Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Отчего Тора начинается буквой бет? Чтобы человек не тешился иллюзией, что он знает алеф»Баал Шем Тов

«Где сердце осла?»

18 января 2013, 15:33

Отложить Отложено

 

Даруй мне сердце, которое умеет плакать от слез других!

Даруй мне сердце, в котором голос Твой не утих!
Арье ЮДАСИН

В чем причина упрямства фараона? Ведь его отказ освободить евреев привел к разрушению Египта десятью казнями. «Какое нам сегодня дело до того, каковы причины упрямства фараона, который жил более трех тысячелетий назад?» — удивится читатель.
Рассказывая о фараоне, Тора повествует нам не только о Древнем Египте, но и о нас самих, раскрывает природу нашего упрямства, за которое нам зачастую приходится расплачиваться. В каждом из нас есть и мудрый Моисей, и упрямый фараон, непримиримая битва между которыми разворачивается в наших сердцах. Изучая Тору, знакомясь с ее героями, мы знакомимся с самими собой, начинаем лучше понимать себя и мотивы своих поступков, наделяем нашего внутреннего Моисея силой сокрушить фараона.
«И сказал Всевышний Моисею: Иди к фараону, ибо Я отяжелил его сердце…» (Шмот 10:1). Если Всевышний отяжелил сердце фараона, то за что же наказывал его, ведь он упрямился и не отпускал евреев не по своему выбору?
Фараон сначала совершал преступления по своему выбору, Всевышний потом отяжелил его сердце, чтобы наказать его. Маймонид писал: «Если кто-то совершит великий грех или множество грехов, то в наказание за грехи, совершенные человеком по своей воле, Праведный Судья может лишить его способности к раскаянию… Поэтому написано в Торе: «И ожесточу Я сердце фараона» (Шмот, 4:21). За то, что он грешил прежде, делал зло Израилю, жившему в его стране… по приговору Всевышнего у него была отнята возможность раскаяться, чтобы наказать его за все грехи. Потому-то и ожесточил Всевышний сердце фараона» (Законы раскаяния, гл. 5).
Впрочем, не Всевышний отяжеляет сердце человека, а сам человек, совершая преступления, ожесточает свое сердце. Любопытно, что слово «кавед» — «отяжелить» или «тяжелый», означает еще и «печень». Мудрецы Талмуда видели в этом намек на то, что слова  «отяжелил сердце фараона» означают, что его сердце превратилось в печень, иллюстрируя эту мысль следующей притчей.
Однажды царь зверей лев шел со свитой подданных по своему царству и встретил на дороге осла, который взимал налог со всех прохожих и потребовал, чтобы и лев заплатил налог.
– Я — царь, для которого ты собираешь все налоги! — возмутился лев.
И как лев ни уговаривал его, осел продолжал упрямиться. В конце концов лев убил осла и приказал лису приготовить из него ужин. Разделывая тушу, лис проголодался и съел его сердце. Когда лев собрался ужинать, то удивился:
– Где сердце осла?
– У этого осла не было сердца! — нашелся лис. — Если бы у осла было сердце, то он бы затрепетал перед тобой и прислушался к твоим словам!
В чем смысл этой притчи? Осел не послушался льва, потому что «у него не было сердца», так же и фараон не послушался Всевышнего, потому что «у него не было сердца»! Когда мы говорим, что у человека нет сердца, мы имеем в виду, что он потерял способность сострадать людям. В физическом смысле у фараона, конечно, было сердце, но в духовном оно ничем не отличалось от печени, являясь обычным органом, который выполняет свои физиологические функции, но не умеет делать главного — сострадать людям!
У фараона действительно не было сердца, ведь он изнурял евреев рабским трудом, приказывал убивать их детей. Своими преступлениями фараон ожесточил и отяжелил свое сердце, которое не чувствовало боли страдающих евреев, не слышало их мольбы о спасении. И это ставшее печенью сердце потеряло способность слышать слово Всевышнего. Всевышний правит миром по принципу «мера за меру» и относится к человеку так, как он относится к людям. Потому тот, кто не сострадает людям, не слышит мольбу о помощи, лишается возможности слышать и слово Всевышнего.
Несмотря на то, что Моисей вырос во дворце фараона, он не уподобился ему, ибо сказано в Торе: «И вырос Моисей, и вышел к братьям своим, и увидел их страдания» (Шмот, 2:11). «Моисей увидел страдания своих братьев не только глазами, но и сердцем, и сострадал им», — пишут мудрецы Талмуда (Шемот раба, 1).

 

Теги: Тора, Свобода выбора, сотрадание