 5:1, 7:1—2, Раши; Танхума, Ваэра 10; Сефер аяшар, Шмот; Ялкут Шимони, Шмот 176).

Тем временем Билам, который по-прежнему был советником фараона, сумел уверить его, что Моше и Аарон такие же маги, как и египетские жрецы, и необходимо устроить им экзамен (Сефер аяшар, Шмот; Ялкут Шимони, Шмот 176). И когда фараон потребовал доказательств, Аарон, следуя приказу Моше, бросил свой посох — и посох превратился в крокодила (Шмот 7:10). «Таковы знамения вашего Б-га?! — насмешливо спросил фараон. — Обычно купцы привозят свои товары туда, где в них есть нужда! Не привозят рыбу в портовый город Акко, где полно рыбы! Неужели вы не знали, что все маги собраны при моем дворе?!» Он велел позвать пятилетних мальчиков, обучавшихся в школе магов, и они тоже сумели превратить посохи в крокодилов. Затем он позвал свою жену, и она превратила посох в крокодила (Шмот раба 9:6). А в заключение и жрецы превратили свои посохи в крокодилов. Тогда посох Аарона, снова превратившись из «крокодила» в посох, проглотил всех крокодилов, созданных жрецами фараона с помощью магии (Шмот 7:11—12). В книге Зоар объяснено, что посох Моше, на котором был написано имя Б-га, обладал большей святостью, чем посох Аарона, — поэтому-то теперь для чуда был использован посох Аарона, ведь ему предстояло проглотить посохи жрецов, а Всевышний не желал осквернять посох Моше духовной нечистотой (Зоар 2, 28а).

Фараон, пораженный увиденным чудом, повелел принести к нему египетскую «Книгу богов» и стал искать в ней имя Б-га евреев, чтобы узнать что-нибудь про Него. И не нашел. Тогда он сказал: «Я не знаю Б-га, о котором вы говорили, и Его народ не отпущу! …Зачем, Моше и Аарон, вы отвлекаете народ от его трудов?» — и он прогнал их, повелев своим сановникам загрузить сынов Израиля еще более тяжелой работой, чтобы они не тешили себя пустыми надеждами (Шмот 5:4—9; Сефер аяшар, Шмот).

А когда гнет усилился, рабы-евреи сказали Моше и Аарону: «Осудит вас Б-г за то, что вы вызвали на нас гнев фараона!» (Шмот 5:21) — и более не захотели слушать объяснений Моше (там же 6:9).

И тогда Моше вернулся в Мидьян к семье и провел там несколько месяцев, а затем, в конце тамуза, возвратился в Египет (Шмот раба 5:19, Радаль; р. Бехайе, Шмот 10:5). И в первый день следующего месяца ав Моше подстерег фараона у реки Нил (Шмот 7:15; Седер адорот). Поскольку фараон выдавал себя за бога и убеждал своих поданных, что он не нуждается в отправлении естественных потребностей, то ему приходилось рано утром тайно выходить омываться в Нил, — и там, погрузившись в воду, он справлял свои потребности за весь день. Моше подловил его на пути к реке (Шмот раба 9:8; Танхума, Ваэра 14; Раши, Шмот 7:15). «Дай мне справить нужду, а потом я с тобой поговорю», — пообещал фараон. «Разве бывает бог, который ходит по нужде?!» — насмешливо спросил его Моше (Ялкут Шимони, Ваэра 182).

Тем временем Б-г повелел Моше, чтобы тот превратил воды Нила в кровь — если фараон вновь откажется отпустить сынов Израиля. Но Моше возразил: «Я не могу наказывать эту реку! Ведь, когда меня беззащитным младенцем опустили в ее воды, река сберегла меня. Разве человек, который пил из колодца, станет засыпать его камнями?!» И Творец согласился: «Пусть эту казнь совершит Аарон» (Шмот раба 20:1). И как только фараон отказался выполнить волю Б-га, Аарон, следуя приказу Моше, ударил посохом по воде Нила, и она превратилась в кровь — а одновременно вся вода в Египте стала кровью (Шмот 7:19—21). Эта кара продолжалось в течение семи дней (Шмот 7:25, Раши; Шмот раба 9:12; Седер адорот). Но и жрецы сумели превратить в кровь небольшую порцию воды, добытую ими из-под земли. Поэтому фараон не уступил Моше и Аарону, полагая, что они просто не менее искусные маги и колдуны, чем его жрецы (Шмот 7:21—23).

На первый день следующего месяца элуль страну наполнили вышедшие из реки лягушки (Шмот 8:1—2; Седер адорот; Ягель либейну). А поскольку эта кара тоже была связана с Нилом, то и ее Всевышний совершил через Аарона, так как Моше не захотел отплатить реке злом за сделанное ему добро (Шмот раба 10:4). Не выдержав натиска лягушек, фараон позвал к себе Моше и Аарона, попросив: «Помолитесь Б-гу, пусть Он удалит лягушек от меня и от моего народа, и я отпущу ваш народ». Но как только благодаря молитве Моше лягушки исчезли, фараон укрепил свое сердце и не отпустил сыновей Израиля из Египта (Шмот 8:4—11). Эта кара тоже продолжалась семь дней — как и все последующие (Шмот раба 9:12).

На первый день месяца тишрей нового 2448 года /1312 г. до н.э/, в День Суда — Рош ашана, весь Египет наполнился вшами (Шмот 8:12—13; Седер адорот; Ягель либейну). А жрецы фараона, которые прежде повторяли, хотя и в малой степени, все чудеса Аарона, не сумели воспроизвести превращение земного праха во вшей и признали: «Это перст Б-га» (Шмот 8:12—15; Седер адорот). После этой кары прекратилось рабское угнетение (Рош ашана 11а). Но фараон по-прежнему не отпускал сынов Израиля, все еще полагая, что Моше и Аарон — величайшие в мире маги (Шмот 8:12—15; Дваш лефи 20; Мидраш Лель Шимурим с. 107).

В последующие месяцы египтян постигло еще несколько казней: в начале хешвана — нашествие диких зверей, а в кислеве — падеж скота (Шмот 8:16—9:7; Седер адорот; Ягель либейну).

А следующие четыре казни были совершены через Моше (Шмот раба 12:4). В первый день месяца тевет, следуя повелению Б-га, он бросил две полные пригоршни печной золы к небу, и на египтянах — и даже на самих жрецах фараона — появились гнойные язвы. В первый день швата Моше простер свой посох к небесам, и на страну обрушился огненный град, побивающий животных и растения, — и только в земле Гошен, где жило большинство сыновей Израиля, града не было. Напуганный фараон вновь призвал к себе Моше и Аарона, сказав им: «Согрешил я на этот раз, прав Б-г, а я и мой народ — грешны. Помолитесь Б-гу, чтобы прекратились гром и град, и я отпущу вас». По молитве Моше бедствие прекратилось, но фараон опять не выполнил свое обещание (Шмот 9:8—35; Седер адорот; Ягель либейну).

В первый день месяца адар Моше простер свой посох над Египтом, и сильный восточный ветер принес огромные стаи саранчи, которые покрыли всю землю и пожрали то, что уцелело после града. Фараон снова призвал к себе Моше и Аарона, сказав: «Согрешил я перед вашим Б-гом и перед вами! А теперь прости мой грех! И помолитесь за меня Б-гу, чтобы Он избавил меня от этой казни». По молитве Моше вся саранча была унесена ветром в море, но фараон, ожесточившись, не отпустил евреев (Шмот 10:12—20). А на первый день месяца нисан Моше вознес свою руку к небесам и на Египет пала непроницаемая мгла — но в жилищах сыновей Израиля был свет (Шмот 10:21—23; р. Бехайе, Шмот 10:5; Седер адорот). Фараон призвал к себе Моше и сказал, что евреи могут уходить из Египта — но только без своих стад. Однако Моше не принял это условие. И когда фараон, рассвирепев, закричал: «Уйди от меня прочь! Берегись и больше не являйся ко мне!», — Моше ответил: «Верно ты говоришь: больше я к тебе не приду! Но еще одна казнь обрушится на Египет! — добавил он. — Умрет всякий первенец: от первенца фараона до первенца рабыни и все первенцы скота. И будет великий вопль по всей стране Египетской, какого не было и никогда больше не будет. И сойдут все твои рабы ко мне и поклонятся мне, говоря: Уходи — ты и весь народ твой! И после этого я уйду из страны» И Моше навсегда покинул дворец фараона (Шмот 10:24—29, 11:4—8, Раши).

Мгла окутывала страну в течение шести дней, и за это время умерли многочисленные евреи, восстававшие против Б-га и не желавшие уходить с Моше из Египта (Шмот раба 14:3; Ялкут Шимони, Бо 208; Сефер аяшар, Бо; Раши, Шмот 13:18; Седер адорот).

