Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«У того, кто заставляет побледнеть от стыда другого прилюдно, нет доли в будущем мире»Пиркей Авот 3, 15

Моббинг

11 января 2013, 00:50

Отложить Отложено

Одна из самых страшных вещей – когда коллектив травит одного человека, воюет с ним, доводит его до истерики или состояния невменяемости. Называется моббинг.

Обычно кончается просьбой об увольнении, паническим бегством, бывают случаи самоубийства (ндБ). Тот, кого травят, чувствует себя загнанным в угол, часто не понимает причину травли, склонен объявить сотрудников зверями, жестокими отморозками. Он живет, как ему кажется, в кафкианском мире, где все наоборот и где правит бессмысленная жестокость. Терять работу жалко, человек сетует родным, друзьям, а что можно поделать?

Такое встречается, к сожалению, часто: в школьном классе, театральной труппе, солдатском взводе, просто в бригаде чиновников, – нашли кого-то объектом для насмешек, злобных придирок и устраивают ежедневный спектакль. Причем участники травли даже не догадываются до боли, которую они причиняют. Как правило, все посторонние склоны пожалеть жертву, предлагают способы исправления ситуации, дают анализ причин – подчас верный и глубокий. В то время как участники объяснят, что гонимый сам виноват, пошел против всех, обличен в массе грехов, заслуживает публичной казни и пр.

Многие правильно отмечают, что изначальную причину надо искать в себе: значит, человек однажды неправильно оценил ситуацию, слишком нервно отнесся к какому-то необязательному замечанию в свой адрес. Потом покатилась волна "вызов – реакция – вызов". Коллектив "встал в позу", "уперся", обнаружив в своих рядах нежелательную личность, которая ставит себя против всех, огрызается, ведет себя неправильно.

Так бывает слишком часто. И мое дело тут лишь отметить рекомендации еврейского мусара.

1. Даже если человек явно неправ, нельзя участвовать в травле. Тора велит защищать людей, т.е. вставать не на сторону правых, а на сторону слабых. Уже потом, когда буря уляжется, можно призвать неправого к суду, к обсуждению его действий, к чему угодно – но только после всего, потом. А пока его обижают – надо ему помочь. Это первый очень важный пункт.

2. Теперь совет тому, кого травят. Пусть, действительно, попробует отыскать причину в себе. Что сначала задело сотрудников? Какое его качество кого-то возмутило так, что на сторону возмутившегося встали все прочие? Понятно, что подобный поиск не всегда поможет. Например, если ты попал в компанию антисемитов – то или надо срочно бежать, или терпеть, или воевать. У вас есть силы воевать против всех?

3. Когда дело зашло слишком далеко – не стоит усугублять ситуацию. Проще уволиться. Так или иначе, суицид не самый остроумный выход из тупика. Иногда проще повернуть обратно к выходу. Так же не следует "бить на жалость", строить из себя великомученика.

Мне возразят, что в эру отсутствия предложений на рынке труда работами не бросаются. Верно, но личное достоинство, а иногда и душевное здоровье и уж во всех случаях жизнь – величины, обладающие несомненной ценностью для всех психически нормальных людей европейской цивилизации.

** **

Итак, повторю для тех, кто идет в сомкнутой линии охотников на волка. Тора запрещает травить человека, он не волк. Даже самый зубастый и наглый – он не волк, а человек, создание, внутри которого живет образ Творца. Пусть он, на ваш взгляд, нарушил какие-то нормы. Пусть он подозрительно раним, вспыльчив, ябедничает начальству, громко огрызается, пусть он нас не любит – тем не менее, нельзя участвовать в травле.

Перефразируя известный стих Торы, скажем: "Разве человек – это волк, чтобы убежать от тебя, охотник?" А поэтому: если вы видите, что "игра зашла слишком далеко", образумьте коллектив, объясните коллегам, что они заняты не самым благовидным делом – выживанием человека, созданием невыносимой для него обстановки.

И даже если он на самом деле злодей, каких днем с огнем, пусть он даже Малюта Скуратов, Волдеморт в юбке, Карабас-Барабас, – все равно, преследование коллективом запрещено.

** **

Для любознательных и человеколюбивых. Есть видео-урок, называется "Обижать и обижаться" – с самыми общими советами. Но в нем есть и тактика поведения для всех сторон в случае моббинга.

В общем списке уроков есть еще ряд: "Не участвуй в ссоре", "Будь снисходительным", "Замечание с любовью" и мн. других, см. по списку. Все нужные ссылки на Тору, Талмуд и пр. приведены там.

** **

Замечание. Поскольку термин моббинг восходит к английскому моб, толпа, то границы явления можно расширить, и от этого оно становится более зловещим.

Травля многими одного! Даже если этих многих всего два.

Например, отец и мать на пару ругают своего ребенка. Это уже травля! Один из них должен срочно выйти из состава прокуроров.

Две сестры объединились против младшего брата, над которым едко смеются, доводя его до слез. Чистый моббинг! – А значит, полное запрещение.

Теги: Мусар