Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если некто совершает преступление и стыдится этого, — ему прощаются его грехи»В. Талмуд, Брахот 12б
Тема

Смерть первенцев

Смерть Первенцев - десятая, последняя из Египетских казней

Рав Ицхак Зильбер объяснял, что все египетские казни чем-то напоминают серии процедур по излечению тяжелого недуга — неверия в единого Б-га и идолопоклонства. Последние три казни окончательно убедили всех, что Творец может влиять одновременно на противоположные стихии. Например, во время казни градом внутри ледяных градин горел огонь; во время казни тьмой свет отлично уживался с ней: тьма для египтян и свет для евреев. И саранчу принесло восточным ветром, а унесло западным. Б-г — единственный Владыка над всеми природными силами.

Перед казнью первенцев Всевышний обещает Моше, что на этот раз Фараон не просто отпустит евреев из страны, а изгонит их оттуда навсегда. Но до этого все евреи должны будут обратиться к своим «добрым» местным соседям и получить из их рук драгоценные подарки и лучшую одежду. Б-г пообещал, что египтяне сами захотят одарить евреев из-за трепета перед народом Б-га и величием пророка Моше. Тора говорит «…и муж Моше весьма возвеличился в Египте, как в глазах придворных Фараона, так и в глазах всего народа» (Шмот 11:3).

Раби Меир-Симха а-Коэн из Двинска, автор комментария «Мэшех Хохма» писал, что уважение к известному человеку возникает по двум причинам: благодаря его духовному величию, мудрости, прекрасным моральным качествам — или благодаря удивительным действиям, чудесам, которые он совершает. Различие в следующем: первых начинают почитать умные и глубокие люди, а вслед за ними — простой народ, а вторых раньше начинает почитать «простонародье». Моше получил известность во дворце царя, и только позже его начинают любить и почитать простые египтяне. Б-г совершил чудо: вчерашние угнетатели вдруг очень сильно полюбили вчерашних бесправных рабов и даже подарили им все свои драгоценности и самые лучшие и дорогие одежды.

Итак, Всевышний обрушивает на Египет последнюю казнь… Мидраш, рассматривая проблему казни первенцев, говорит: время спасения наступило, но у еврейского народа ещё не хватало заслуг пред Б-гом. Ведь они надолго погрязли в идолопоклонстве, забыли о Б-ге своих отцов, прекратили делать обрезание детям. Пророк Йехезкель говорит, в каком духовном упадке Всевышний обнаружил еврейский народ перед исходом. Пророк сравнивает состояние еврейского народа на тот момент с состоянием новорожденной девочки, брошенной в поле. «И выброшена была ты в поле… в день рождения твоего. А Я проходил мимо тебя и увидел тебя, израненную… и сказал тебе: Выживи в своей крови! И сказал тебе: Живи благодаря своей крови!» (Йехезкель 16:5-6).

Почему слово «кровь» упоминается дважды? Ответ — это кровь брит-милы (обрезания), смешавшаяся с кровью пасхальной жертвы.

Что это значит? К моменту исхода из Египта у евреев не было заслуг, кроме заслуг их отцов. Поэтому сейчас, 10-го числа месяца Нисан наступил самый ответственный момент в истории народа. Евреи Египта — бывшие бесправные рабы и дети рабов — должны были доказать свою веру в Б-га, совершить Кидуш а-Шем (освящение Имени Б-га), проявить месирут-нэфеш (самоотречение), преодолев все сомнения и страх пред своими недавними египетскими хозяевами. То есть, во-первых, все мужчины с восьмилетнего возраста обязаны были пройти обрезание и, во-вторых, принести в жертву барашка или козленка до года — это будет пасхальная жертва.

А почему, собственно говоря, это было приравнено Б-гом к самопожертвованию ради освящения Имени?

Объясним по порядку. Что касается обрезания миллионов мальчиков и мужчин одновременно, да ещё и в тех бытовых условиях, — понятно и без объяснений. Но что с пасхальной жертвой?

Здесь стоит заострить внимание на нескольких наиболее важных моментах. Во-первых, одновременно евреями были приобретены десятки тысяч годовалых ягнят и козлят. Во-вторых, речь шла не просто об овечках, а о «божестве» египетском! Вспомним, во время казни «аров» (хищными зверями), когда Фараон предложил Моше приносить жертвы на земле Египта, Моше отказался, чтобы не вызвать взрыв возмущения у египтян, избиения евреев камнями и погромов. На этот раз Б-г приказал Моше, чтобы каждая семья изжарила по ягненку. Т. е. евреям предстояло продемонстрировать, что они не считают египетские божества — божествами. Их следовало зажарить целиком. Почему?

Чтобы всем было ясно, что это именно ягнёнок, а не теленок. Их было предписано жарить на открытом огне, а не варить. Почему? Чтобы сильный и вкусный запах поджаренного мяса египетского «божества» почувствовало как можно больше народу. Иными словами, чтобы египтяне точно знали: их бывшие «презренные рабы» публично жарят их «божество» с целью употребления в пищу. Чтобы нам еще четче понять, что происходило в Египте, представьте себе только на одну секунду такую картину: за окном тридцатые годы, а группа каких-то людей посреди Красной Площади сжигает портрет Сталина. Как для вас это звучит?

В святой книге Зоар положение евреев в Египте сравнивается с положением зародыша в чреве матери. Из этого мы можем понять: как новорожденному ребенку необходимо перерезать пуповину, соединяющую его с матерью, так и евреи, для того чтобы получить свободу и выйти из Египта, должны были сначала полностью порвать с местными идолами. И только после этого они стали достойны того, чтобы Б-г вывел их из Египта.

Выводить материалы