Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Фараон

Фараон (פרעה)‎ — титул египетских царей. Во второй книге Пятикнижия — книге Шмот (Исход) — повествуется о том, как фараон поработил еврейский народ, безмерно изнурял его и отказался выпустить из Египта. Фараон и египтяне за все свои злодеяния по отношению к евреям были наказаны Десятью казнями Египетскими. Многие еврейские мудрецы видят образ фараона как архетип определенного мировоззрения, противоположного мировоззрению иудаизма. Рамбам пишет о фараоне как о символе дурного начала (ецер а-ра).

Оглавление

Как звали фараона? [↑]

В Танахе упоминается несколько фараонов. Иногда слово «фараон» стоит рядом с именем собственным египетского правителя. Так, например, в книге Царей (Малахим II 23:29) говорится о фараоне Нехо, а у пророка Ирмияу (Ирмияу 44:30) — о фараоне Хофра. Но в Хумаше, в книге Шмот, написано просто «фараон» — на иврите «Паро». Поэтому вопрос о том, при каком фараоне происходил исход евреев из Египта, является предметом спора среди ученых.

До конца не ясно, «паро» — это лишь титул, или это — имя египетского правителя, которое затем переросло в название (как, например, титул «цезарь» в Др. Риме).

Большинство отождествляет фараона-притеснителя с Рамзесом II, который воздвиг в Нижнем Египте множество строений и городов, напоминающих здания, о которых сообщается в Танахе. Один из двух городов, сооруженных израильтянами, даже носил его имя: «И поставили над ним данщиков, чтобы притеснять его своими тяжкими трудами, и построил он города-хранилища для Паро: Питом и Раамсес» (Шмот 1:11). А значит, считают исследователи, фараоном Исхода был сын этого фараона-притеснителя Рамзеса II, которого также называли Мернептах.

Согласно другой версии, это был Аменофис. С учетом того, что у каждого египетского правителя было пять имен, обозначающих его различные статусы, путаница в именах неизбежна.

Еврейская традиция сообщает, что после смерти старого фараона воцарился его сын. Есть мидраш, который немного разъясняет личность фараона: новым правителем стал двадцатилетний принц Адикам, которого прозвали «авуз», за то, что он был очень маленького роста. Адикам возобновил давний указ своего отца: если евреи не успевали изготовить необходимое количество кирпичей, то в стену замуровывали их детей (Сефер аяшар, Шмот; Моэд катан 18а; Седер адорот).

Фараон и евреи [↑]

О порабощении евреев египтянами Тора говорит (Шмот 1:10,13): «И встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа, и сказал он народу своему: вот народ сынов Израиля многочисленнее и сильнее нас. Давайте ухитримся, чтоб не размножался он… и поработили египтяне сынов Израиля тяжким трудом».

Фараон поработил евреев не открыто, а с помощью хитрости. «Намек» на это содержится также в словах «тяжкий труд»парех, которое можно прочесть как пэ рах«мягкие уста»: сначала — заманчивыми речами, а затем — тяжким трудом (Сота 11 б).

Мидраш рассказывает, что вначале фараон вежливо попросил у евреев об одноразовом добровольном участии в работах в знак благодарности за гостеприимство. Для повышения мотивации за каждый изготовленный кирпич была обещана высокая плата. Кроме того, фараон также присутствовал на стройке, держа в руках орудия труда.

Под вечер фараон приказал подсчитать количество кирпичей, изготовленных каждым евреем, и с этого момента это стало их ежедневной обязательной нормой (Мидраш Агада к Шмот 1:13 и др.).

Поэтому и возмездие должно было прийти к Фараону путем хитрости, мера за меру. Оно включало в себя плату евреям за годы рабского труда, десять казней и конечное наказание — тотальная гибель в Красном море.

Столкнувшись с неслыханной ситуацией (требованием рабов об освобождении), фараон реагирует очень странно. Почему он вдруг говорит: «Кто такой Вс-вышний, чтобы я Его послушался и отпустил Исраэль? Не знаю я Вс-вышнего, и Исраэль тоже не отпущу» (Шмот, 5:2). Объясняет Сфорно: так сказал фараон: «не знаю Вс-вышнего. Но если бы даже знал, не отпустил бы Израиль!»

Вопрос, заданный фараоном, повторяли потом в той или иной форме во все времена правители, считавшие себя хозяевами мира. Но, по сути, правитель Египта — не хозяин мира, а всего лишь крокодил. «Говори и скажешь: так сказал Г-сподь Б-г: вот Я — против тебя, Паро, царь Мицраима, большой крокодил, лежащий среди рек его, сказавший: “Мне принадлежит река моя и я (сам) сотворил себя”» — пишет пророк Йехезкель в 29 главе.

Именно таким и был фараон, который со слугами ждал появления Моше и его брата, с тем чтобы уничтожить их: жестокий диктатор, который принимал ванны из крови еврейских младенцев, самодур, который считал себя божеством. Следствием его слепого высокомерия явились необычайные чудеса, потрясшие империю до глубочайших ее основ.

Сердце фараона [↑]

Как мы знаем, фараон и египтяне были наказаны Десятью казнями Египетскими. Как после первых казней сердце фараона ожесточилось и стало твердым, так и после заключительных казней сказано: “И Б-г ожесточил сердце фараона”, “И Я ожесточил его сердце” и так далее. Тора не имеет здесь в виду, что Б-г вмешался в свободу выбора фараона и не дал ему исполнить Свое требование.

Абарбанель объясняет, что причиной ожесточения сердца фараона послужило только то, что казней было много и что они через какое-то время заканчивались, поэтому фараон убеждал себя каждый раз, что это случайность, а не Высший промысел.

“Ожесточение сердца” фараона связывается с Б-жественным деянием лишь потому, что Он, благословенный, насылал на Египет казни, пока из-за них фараон не ожесточил свое сердце.

Перед седьмой казнью градом Творец велит Моше сказать фараону: “На этот раз пошлю кары Мои прямо в сердце твое, и слуг твоих, и твоего народа, чтобы вы узнали — нет во всем мире подобного Мне”.

Слова “прямо в сердце” объясняют нам, что только сейчас, после шести казней, фараон признал свою неправоту: “И фараон призвал Моше и фараона, и сказал им: Виноват я на этот раз! Справедлив Б-г! А я и народ мой неправы” (Шмот, 9:27).

На этот раз фараон не только понял, но и сказал. Сказать правду — это совсем другой уровень осознания. Но фараон признал неправоту слишком поздно. И когда после этого не изменил своего поведения — его участь была решена!

Урок для всех нас состоит здесь в том, что надо учиться просить прощения вовремя и с душой — пока не поздно.

Последняя погоня [↑]

В свое время фараон побудил евреев зайти в ловушку рабства “добровольно”. И Вс-вышний побудил фараона по собственной воле гнаться за евреями и ступить в разверзшееся море.

Согласно предсказаниям, которые фараон получил ранее, Моше должен был погибнуть раньше, чем исполнит задачу своей жизни (так и случилось, и Моше не вошел в Землю Израиля). Было также обещано, что Моше будет перед смертью угрожать фараону десятью казнями.

Фараон решил, что он обязан выстоять. Главное — держаться и крепиться, и победа на море будет за ним. Фараон ожидал, что победа его будет в физическом уничтожении рабов. На самом деле нужна была победа над своей любовью к идолам — и для такой победы надо было попрощаться с евреями и повернуть домой.

Мидраш к главе Бешалах рассказывает: Фараон призвал египтян собрать войско и устремиться в погоню за евреями. Но население Египта не согласилось с планом фараона: недавние потери были еще слишком свежи в памяти. Поэтому фараон использовал все средства убеждения и разные ухищрения, чтобы заставить египтян согласиться. “Знайте, — сказал он им, — хотя по обычаю царей, чтобы защитить себя, я должен быть позади армии, в этой битве я буду скакать во главе!”

“Почему же ты будешь вести себя столь необычно?” — спросили фараона.

“Потому что эта война не против евреев, — ответил фараон. — Она против Самого их Б-га! Поэтому я буду во главе битвы!”

Фараон также обещал: “Я не буду требовать для себя большую часть добычи, как это заведено у царей. Я поровну разделю между вами добычу. Кроме того, я вознагражу вас, открыв свои сокровищницы. Я буду раздавать вам золото, серебро, жемчуг и драгоценные камни!”

Ни одному из слуг фараон не доверил запрячь свою колесницу. Он сделал это сам и воскликнул: “Это битва против Царя Царей. Поэтому мне следует запрячь колесницу самому”.

И сказал Ашем: “Я удостою тебя не меньшей чести! Я покараю тебя не через посланца, Я сам совершу наказание!”

Фараон выбрал шестьсот самых лучших колесниц, которые были в земле египетской. Кроме того, он взял и другие колесницы и назначил возниц.

Сам фараон решил уничтожить весь народ, заявив: “В прошлом я приказал, чтобы убивали лишь еврейских мальчиков, но теперь мы уничтожим их всех!”

Конец фараона [↑]

Что случилось с самим фараоном — точно не известно. Согласно одной версии, когда тонуло его войско, он остался в живых, чтобы стать свидетелем триумфа евреев. И только потом он тоже погиб в море. Согласно другой версии, он остался в живых, но так никогда и не вернулся в Египет. Он жил в изгнании, провозглашая величие Вс-вышнего.

Мидраш Пиркей де раби Элиезер указывает на фараона как на живой пример великой силы раскаяния. Когда фараон был брошен в море, он признал истинность силы Ашема, которую отрицал в прошлом. Поэтому Вс-вышний спас его, и тот бежал в Нинве, где стал царем. Именно к нему был направлен пророк Йона, и он прислушался к посланию пророка.

Фараон в каждом из нас [↑]

Тора рассказывает, что фараон заставлял евреев строить из некого материала — хомер. На духовном уровне это символизирует, что Фараон насаждал материализм: “хомер” на иврите — не только “материал”, но и “материя”. Когда мы материальное ставим выше духовного, в нас просыпается Фараон.

Фараон, который был представителем философии “моя сила и крепость моей руки”, продолжает властвовать над людьми. Наша задача — освободиться от оков фараонова мышления. И в более широком смысле — освободиться от дурного начала (ецер а-ра), который, как учит Рамбам, символизирует фараон.

Сила у дурного начала такова, что она отталкивает знания человека, разделяет его мозг и сердце. Злое начало диктует фараону не думать о том, что Вс-вышний — единственный правитель в мире, и вести себя так, будто он сам управляет всем. Следствие этого — не отпускать еврейский народ. Злое начало нашептывает фараону проигнорировать предупреждение о том, что вот-вот начнется самая страшная, десятая казнь, во время которой будет убит и его сын-первенец, — и пойти спать. После того, как фараон уже отослал народ, под влиянием злого начала он запряг свою колесницу и вышел в погоню за ним, чтобы вернуть, спеша к своей гибели.

В каждом из нас гнездится маленький “фараон” и пытается уловить нас в свои сети, установить перегородку между знаниями и делами. Мы вышли из Египта, но от фараона мы продолжаем освобождаться каждый день заново.

У каждого есть свой ецер а-ра, который обладает нашей индивидуальностью, то есть отличается от ецерим всех прочих людей. Но общее между ними всеми — фараон. Потому нам он и интересен, что, изучая его, мы изучаем свой ецер, а значит, в какой-то степени, — себя.

Злое начало хочет ввести человека в грех во всех 365 запретительных и 248 исполнительных заповедях. И хотя мы несовершенны, все-таки исполняем много заповедей и не совершаем многие грехи. И в этих областях мы вышли из-под власти фараона! Вместе с тем, нельзя быть безмятежным, думать, что у нас есть иммунитет от нападения дурного начала. Ведь даже после того как фараон сам отослал сыновей Израиля, он собрал свое войско, и начал их преследовать — чтобы научить нас, что фараон (ецер а-ра) не отчаивается.

Выводить материалы