В десятый день месяца нисан Б-г повелел Моше, чтобы каждая семья припасла по ягненку, а на четырнадцатый день месяца, ближе к вечеру, зарезала его в жертву Б-гу. Кровью этого ягненка следовало помазать косяки и притолоку в домах, чтобы Всевышний не поразил евреев вместе с первенцами Египта (Шмот 12:1—13). «Владыка Вселенной, — недоуменно спросил Моше, — разве я могу это сделать? Ведь Ты знаешь, что овцы — это божества египтян?! Как мы принесем это божество в жертву на их глазах, и они не побьют нас камнями?!» «Клянусь твоей жизнью, — ответил Б-г, — что сыны Израиля не выйдут отсюда до тех пор, пока не зарежут богов египтян у них на глазах, чтобы они поняли, что их боги ничего не значат». А поскольку овнам поклонялись не только египтяне, но и многие сыны Израиля, перенявшие их обычаи, Всевышний добавил: «Все время, пока сыны Израиля служат египетским идолам, они не будут избавлены. Иди и скажи им, чтобы они оставили свои дурные дела и отказались от идолопоклонства. …Пусть возьмут себе ягнят и зарежут божков Египта!» (Шмот раба 16:2—3). И Моше передал повеление Б-га старейшинам и народу (Шмот 12:21—27).

  • 14 нисана, в четверг, Моше и Аарон сделали обрезание всем сынам Израиля, чтобы каждый смог принести пасхальную жертву, ведь Всевышний повелел (Шмот 12:48): «Но необрезанный не должен есть от нее» (Бемидбар раба 11:3; Седер олам раба 5). А в полночь 15 нисана в Египте начался мор, и погибли первенцы в каждом доме (Шмот 12:29—30). Всевышний поразил и первенцев по отцу, и первенцев по матери, а в доме, где не было первенца, умирал глава семьи (Шохер тов 105:10). И также погибли девочки и женщины, которые были первыми у своих родителей, — кроме сводной сестры фараона, Батьи, спасенной благодаря молитве Моше (Шмот раба 18:3; Шохер тов 136:10). В ту ночь Батья и перепуганный фараон, который тоже был первенцем, отправились разыскивать Моше по улицам столицы (Сефер аяшар, Бо; Седер адорот). Фараон переходил от дома к дому и в панике кричал: «Где Моше?! Где Аарон?!» (Ялкут Шимони, Бо 208; Раши, Шмот 12:31).

А в это время Моше и Аарон возлежали за пасхальной трапезой и веселились вместе со своими семьями: они пили вино и пели гимны Всевышнему (Сефер аяшар, Бо; Мидраш Ваиша; Седер адорот). Фараон постучался в дверь, и жалобно попросил: «Мой любимый Моше, пожалуйста, помолись за нас перед Б-гом, а иначе не останется ни одного живого человека во всем Египте!» «Кто ты такой?» — спросил Моше. «Это я, униженный фараон!» «Почему ты сам явился ко мне? Разве цари стучатся по ночам в двери?! Я не могу к тебе выйти, ведь Б-г сказал нам (Шмот 12:22): Никто из вас не должен выходить за дверь своего дома до утра». «Так хотя бы подойди к окну» — попросил фараон, и Моше выполнил его просьбу (Мидраш Ваиша; Мидраш Лель Шимурим с. 159).

И тогда Батья стала упрекать его: «Так-то ты отплатил мне и нашему царскому дому за то, что я тебя вырастила?! А ты привел на нас все эти казни!» Но Моше спросил ее: «Скажи, из десяти казней, которые Б-г обрушил на Египет, хоть одна причинила тебе вред и ущерб?» И она ответила: «Нет. Но разве это может меня утешить, если гибнет царский дом моего брата?!» «Твой брат и его слуги не слушали слов Б-га, — объяснил ей Моше, — за это и настигли их все беды. Но твой брат тоже не умрет, хоть он и первенец, ибо Творец повелел оставить его в живых, чтобы он увидел и осознал великую силу Б-га!» (Сефер аяшар, Бо; Седер адорот). И тогда фараон упал перед Моше на колени и попросил: «Встаньте и уходите от моего народа — вы и все сыны Израиля» (Шмот 12:31; Шмот раба 20:3). «Безумец! — возразил ему Моше. — Разве мы воры, что убежим ночью?! Нет, мы выйдем открыто, на глазах всего Египта. Подожди до утра, ведь Б-г запретил нам выходить на улицу до рассвета» (Танхума, Бо 7; Шохер тов 113). «Но к тому времени погибнут все египтяне!» — в страхе возопил фараон. Если ты хочешь остановить эту казнь, — ответил ему Моше, то скажи: «Вы — свободны! Вы — рабы Б-га!» И фараон закричал: «Прежде вы были моими рабами, но теперь вы свободны! Теперь вы рабы Б-га и Его должны прославлять!» (Шохер тов 113).

В ту же ночь в землю Гошен были отправлены вестники-египтяне, чтобы известить сыновей Израиля о том, что им разрешено покинуть страну (Рамбан, Шмот 12:31, Бейт аяйн 3), — это произошло ровно через год после того, как Моше услышал голос, обращенный к нему из горящего куста на горе Хорев (Седер олам раба 5).

с разрешения издательства Швут Ами


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.