Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Творец, посылая Моше к фараону, велел ему врать?

Темы: Наказание, Моше, Фараон, Ложь, Рав Натан Агрес, Исход из Египта

Отложить Отложено

Меня мучает такой вопрос. Почему Творец, посылая Моше к фараону, велел ему врать, что они собираются уйти только на три дня, чтоб совершить жертвоприношения, а после этого вернуться? Ведь это же ложь, а врать без крайней нужды нам запрещено. Разве нельзя было сразу просить отпустить народ навсегда? Разве фараон после казней не отпустил бы, если бы ему сказали правду? Разве фараон сам не догадался, что евреи хотят уйти насовсем? Заранее большое спасибо.

Отвечает рав Натан Агрес

Спасибо за Ваш вопрос, действительно очень важно как следует в нем разобраться.

Для удобства давайте разобьем его на два: 1) почему сразу не сообщили Фараону, что собираются уйти навсегда, 2) почему в качестве «предлога» было избранно именно празднование Б-гу в пустыне через три дня пути, ведь понятно, что и это было не случайно, а намеренно.

Начнем с ответа на второй вопрос. Для этого обратимся к словам самой Торы и проанализируем их. Уже в самом начале Всевышний повелел Моше: «И пойдешь ты и старейшины Израиля к царю Египта, и скажете ему: Господь, Б-г Иврим (евреев), явился нам, а теперь, пойдем мы трехдневным путем в пустыню и принесем жертвы Господу, Б-гу нашему» (Шмот 3:18, см. также 5:3 и 8:23). Есть различие между «пойдем на три дня» (шлошет йамим нэлех) и «путем трехдневным пойдем» (дэрех шлошет йамим нэлех). В первом случае имеется в виду только время,которое займет путь, но во втором это может означать не время, а расстояние! Пойдем в пустыню, в место, удаленное от Египта на расстояние трех дней пути, если избрать кратчайший путь. Но если идти медленно или с остановками, тогда, чтобы добраться туда, потребуется гораздо больше времени.

Это и есть истинное значение слов Всевышнего! Как поясняют комментаторы (Ибн-Эзра к Шмот 3:11, Рамбан 19:1 и др.): место, удаленное от Египта на расстояние трех дней пути, это гора Синай. О которой Всевышний сказал Моше: «Когда выведешь народ из Египта, будете служить Мне на этой горе» (Шмот 3:12). «Служить» (таавдун от корня аин-бэт-далет, который означает «служение») в Писании — совершать жертвоприношения (см. Шмот 12:26 13:5 и др.).

Так и случилось: на пятидесятый день после исхода весь еврейский народ получил Тору на горе Синай и там были совершены соответствующие жертвоприношения. Как описано в гл. Мишпатим (Шмот 24:4-5): «И встал Моше рано утром, и построил жертвенник под горою и двенадцать памятных столбов воздвиг для двенадцати колен Израиля. И послал юношей (первенцев) сынов Израиля, и вознесли они жертвы всесожжения и зарезали (тельцов в) жертву шеламим Богу».

Интересно, что «намек» на пятидесятый день, в который должно было произойти служение, также содержится в этом стихе — «Будете служить Мне на этой горе». Слово служить — таавдун — могло быть написано и без буквы нунтаавду. Но числовое значение буквы нун — 50… Кроме того, позже жертвоприношения у горы Синай совершались в Скинии (Переносном Храме), — после ее строительства и до того, как еврейский стан покинул это место (около двух месяцев).

На этом этапе мы выяснили, что сами по себе слова Всевышнего безупречно истинны (как сказано: «истина — Его печать»), и именно о разрешении этого служения раз за разом просил Моше от имени Б-га у Фараона: «отпусти Мой народ, и будут праздновать Мне в пустыне». Но, с другой стороны, безусловно, Всевышний намеренно повелел использовать выражение, которое можно понять и так, будто речь идет о времени пути. Чтобы именно так понял это Фараон: евреи идут только на три дня, а затем собираются вернуться. Хотя сам Моше нигде не упомянул о возвращении.

И здесь мы подходим ко второй части вопроса: почему было необходимо скрыть от Фараона истинные намерения.

Ответ связан с обещанием Всевышнего Аврааму: судить и наказать Египет за жестокое порабощение его потомства — «но и над народом, которому они будут служить, произведу Я суд» (Берешит 15:14). «Железное» правило Высшей справедливости: человеку воздается строго по заслугам — «мера за меру», в полном соответствии с его делами. Это относится и к награде, и к наказанию. И выражается в количестве, качестве и самой форме воздаяния.

О порабощении евреев египтянами Тора говорит (Шмот 1:10,13): «И встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа, и сказал он народу своему: вот народ сынов Израиля многочисленнее и сильнее нас. Давайте ухитримся, чтоб не размножался он… и поработили египтяне сынов Израиля тяжким трудом». Т.е. Фараон и его народ поработили евреев не открыто, а с помощью хитрости. «Намек» на это содержится также в слове «тяжкий труд» — парех, которое можно прочесть как пэ рах — «мягкие уста»: сначала — заманчивыми речами, а затем тяжким трудом (Сота 11 б).

