Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Мой фараон

10 января 2013, 06:10

Отложить Отложено

Боюсь, это не про Моше и фараона рассказано, а про меня самого. Читаю и узнаю себя – в каждой детали – с тонкими подробностями.

Судите сами. Сначала приведу рассказ как есть.

"Всевышний сказал Моше и Аарону: "Если фараон скажет вам, чтобы вы привели ему знак (доказательство того, что вы от Меня), то скажи Аарону, чтобы бросил перед фараоном свой посох – и тот превратится в змею". Пришли Моше и Аарон к фараону и сделали, как им велел Всевышний. Бросил Аарон свой посох перед фараоном и его приближенными – и тот превратился в змею".

А в конце, после всех превращений, написано: "И стало твердым сердце фараона, и он не послушал их".

Итак, заранее было известно, по крайней мере Всевышнему, а от Него Моше и Аарону – что фараон попросит доказательств. И, судя по тексту, так и произошло: попросил, хоть об этом прямо не написано. Сказано только: пришли и бросили, – следовательно, попросил, потому что иначе зачем бросать?

Фараон не может не потребовать доказательств. Он так устроен. К нему приходят и говорят, что надо отпустить евреев. Он спрашивает: вы от кого пришли? Ему отвечают: не от себя, от Творца. Он говорит: докажите!

И что он с этим доказательством будет делать? Выглядит так, будто фараон, если получит доказательство, сразу евреев отпустит. Ага, держите карман шире. Недаром написано: "и стало твердым сердце фараона". Т.е. он отказал братьям в их просьбе – невзирая на доказательства.

[Кстати, если кто-то скажет, что превращение посоха в змею трудно назвать доказательством того, что посланный владелец посоха-змеи на самом деле пришел не от себя, а от Творца, то вот вам соображение самой Торы: фараон увидел все эти трансформации посоха и не сказал, что это не аргумент. Просто "сделал твердым свое сердце". А значит, с аргументом согласился – но сказал: не буду!]

Тогда зачем попросил? А затем, что не может иначе. И это не детский сад – так устроен человек: не желает выполнить чужую разумную просьбу и при этом оправдывается тем, что, мол, докажите, что вам и мне это действительно нужно. Ему доказывают – а он заключает: не-а, все равно не отпущу.

Это означает, что он просит аргумент, который на самом деле для него несущественен.

Спорят двое людей. У каждого в арсенале свои резоны. Но ни один из них на резоны другого не смотрит. В их глазах они изначально не обладают никакой ценностью.

Но если для спорщика чужие аргументы ничто, то на чем держится его вера в то, что оппонент прислушается к его аргументам? С какой стати!

И надо бы знать, что как ему чужие доказательства не нужны, то и партнеру по спору то же самое. Тогда зачем вообще приводить доводы, мотивы и аргументы?

В нашем рассказе про фараона спора как такового нет. Есть только один спорщик – фараон, он ведет себя с Моше и Аароном, как привык вести себя со всеми. Ему не аргументы-доказательства нужны, а победа в споре.

Когда спорят два человека, каждый из которых чистый фараон (по способу вести переговоры), то любой из них заранее знает, что он прав. И спор ему нужен для утверждения себя. Так он себя поднимает – главным образом, в своих глазах. Но не в чужих – потому что против него стоит такой же упрямец, которому нет дела до его якобы высокого уровня. В результате спора этот уровень только уменьшится. Наш герой полагал: сейчас я ему докажу, что умнее его, – а получил прямо противоположное: партнер убедился, что инициатор спора еще тупее, чем считалось ранее.

И зачем мы тогда спорим и даже ссоримся? Я про ссоры "с аргументами".

А если вы скажете, что ссоры нам не нужны, мы просто спорим иногда по делу – чтобы обнаружить истину, то вот вам мой вопрос: когда вы в последний раз спорили ради истины?

Не торопитесь отвечать. Сейчас я вам дам свое определение, что значит спорить ради истины.

Что вам важнее: чтобы партнер согласился с вашими аргументами или чтобы вы победили в споре?

И если вы возразите, что его согласие это и есть ваша победа, то вот вам критерий: случается, что вы высказали свои аргументы, оппонент с ним не согласился, а потом пару дней поразмышлял и решил, что вы правы, но правоту вашу вслух признавать не намерен, более того – сам себе постановил, что именно он победил в споре, а ваши аргументы – на самом деле принадлежат ему, просто вы забыли и наводите теперь тень на плетень. Так вот: вы станете возмущаться?

Если станете – то вы воевали за свою победу, а не за истину. Если не станете – то вы праведник/ца, с чем и поздравляю.

** **

Фараон – ецер-ара, который есть у каждого из нас.

Точнее, у каждого есть свой ецер, который обладает нашей индивидуальностью, т.е. отличается от ецерим всех прочих людей. Но общее между ними всеми – фараон. Потому он нам и интересен. Изучая его, мы изучаем свой ецер, а значит, в какой-то степени себя. В какой? Ровно в той, насколько мы верные рабы и ученики своего ецера. Ни больше ни меньше.

** **

А о том, что написано, что посох Аарона проглотил посохи египетских чародеев, я вообще не говорю. Не написано, что змея, в которую превратился посох Аарона, съела змей, в которые превратились посохи чародеев, – а написано про посохи! И если вы считаете, что это всего лишь языковый прием – отвечу, что в Торе нет ничего, что идет под тегом "всего лишь". Написано "посохи" – и точка. Но это уже другая сторона ецера. А на сегодня достаточно.

Теги: Хидуш, Мусар, Недельный раздел