Мидраш доводит до нас подробности тех событий. Вначале Фараон вежливо попросил у евреев об одноразовом добровольном участии в работах (прототип субботника), возможно, в знак благодарности за гостеприимство. Для повышения мотивации за каждый изготовленный кирпич была обещана высокая плата. Кроме того, Фараон также присутствовал на стройке, держа в руках орудия труда, а на шее у него был подвешен «кирпич». (Многие еще помнят фотографию: Ленин с бревном на субботнике…) Естественно, все дружно откликнулись и работали, не покладая рук. Под вечер Фараон приказал подсчитать количество кирпичей, изготовленных каждым евреем, и с этого момента это стало их ежедневной обязательной нормой (Мидраш Агада к Шмот 1:13 и др.).

Поэтому и возмездие должно было прийти к Фараону путем хитрости и обмана, мера за меру. Оно включало в себя плату евреям за годы рабского труда (ту самую, что он пообещал, но не выдал), десять казней и конечное наказание — тотальная гибель в Красном море.

Плата — та золотая и серебряная утварь и пышные наряды, которые евреи взяли «взаймы» у египтян (Шмот 12:35) под предлогом подготовки к празднеству Всевышнему (см. Сангедрин 91а), а затем оставили себе. Кроме того, после гибели египтян в морских пучинах море выбросило на берег множество дорогих украшений из золота, серебра и т.п., и это тоже было платой за тяжкий труд.

Десять казней и гибель в море. Тора говорит, что Всевышний ожесточил сердце Фараона, чтобы тот не соглашался отослать народ (это тоже была мера за меру, т.к. вначале Фараон сам ожесточил свое сердце). Но, тем не менее, почти всегда деяния Всевышнего «облачаются» в естественный ход событий. Один из комментаторов, Ор а-Хаим, поясняет: то, что Моше (в понимании Фараона) не требовал полного освобождения, как раз и послужило «естественной причиной» событий. Ведь если действительно Б-г избрал еврейский народ, почему Он не освободит его полностью? Версия о празднике в пустыне, да еще с официального разрешения Фараона, наводила на мысль, что не Всевышний, а сам Моше стоит за всем этим. И, несмотря на его выдающиеся чародейские способности, он все-таки ограничен магическими силами, благоволящими Фараону и Египту.

В ночь на 15 нисана под угрозой гибели страны Фараон все же склонился к тому, чтобы поверить Моше. Но на третий день исхода его соглядатаи доложили, что евреи не собираются возвращаться и, кроме того, они ходят по пустыне вперед и назад, не следуя точному маршруту. Эти факты заставили Фараона признать, что он все же ошибся и Моше обманул его, чтобы совершить побег (см. Шмот, 14). Он бросился в свою последнюю погоню, в результате которой египтяне потонули (также мера за меру, за то, что топили в Ниле еврейских младенцев).

В свое время Фараон побудил евреев зайти в его ловушку «добровольно». И Всевышний побудил Фараона по собственной воле гнаться за евреями и ступить в разверзшееся море.

Интересно, что на самом деле слова Всевышнего о трехдневном пути в каком-то смысле исполнились и согласно ошибочному пониманию Фараона. Как уже было сказано, чтобы заманить египтян в ловушку, на третий день исхода Б-г приказал Моше: «Скажи сынам Израиля, чтобы они возвратились (по направлению к Египту), и расположились станом пред Пи-Ахирот… И скажет Фараон: …запутались они в земле этой, заперла их пустыня» (Шмот 14:1). Евреи последовали этому странному повелению, как пишет Раши (14:2): «Весь третий день они шли, приближаясь к Египту… И за это большая хвала им, ведь могли возмутиться “Как мы можем приблизиться к нашим ненавистникам! Но они полностью уповали на Б-га и его посланника, и сделали так”.»

Как известно, жертвоприношение, в некотором смысле, — аналог самопожертвования ради Высшей воли (см. комментарий Рамбана на Ваикра 1:9). То, что евреи согласились приблизиться к египтянам и подвергнуть смертельной опасности себя и своих детей, безусловно, рассматривается как великое самопожертвование ради Всевышнего. «Три дня пути пройдем по пустыне и совершим жертвоприношения» — весь третий день пути являл собой величайшее из приношений Б-гу, полное послушание Его воле, невзирая на страшную опасность!

Итак, мы видим, что «печать Всевышнего — истина» и даже ошибочное понимание Его слов содержит определенную правду.

В заключение. Разумеется, воздавать мерой за меру (и наказывать) — привилегия только Самого Всевышнего или уполномоченных Им органов, таких, как Нижний суд (Сангедрин) или, в нашем случае, Моше и Аарон. Но, когда речь идет об обычных отношениях между людьми, далеко не всегда разрешено украсть у вора или обидеть обидчика. Наоборот, есть заповедь не мстить и не таить зла. Поэтому с каждым конкретным случаем следует обращаться к раввину, чтобы знать, как правильно поступить.

С уважением Натан Агрес

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше