Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В Пятикнижии сказано: «Но не согласился Сихон, царь Хешбона, дать нам пройти, потому что ожесточил Б-г его дух и сделал его сердце упрямым, чтобы предать его в твои руки…»

Глава вторая. Казни египетские

13.

Подобным же образом Вс-вышний расправлялся со многими правителями и народами, заслужившими кару за прежние злодеяния. Приведем пример.

В Пятикнижии повествуется, что в том же пророческом откровении, когда Вс-вышний предсказал праотцу Аврааму порабощение его потомков в Египте, Он добавил: «А четвертое поколение вернется сюда, ибо еще не дошли до предела грехи эморейцев» (Берешит 15:16). Комментаторы поясняют: — К тому моменту чаша грехов прежних обитателей страны Кнаан еще не наполнилась до такой степени, чтобы можно было их изгнать.[1] Но как только грехи «дошли до предела», мышеловка захлопнулась. Эморейский царь Сихон, завоевавший к тому времени восточный берег Иордана, не позволил сынам Израиля войти в страну Кнаан — и его войско, вышедшее им навстречу, было разгромлено. В Пятикнижии сказано: «Но не согласился Сихон, царь Хешбона, дать нам пройти, потому что ожесточил Б-г его дух и сделал его сердце упрямым, чтобы предать его в твои руки…» (Дварим 2:30). И подобным же образом написано о народах, населявших саму страну Кнаан: «Не было города, который бы заключил мир с сынами Израиля, .все взяли они войной, ибо от Б-га было это — ожесточить сердца их (т.е. кнаанцев) для войны с Израилем, чтобы разгромить их, и чтобы не было им помилования, и чтобы были они истреблены, как повелел Б-г Моше» («Йеошуа», 11:19-20).

Этот метаисторический алгоритм остается верным для всех времен.

До начала Второй мировой войны германский фюрер многократно провозглашал, что не повторит ошибки кайзера Вильгельма, воевавшего в предыдущую войну на два фронта. «Германская нация, — писал он в своей программной книге “Моя борьба”, во что бы то ни стало должна удержаться от ошибок, допущенных при подготовке к предыдущей войне, и не вооружать против себя весь мир. Она должна выяснить, кто именно является ее злейшим врагом, и сокрушить этого врага». [2]

И все же, не закончив войны на Западе, бесноватый германский фараон ввязался в войну на восточном фронте. Вероятно, к этому моменту его сердце уже было «укреплено» с Небес. А когда летом 1942 года германская армия быстро приближалась к Земле Израиля, фюрер одновременно начал наступление на Сталинград и Кавказ. И хотя наступление захлебнулось, он с маниакальным упорством отказывался отвести свои отборные дивизии из сжимающегося кольца окружения. В результате в «сталинградском котле» была похоронена лучшая часть его армии. От этого удара он уже не оправился. А его дивизии, наступавшие на Землю Израиля, лишились необходимого подкрепления и стали сравнительно легкой добычей английских и американских десантников, высадившихся у них в тылу.

Такое же непонятное «упрямство» проявил иракский «фараон» Саддам Хусейн. Объявляя своей основной целью уничтожение Израиля, этот диктатор захватил маленькую арабскую страну Кувейт, чем вызвал на себя гнев всего мира, в том числе и арабских стран. В результате ему пришлось вступить в войну против неисчислимой армады американцев и их союзников. После каждого крупного поражения своей армии Саддам Хусейн соглашался принять условия предыдущего ультиматума союзников, но не нового ультиматума, который выдвигали ему сейчас. Таким образом, в считанные недели погибла основная часть его армии. А на Израиль, как бы оставшийся в стороне, он лишь успел запустить тридцать девять СКАДов, о которых было упомянуто выше.

С таким же странным «упрямством» в последние два десятилетия арабские руководители раз за разом отвергали предлагаемое им на блюдечке с голубой каемочкой сердце Земли Израиля — Иудею и Самарию. Такое «загадочное» поведение фараонов, фюреров и прочих сильных мира сего замечательно объяснено в одном из афоризмов царя Шломо — мудрейшего из людей: «Сердце царя в руке Б-га — куда захочет, туда его направляет» (Мишлей 21:1).

И хотя, на первый взгляд, кажется, что правитель является самым свободным человеком в своей стране — и тем более самодержавный владыка, который может казнить и миловать своих подданных — в реальности именно его воля в максимальной степени ограничена. Во всем, что касается управления государством, войны и мира, правитель выступает в качестве посланца Творца — некого самодержавного «зомби», а в области его свободного выбора остаются лишь личные и семейные дела, как у всякого человека.[3]

И именно потому, что от правителя зависят судьбы миллионов его подданных, сердца царей становятся дистанционными «пультами управления», с помощью которых Творец, пребывающий за кулисами пространства и времени, управляет странами и народами.

14.

И все же судьбы народов определяются на гораздо более высоком уровне, чем «сердце царя». В основополагающем трактате Каббалы «Зоар» («Сияние») объяснено, что над каждым из семидесяти основных народов стоит высший ангел.[4] На святом языке этих ангелов принято называть словом «сар» («правитель» или «наместник»), а во множественном числе «сарим». Эти ангелы являются как бы совокупной душой народа, выражающей его национальную миссию и характер[5].

Именно эти высшие духовные существа управляют повседневной жизнью той или иной страны и определяют участь каждого ее обитателя.[6] А «сердце царя» служит лишь «ретранслятором», преобразующим повеления сара в политическую реальность.

Вместе с тем, эти семьдесят сарим управляют глобальными космическими процессами, причем каждый из них несет ответственность за определенные системы звезд и галактик.[7] А космические процессы, в свою очередь, предопределяют климатические, тектонические и другие природные изменения, происходящие на земном шаре.

В Талмуде утверждается, что взаиморасположение космических объектов влияет на рождаемость и смертность, а также на урожаи.[8] Кроме того, положение планет, в том числе Солнца и Луны, в день и момент зачатия в значительной мере определяет качества характера и способности будущего ребенка.[9] Современные исследования проливают дополнительный свет на характер космического воздействия.

Выдающийся российский биофизик и астроном А. Л. Чижевский собрал обширный доказательный материал, выявляющий воздействие солнечной активности на такие природные явления, как магнитные бури, грозы, ураганы, колебания температуры и атмосферного давления, а также на вспышки эпидемий, сердечных и психических заболеваний. Более того, он выявил определяющее влияние периодической активности Солнца на такие «произвольные» исторические события, как войны, мятежи, бунты и революции, связанные с подчинением человеческой массы одной идее или вождю. При этом «эпохи концентрации исторических событий совпадают с эпохами максимумов солнцедеятельности».[10] Ученый в частности обнаружил, что необычайно мощные подъемы солнечной активности предшествовали российской революции 1905 года, а также февральскому и октябрьскому переворотам.

Чижевский объясняет, что в период максимальной солнечной активности «резко изменяется нервно-психический тонус масс, повышая их реакцию на внешние раздражения». В результате «индивиды оказываются не в состоянии подавить свою повышенную рефлекторную возбудимость, обнаруживая очень значительные реакции даже на слабые и ничтожные раздражения».[11]

«Солнце не принуждает нас делать то-то и то-то, писал Чижевский, — но оно заставляет нас делать что-нибудь. А человечество идёт по линии наименьшего сопротивления и погружает себя в океаны собственной крови».[12] В заключительных строках своего исследования выдающийся ученый обращается к правителям мира: «Государственная власть должна знать о состоянии Солнца в любой данный момент. Перед тем, как вынести то или иное решение правительству необходимо справиться о состоянии светила: светел, чист ли его лик или омрачён пятнами? Солнце — великий военно-политический показатель, его показания безошибочны и универсальны. Поэтому государственная власть должна равняться по его стрелкам».[13] По крайней мере, один правитель его услышал. Чижевский был арестован и пятнадцать лет провел в лагерях и ссылках. Но отмеченные им закономерности продолжали воздействовать на историю. Периоды максимально активной «солнцедеятельности» пришлись на годы, когда началась Вторая Мировая война и образовалось государство Израиль, вспыхнула Шестидневная война и распался Советский Союз. Резкий всплеск солнечной активности совпал также с кульминацией «арабской весны» 2011 года, когда в ходе миллионных массовых демонстраций был сброшен современный египетский «фараон» Х. Мубарак.[14]

Устранить неугодного ученого оказалось гораздо проще, чем избавиться от открытого им воздействия дневного светила. Дальнейшие исследования показали, что и ближайший космический объект Луна не только определяет чередование приливов и отливов в земных морях (что было давно известно), но и косвенно воздействует на социальные и исторические процессы. Так, при полнолунии, как правило, возрастают работоспособность и возбудимость нервной системы, а при новолунии эти показатели снижаются.[15] Пытаясь прояснить все эти явления в совокупности, российский космобиолог А. Дубров отмечает: гравитационные и магнитные поля, порождаемые космическими объектами, «оказывают влияние на все организмы и проникают совершенно свободно, безо всяких энергетических и информационных потерь на любые расстояния в глубины океанов и морей, толщу земной коры и через огромные просторы Вселенной». По определению ученого, эти два поля служат «незримым и постоянно действующим каналом связи между Землей и Космосом».[16] Вместе с тем, взаимное перемещение планет приводит к созданию магнитных полей, регулирующих поступление к Земле космических лучей, солнечных плазменных потоков и различных высокоэнергетических частиц. А избирательность живых организмов к действию космических факторов связана, по мнению исследователей, «со временем рождения (точнее, зачатия) данного организма».[17]

Вслед за мудрецами древности современные исследователи утверждают, что «совместное расположение в космическом пространстве Луны и Солнца, а также планетарно-зодиакаль-ные воздействия в момент зачатия», являются важными жизненными показателями, определяющими судьбу будущего ребенка. Влияние ряда космических факторов, в частности, углового расстояния между Луной и Солнцем, было подтверждено «на большом материале акушерских и клинических наблюдений».[18] Особенно интересны в этом отношении работы французского исследователя Мишеля Гоклена, подчеркивающего зависимость темперамента и психологических особенностей человека от восхода и кульминации планет солнечной системы и Луны в момент его рождения. На внушительном материале статистических и генетических исследований Гоклен показал, что в значительном большинстве случаев дети рождаются в момент восхода или кульминации тех же планет, что и их родители.[19] Конечно, зафиксировать воздействие далеких звездных систем гораздо труднее, чем влияние наших соседей — Луны и Солнца. А еще сложнее различить тонкие духовные «провода», соединяющие сарим с космическими объектами.

15

Как указывается в книгах Каббалы, среди сарим установлена строгая иерархия. Во главе, как правило, стоит высший ангел, управляющий космическими объектами, входящими в созвездие Овна (Тэле).[20] Соответственно, этот сар возглавляет сверхдержаву, обладающую в определенную эпоху властью над другими народами. В период пребывания евреев в Египте над созвездием Овна был поставлен сар Египта,[21] и управляемая им страна стала мировым центром цивилизации.

Долина Нила, изрезанная сетью каналов, славилась своим плодородием еще в дни праотца Авраама.[22] Но подлинное возвышение страны началось несколько позднее и было связано с исторической миссией египтян по отношению к евреям. В мидраше повествуется, что, когда Творец предрек Аврааму «…Пришельцами будут твои потомки в чужой стране, и будут их угнетать четыреста лет» (Берешит 15:13), сар Египта сам предложил свою страну в качестве места для осуществления этого приговора. «Я могу поработить их в земле, соседствующей с их страной», — с готовностью вызвался он.[23] И вот, в годы семилетнего голода Египет баснословно разбогател, ведь благодаря предусмотрительности верховного визиря Йосефа зерно оставалось только в этой стране.[24] Таким образом, возвышение Египта началось именно в ту пору, когда в страну пришла семья внука Авраама — Яакова.

А когда после смерти Йосефа евреи умножились и расселились по стране, сару Египта была дана власть над всеми народами. Это произошло в день воцарение нового фараона — Малоля. По свидетельству книги «Зоар», слова Торы «И встал над Египтом новый царь…» (Шмот 1:8) намеком указывают на воцарение сара Египта над всей древней ойкуменой. Ведь верховная власть над миром сначала дается ангелу, управляющему неким народом, а затем уже самому этому народу.[25]

При правлении Малоля, а затем и его сына Адикама-Авуза египтяне доминировали над всем цивилизованным миром. Все правители от Междуречья до Эфиопии признавали верховный авторитет фараона, платили ему дань и привозили дары.[26]

И именно сар Египта, одно из имен которого Мицраим, а другое — Узза[27], обучил жрецов тайнам черной и белой магии,[28] превратив подвластную ему страну в мировой центр оккультных знаний.

Маймонид (Рамбам) поясняет, что в древности люди еще помнили о сарим и через них пытались с помощью различных оккультных методов воздействовать на Творца, подобно тому как стремятся повлиять на царя из плоти и крови через его сановников и вельмож. Но поскольку ангелы и космические объекты, которыми они управляют, были недоступны и далеки, то в целях магического воздействия жрецы стали использовать их изображения из дерева или камня, помещая их в особых храмах и капищах. С течением времени они начали верить в то, что само такое изваяние может помогать и исцелять от болезней. А подлинное знание о Творце оставалось достоянием немногих праведников — толпа же поклонялась только изображениям.[29] И даже мудрецы, признававшие, что у мира есть Творец, полагали, что Он пребывает вне мира, передав управление им семидесяти сарим, а те воздействуют на землю и на свои народы через космические объекты.[30]

Так, например, в Египте поклонялись, как уже было упомянуто, высшему ангелу созвездия Овна (Тэле), а также его материальным воплощениям на земле — баранам и овцам. А поскольку в подчинении у сарим находятся сонмы и легионы ангелов-служителей, приводящих в действие определенные силы и явления природы, у некоторых народов, в том числе и у египтян, объекты поклонения разрослись в целые пантеоны.

Но были народы и племена, опустившиеся еще ниже. Они поклонялись своим выдающимся вождям, полководцам и правителям. А те обожествляли себя, приписывая себе сверхъестественные способности и повсеместно устанавливая свои изображения. «Когда жители какой-либо страны видели, — разъясняет выдающийся комментатор Пятикнижия раби Моше бен Нахман (Рамбан), — что один из них обладает огромной властью, и его звезда поднимается чрезвычайно высоко, как это было, например, с царем Вавилона Невухаднецаром (Навуходоносором), они стремились служить и поклоняться ему, чтобы их звезда поднялась вместе с его звездой. .Такой была и вера египтян в фараона».[31] В мидраше рассказывается об Аароне и Моше, которые в первый раз явились во дворец к фараону с требованием: Б-г евреев послал нас к тебе сказать: «Отпусти Мой народ!», озадаченный фараон сразу же углубился в свою «Книгу богов» и попытался найти в ней имя Б-га евреев, чтобы узнать, чего можно от Него ожидать. «Боги Моава, боги Амона, боги Сидона.», — перебирал он, но никакого «Б-га евреев» там не нашел.

Тогда Аарон, говоривший от имени обоих братьев, пояснил: «Наш Б-г — Владыка владык, и Он повелел, чтобы ты отпустил Его народ! А если ты нас не отпустишь, Он разгневается на тебя и поразит Египет мором или мечом!» Фараон попросил: «Расскажите мне, в чем Его сила и могущество?»

Аарон ответил: «Он сотворил небо и землю, человека и животных, птиц и рыб, Он дает жизнь и умерщвляет. Он создал тебя в утробе твоей матери, взрастил тебя и посадил тебя на трон Египта. И Он заберет у тебя душу и возвратит твое тело в прах, ведь оно и состоит из праха». Фараон разгневался и закричал: «Вы лжецы! Никто из богов этой земли не может сделать со мной подобного! Ведь это я — владыка Вселенной, и я сам себя сотворил! И это я создал Нил, который кормит Египет!»[32] В мидрашах также повествуется, что фараону, выдававшему себя за бога, приходилось скрывать свои естественные оправления от подданных. Лишь рано утром, когда, согласно дворцовому ритуалу, он омывался в Ниле, чтобы «передать свою божественную силу этой реке», фараон незаметно справлял там свою большую нужду.[33] И когда однажды утром Моше подстерег его на пути к воде, чтобы вновь потребовать от него отпустить евреев, фараон взмолился:

— Дай мне справить нужду, а потом я с тобой поговорю.

А Моше насмешливо спросил:

— Разве бывает бог, который ходит по нужде?! [34] Но фараон не стал ему отвечать, потому что очень спешил к реке.

Возникает вопрос: разве может человек, находящийся в здравом уме и твердой памяти, утверждать, что он «сам себя сотворил»?! Тем более, что рядом с двадцатичетырехлетним фараоном находились старые царедворцы и жрецы, хорошо помнившие его мать в дни беременности и присутствовавшие во дворце в час его появления на свет! И все взрослые египтяне хорошо знали, что великий Нил существовал задолго до рождения Адикама-Авуза. Да и какой он был «владыка Вселенной», если при всем желании не мог увеличить свой карликовый рост до нормального?! А ведь эти обожествляющие себя правители — фараон, Александр Македонский или римские императоры, — были, как отмечает Рамбан, «нечестивцами, но не полными безумцами».[35] Наоборот, Адикам-Авуз слыл в своем кругу серьезным знатоком оккультизма и тайной мудрости.

Ну, так что же означали его слова о владычестве Вселенной?

Очевидно, фараон считал себя земным воплощением сара Египта, который создал Нил, чтобы прокормить страну, и возвел на престол династию фараонов — именно сар Египта, а не мифический «Б-г евреев»! Фараон полагал, что если и существует некий предвечный Творец, создавший Вселенную и самих сарим, то Он настолько возвышен и превознесен, что не вмешивается в бренную и преходящую жизнь этого мира, передав управление всеми земными делами и всеми высшими ангелами сару Египта.

16.

Впрочем, в этом отношении фараон ничем не отличался от всех прочих идолопоклонников, чересчур преувеличивающих роль своих космических покровителей: звезд и сарим. Народы мира считали этих сарим своими «богами», как сказано у пророка: «Все народы пойдут — каждый с именем своего бога» («Миха», 4:5).[36] А в Торе эти высшие ангелы, стоящие над семьюдесятью основными народами, названы «иными богами» или «божествами народов». Второе из десяти речений, прозвучавших во время Синайского откровения, гласило: «Да не будет у тебя иных богов наряду со Мной» («Шмот», 20:3). А в псалме говорится: «Все божества народов — ангелы, а Б-г сотворил Небеса» («Теилим», 96:5). И еще в Торе сказано, что Вс-вышний — «Б-г богов и Владыка владык» («Дварим», 10:17).[37] И хотя большинство служителей «иных богов» всё-таки признавало, что верховная власть во Вселенной принадлежит Творцу, которого и они называли «Владыкой владык»,[38] тем не менее, они по заблуждению полагали, будто сар является самостийным правителем и судьей над жителями своей страны. Он способен приносить им добро или зло по собственной воле. Эта интеллектуальная ошибка стала корнем всех видов идолопоклонства. Но, как объясняют знатоки сокровенных разделов Торы, сарим всего лишь исполняют роль посыльных, передающих приказы своего Господина. А от посыльного не зависит, содержится ли в принесенном им конверте письмо с доброй вестью или денежный перевод. Только наивный простак станет приплачивать почтальону, чтобы тот доставлял ему каждый день как можно больше денежных переводов. Порядочный почтальон обычно даже не знает, что содержится в запечатанном конверте, который он обязан положить в почтовый ящик.[39] Да и само существование сарим в полной мере зависит от Творца мира, каждое мгновение дарующего им жизненную энергию.[40]

«Знай, — говорится в старинной кабалистической книге “Шаарей Ора” (“Врата света”), — что у “иных богов”, правящих народами, нет никакой другой силы, кроме той, которой наделяет их Творец, чтобы управлять народами и судить их. Но [сами по себе] они не в состоянии уничтожать или исцелять, умерщвлять или возвращать к жизни».[41]

В сущности, не сар определяет судьбу своего народа, а народ — участь сара. Своими поступками жители страны укрепляют его власть или ослабляют ее.[42] А он не властен над их поступками, ведь люди, в отличие от ангелов, обладают свободой выбора.[43] И, как указано в книге «Зоар», в конце концов, грехи народа приводят к тому, что сар лишается своей «должности».[44] Та ким образом, сар и его народ связаны жесткой обратной связью: если народ отступает от своего исторического предназначения, то сначала низвергается его сар, а затем, как следствие, сходит с исторической арены и сам народ.[45] Согласно определению мидраша, «Творец не свергает народ с высоты прежде, чем свергнет его сара»[46]. При этом пресекается благотворное воздействие определенного зодиакального созвездия, направленное на эту страну.[47] В конце времен, когда, как предсказано у пророков, все правители мира, объединившись под предводительством Гога из страны Магог, нападут на сынов Израиля, возвратившихся из изгнания на свою землю, Вс-вышний сначала «покарает небесное воинство в вышине», а затем уже — «царей земных на земле» («Йешая», 24:21). И последовательность бывает только такой. В упомянутой кабалистической книге «Шаарей ора» рассказывается, что в первый день каждого года, называемый в еврейской традиции Рош а-шана («Голова года»), все сары народов предстают перед Творцом, и Он судит их за грехи, совершенные подвластными им народами в течение прошедшего года. И приговор, который выносится сару, определяет жизнь его народа на следующий год. А когда Вс-вышний смещает какого-либо сара, то терпит крушение и подвластный ему народ.[48]

И действительно, как уже отмечалось, рабские работы в Египте прекратились после третьей казни, именно в Рош а-шана — за полгода до исхода.[49] Именно тогда жрецы! фараона, ведающие о происходящем в высших мирах, вынуждены были признать: «Это перст Б-жий!» («Шмот», 8:15). С этого дня началось падение сара и крушение его державы. Но в опалу сар Египта угодил значительно раньше. Хотя неизвестно, что именно произошло в высших мирах, в материальном мире, по свидетельству книги «Зоар», это выразилось в смерти старого фараона Малоля — того самого, который в годы своей молодости и поработил сынов Израиля.[50] Теперь историческая миссия египтян была в основном завершена, хотя и с очень существенными перехлестами и искажениями. Но конец был отсрочен. До того, как на страну обрушились все десять казней, сар и молодой фараон Адикам-Авуз еще сохраняли свою власть над Египтом.

17.

Десять казней были направлены не только на фараона и египтян, но и на их «богов», и на самого сара, управляющего всеми остальными «богами». Ведь, как указано в книге Зоар, «Вс-вышний взыскивает не только с идолопоклонников, но и с объектов их поклонения».[51] Под ударом оказался весь пантеон. Первым пострадал Нил, поскольку, по свидетельству древних мидрашей, египтяне поклонялись этой реке как «богу».[52] Греческий историк Плутарх сообщает, что Нил был одним из главных божеств, почитавшихся по всему Египту под разными именами, в том числе и как воплощение бога Осириса (египетское произношение — Усир). В честь реки, величаемой «животворите-лем всего сущего» и «отцом богов», возводили капища и приносили жертвы. А на юге Египта, в районе нильских порогов, «бога» Нила почитали под именем Хнум и изображали его в виде барана или человека с головой барана.[53] В этом выражалась подчиненность Нила сару Египта, управляющему страной через зодиакальное созвездие Овна, ведь, как уже упоминалось, его земным воплощением были бараны и овцы.

В основном, ка к показывают исследования египтологов, Нил почитали в облике «бога» Хапи, покровителя урожаев. На многочисленных статуэтках, найденных археологами, Хапи изображен в виде тучного мужчины с отвислым, складчатым, перетянутым поясом животом. На голове — венок из водяных растений: лотоса и папируса, а в руках — кувшин, из которого бьет вода. Согласно древнеегипетскому поверью, это божество обитало в неприступных скалах Эфиопии, в пещере, из которой вытекал Нил. Пещеру охранял грозный змей, пережимавший своими кольцами бьющий из пещеры поток. Так он регулировал количество поступающей в русло реки воды.

Этот образ был недалек от истины, ведь в Египте, где дожди обычно бывают только на побережье Средиземного моря, благосостояние и само пропитание в полной мере зависели от сезонных разливов Нила.

Каждый год в начале лета эта река мелела, и в стране начиналась засуха — пески пустыни грозили поглотить поля и сады. В эту пору казалось, что река вообще не течет. Глинистые отмели и кучи засохшей черной грязи тянулись вдоль берегов. В течение двух месяцев подряд южный ветер — хамсин — заносил Египет песком Сахары, и деревья покрывались толстым слоем пыли. Но проходило еще несколько недель, и благодаря обильным дождям, выпадавшим у истоков Нила, в горах Эфиопии, русло вновь наполнялось, — обычно это происходило после летнего солнцестояния.

А к концу лета, когда жара достигала предела, — в период, соответствующий еврейскому месяцу ав, — вода выходила из берегов, заполняя прибрежную равнину. Египтяне называли это «приходом Хапи», и день разлива считался началом нового года.

В расшифрованном египтологами древнем «Гимне Нилу» провозглашалось: «Слава тебе, Нил, …приходящий, чтобы оживить Египет, … наполняющий пустыню! …Если ты в гневе, то беда по всей стране, великий и малый нищают. Но если ты поднимаешься — земля ликует и радуется все живое!»

Паводок продолжался в течение двух-трех месяцев: вся долина, превращалась в одно длинное озеро, а города и деревни, которые строили на возвышенностях, — в острова. «Когда Нил затопляет страну, — писал древнегреческий историк Геродот, совершивший путешествие от устья Нила до южных границ Египта, — только одни лишь города возвышаются над водой, почти как острова в нашем Эгейском море. Ведь вся остальная египетская страна, кроме городов, превращается в море. Тогда плавают на судах уже не по руслу реки, а напрямик по равнине».

Наконец, вода спадала, оставляя после себя плодородный нильский ил. Не дожидаясь, пока почва окончательно просохнет, египтяне приступали к севу. На некоторых настенных росписях, изображающих сев и пахоту, на заднем плане видны глубокие лужи — а значит, крестьяне даже не ждали, пока разлив совсем схлынет. Причем предварительной вспашки не проводили — впереди шел сеятель, а за ним — пахарь, заваливающий посеянные зерна землей.

Вскоре пологие берега вновь покрывались ковром свежей зелени, а на равнине вода оставалась лишь в многочисленных отводных каналах, и ее использовали для полива полей.[54] Иноземцы считали египетское земледелие, основанное на цикле разливов Нила, «легким». «Обычно у других народов, — писал греческий историк Диодор, — обработка земли требует немалых расходов и забот, и только у египтян она отнимает немного средств и труда».[55] По меткому замечанию знаменитого комментатора Торы рава Ш.-Р. Гирша, «лишь благодаря Нилу среди пустыни мог появиться такой плодородный край — .и поэтому считалось, что само существование страны зависит от доброго расположения богов Нила».[56] И вот, в первый день месяца Ав началась казнь кровью[57] — в самый канун разлива. Египтяне увидели, что еврейские пророки — Моше и Аарон, по приказу которых вода, несущая жизнь, превратилась в кровь, несущую смерть, обладают большей властью над Нилом, чем «боги» Хапи, Хнум и Осирис вместе взятые.[58] Вторая казнь — нашествие лягушек и жаб — была направлена против «богини» Хекет, которую изображали в виде лягушки или женщины с головой лягушки. И соответственно, лягушки почитались священными животными — ведь любая из них могла оказаться самой «богиней»! Хекет считалась супругою бараноголового Хну-ма. По египетскому преданию, Хнум создал мир и тело первого человека, а Хекет вдохнула в него душу. Египтяне поклонялись ей как покровительнице рожениц. И, возможно, эта «богиня-лягушка» была наказана за особое отношение к еврейским женщинам — ведь сначала фараон повелел убивать у евреев новорожденных сыновей прямо при родах. А затем, когда этот замысел не удался, бросать их в Нил. И Хекет не воспротивилась, а, быть может, даже потирала лапки от удовольствия!

Но теперь, когда по мановению посоха Аарона вся страна наполнилась лягушками, а затем по молитве Моше они «вымерли»,[59] стало ясно, что Хекет не властна даже над своей квакающей паствой. А уж тем более, над судьбами египтян. Пятая казнь — падеж скота — стала лобовой атакой на целый сонм «богов» и «богинь», а также на стоящих за ними ангелов. Как уже говорилось, демиурга Хнума часто изображали в виде барана, а в древнем Мемфисе поклонялись священному быку Апису. «Богиня» неба Хатхор фигурирует на древних фресках в образе коровы. Корове поклонялись также как матери фараона, а его самого часто изображали в виде могучего буйвола.

Теперь все эти стада священных животных пали перед Б-гом евреев, от имени которого говорили Аарон и Моше.

Седьмая и восьмая казни — град и нашествие саранчи, уничтожившие все посевы, — доказали беспомощность «бога» плодородия Мина, считавшегося в Египте основным защитником урожаев.

А казнь тьмой показала, что противостоять Б-гу евреев неспособны даже такие величайшие солнечные божества, как Ра, Атон и Амон.[60] И наконец, гибель первенцев засвидетельствовала: вопрос, кому жить, а кому умереть, решает вовсе не «владыка загробного мира» Осирис (Урис) и не «бог смерти» Анубис, изображаемый на фресках с головой черного шакала, но только незримый и таинственный Б-г евреев, приславший в Египет Своего пророка Моше.[61]

18.

За четыре дня до последней казни — в десятый день месяца нисан — Творец повелел, чтобы каждая еврейская семья припасла себе по ягненку для принесения в жертву.[62] Б-г сказал Моше: «Клянусь твоей жизнью, что сыны Израиля не выйдут отсюда до тех пор, пока не зарежут богов египтян у них на глазах, чтобы те поняли, что их боги ничего не значат».[63] Согласно объяснению раби Моше бен Нахмана (Рамбана), значение этой заповеди заключалось в следующем. Египтяне, как уже упоминалось, поклонялись баранам и овцам, которых считали земными воплощениями сара Египта, управляющего страной через созвездие Овна. А именно в месяце нисан созвездие Овна является восходящим, и его воздействие на земные события достигает наибольшей силы.[64] Каждый месяц одно из двенадцати зодиакальных созвездий перемещается по небосводу параллельно Солнцу, и наблюдатель, находящийся на земле, «видит» Солнце как бы на фоне этого созвездия (разумеется, если бы свет солнца не затмевал его). В месяце нисан одновременно с Солнцем «восходит» созвездие Овна, они вместе достигают зенита, а с приближением ночи уходят за горизонт.[65]

Таким образом, эта заповедь была призвана ниспровергнуть главного «бога» Египта в ту самую пору года, когда, согласно вере звездопоклонников, он обладает наибольшей силой.[66] В книге «Зоар» повествуется, что в час, когда Творец повелел евреям принести ягнят в пасхальную жертву, сказав: «А Я пройду по Египту в эту ночь и поражу всякого первенца в земле Египта, .и над всеми богами Египта совершу суд» («Шмот», 12:12), — сар Египта заметался от страха. Но Вс-вышний сказал ему: «Приговор уже вынесен».[67]

В течение четырех суток предназначенные в жертву ягнята оставались на привязи в домах евреев и жалобно блеяли. А египтяне, хотя и знали, что их «святые животные» приготовлены для забоя, не могли их спасти и лишь беспомощно плакали,[68] потому что уже боялись своих бывших рабов и их незримого, но грозного Б-га. А когда на исходе четырех дней в сумерках евреи совершали свою пасхальную жертву, за-резая ягнят и обжаривая их мясо на вертелах, египтяне видели, как гибнут их «боги», но, парализованные страхом перед предреченной на эту ночь казнью первенцев, воспрепятствовать не могли.[69]

Как отмечается в книге «Зоар», эта гибель «богов» стала для египтян еще более тяжелым ударом, чем все десять казней.[70] Принесение в жертву ягнят, олицетворявших сара Египта, и казнь первенцев были связаны общим смыслом. Ведь поскольку восходящее в месяце нисан созвездие Овна считается первым и доминирующим из двенадцати зодиакальных знаков, сар этого созвездия называется в высших мирах «первенцем». И в то мгновение, когда Творец поразил «первенца» в высшем мире, умерли первенцы египтян на земле.[71] Поэтому-то в последнюю ночь перед исходом Вс-вышний сказал Моше: «Вы режете ягнят в пасхальную жертву, а Я режу первенцев Египта»[72], так как оба этих действия были земным воплощением крушения сара.

Низвергнув сара Египта, Творец умалил влияние всех подчиненных ему ангелов и созвездий, составляющих египетский пантеон. И как отражение этого космического процесса в ту же ночь были разрушены изваяния «богов» во всех египетских капищах и молельнях. Как повествуется в мидраше, когда в Египте стало известно о предстоящей последней казни, многие первенцы попрятались в капищах и молельнях, надеясь, что «боги» все же смогут их защитить. Но Творец поразил их богов вместе с ними.[73] Те, что были из дерева, превратились в труху, каменные рассыпались, серебряные, золотые и медные расплавились.[74] Рухнули со своих постаментов изваяния бараноголового Хнума и богини-лягушки Хекет, тучного Хапи и бога смерти Анубиса с головой шакала. Обрушились и монументальные статуи фараона, «дающего силу Нилу». Но сам он пока уцелел. Потеряв все своих первенцев от жен и наложниц, карлик Адикам-Авуз метался по ночному городу в поисках Моше, чтобы сказать ему: «Встаньте и уходите от моего народа!»[75]

А происходило всё это в ночь с четырнадцатого на пятнадцатое нисана — точно в середине месяца, когда зодиакальный знак Овна достигает своей наивысшей силы.[76] Для всех сведущих в астрологии и оккультизме это было ясным указанием на то, что судьбу мира определяет не сар могучей сверхдержавы Египта, а Б-г евреев, даже не внесенный всеведущими жрецами в египетскую «Книгу богов».

19.

И все-таки основным предназначением десяти казней было не наказание египтян и даже не низвержение их «богов». По определению комментаторов Торы, целью казней было воздействие на народ Израиля, ведь Творец часто «приводит беды на народы идолопоклонников, чтобы сыны Израиля услышали об этом и вострепетали перед Ним».[77] За несколько веков, проведенных в Египте, большинство евреев стало осознавать себя частью этого народа. Они переняли обычаи египтян и с рвением служили их божествам.[78] Несмотря на притеснения и издевательства, они всей душой привязались к этой стране и считали ее своей настоящей родиной. [79]

А поскольку в мире не было другого народа, столь погрязшего в черной магии и распутстве, как египтяне,[80] то евреи, усвоившие их образ жизни, опустились, по определению книги «Зоар», на «сорок девятую ступень духовной нечистоты» из пятидесяти существующих. Еще немного — и полное растворение в «плавильном котле» Египта стало бы неотвратимым. [81] И казни, которые поразили весь Египет, кроме земли Гошен, где все еще жило большинство евреев, были призваны отделить евреев от народа Египта, в первую очередь, в глазах самих потомков Яакова.

Когда евреи видели, что вода становится кровью только у египтян и дикие звери нападают только на египтян, они поневоле начинали ощущать себя особым народом. Не случайно перед нашествием диких зверей Моше передал фараону слова Творца: «И разделю Я между Моим народом и твоим народом — завтра совершится это знамение» (Шмот 8:19).

В мишне из трактата «Пиркей авот» («Поучения отцов») сказано: «Десять чудес было совершено для наших предков в Египте» — и вместе с тем «десять казней навел Святой, благословен Он, на египтян в Египте».[82]

Комментаторы поясняют, что каждой из десяти казней соответствовало особое «чудо», избавляющее евреев от ее воздействия.[83] По определению книги «Зоар», каждая казнь была «ударом по египтянам и лекарством для сынов Израиля», как сказано у пророка: «Б-г будет разить египтян, разя и исцеляя…» («Йешая», 19:22) — «разя» египтян, а «исцеляя» — евреев.[84] Более того, Вс-вышний ожесточил сердце фараона, а затем и всех его служителей в первую очередь именно для того, чтобы, увидев грозную расправу над египтянами, евреи прониклись трепетом перед Б-гом и раскаялись в своих прегрешениях.[85]

Уже отмечалось, что, даже если бы фараон, не выдержав испытаний, согласился отпустить евреев раньше предопределенного свыше срока, на Египет все равно обрушились бы все десять казней — так же и потому, что именно столько было необходимо для исправления и очищения сынов Израиля.[86] Ведь даже после восьми страшных бедствий, разоривших Египет, большинство евреев по-прежнему сохраняли привязанность к своей страдающей «родине» и связывали свое будущее только с ней. Особенно вольготно они почувствовали себя в Египте после третьей казни, когда, как уже упоминалось, прекратилось рабское угнетение, и они обрели равные права с коренными жителями страны. В считанные месяцы многие из них разбогатели, приобрели поля и дома. Может быть, именно об этом говорится в уже упомянутом папирусе Ипувера: «Смотрите, бедняки Египта стали бо-гатыми»,[87] и также «рабы стали владельцами рабов».[88]

Многие евреи говорили: «Это наша земля, и что бы с ней не случилось, мы здесь останемся. Разве можно жить без Нила и пирамид?! Даже если все египтяне покинут страну в беде, то мы не уйдем!»

И тогда в первый день месяца нисан, за две недели до исхода, рука Небес обрушилась и на евреев. В тот день страну окутала непроницаемая мгла, под покровом которой в течение шести дней были поражены мором сотни тысяч евреев — те, кто не желал подчиниться воле Творца и уйти с Моше из Египта.[89] Об этой трагедии Вс-вышний поведал через пророка Йехезкеля (20:7-8): «Я сказал им: “Пусть отвергнет каждый мерзости, что перед глазами его, и богами Египта не оскверняйте себя. …Но они восстали против Меня — не отвергли мерзостей, что перед их глазами, и богов Египта они не оставили. И Я решил излить Мой гнев на них, обрушить Мою ярость на них в стране Египет”.»

Раши поясняет, что эти слова относятся к нечестивцам, составлявшим большинство народа Израиля и погибшим в дни тьмы.[90] С горечью и смятением хоронили евреи своих родных. А египтяне, окутанные в эти дни пеленой мрака, не видели бесконечных похоронных процессий и никогда не узнали масштабов постигшей еврейский народ трагедии. По свидетельству мидрашей, в те дни погибло, по меньшей мере, около четырех пятых от общей численности народа.[91] Но и те, что уцелели, не рвались покинуть Египет. Комментаторы Пятикнижия поясняют, что Моше попросил фараона отпустить евреев в пустыню всего «на три дня пути»[92] вовсе не для того, чтобы обмануть египтян, но ради самих евреев — чтобы уменьшить для них испытание и дать почувствовать, будто остается возможность снова возвратиться в Египет. А погибшие в дни тьмы не смогли устоять даже в этом испытании — настолько они считали себя частью этой страны.[93] Там они и остались. Евреям, уцелевшим в дни тьмы, предстояло пережить некое подобие духовной «смерти», отказавшись от всех «своих» мировоззренческих представлений и «своей» египетской веры. За четыре дня до исхода Вс-вышний сказал Моше: «Все время, пока сыны Израиля служат египетским идолам, они не будут избавлены. Иди и скажи им, чтобы они оставили свои дурные дела и отказались от идолослужения. Пусть возьмут себе ягнят и зарежут божков Египта!»[94]

Евреи должны были зарезать пасхальных барашков с ясным пониманием того, что они своими руками уничтожают главную «духовную» ценность египтян.[95]

Благодаря совершенному раскаянию их грехи должны были преобразоваться в заслуги — ведь еще вчера они поклонялись баранам как божествам, а теперь режут их и приносят в жертву Творцу Вселенной.[96] И сыны Израиля подчинились. В Пятикнижии об этом сказано очень кратко: «И пошли, и сделали сыны Израиля — как повелел Б-г Моше и Аарону, так они и сделали» («Шмот», 12:28). А буквально в следующей строке говорится: «И было в полночь — Б-г поразил каждого первенца в земле Египта» (там же, 12:29). В ночь казни первенцев, когда умирали только египтяне, но не евреи, Вс-вышний окончательно «разделил между Египтом и Израилем».[97] Еще вчера потомки Яакова считали себя такими же египтянами, как и все, но Творец заставил их осознать, что они — другие. Исход евреев из Египта сравнивается в Пятикнижии с мучительными родами: Творец «взял Себе народ из чрева народа» («Дварим», 4:34). Еще вчера младенец был частью единого материнского организма, но уже тогда ему была предназначена особая, самостоятельная судьба. Ведь бывает, что у матери, погрязшей в грехах, вырастает сын, избирающий совсем иной путь. Это отделение от египтян проходило через сердце каждого из потомков Яакова. По определению одного из величайших наставников нашего поколения рава Шломо Вольбэ, подлинным освобождением из Египта было избавление каждого еврея от «египтянства» — удаление всего египетского из своего сердца. И, возможно, поэтому исход из Египта называют на святом языке «йециат Мицраим» — буквально «выход Египта», а не «йеция ми-Мицраим» — «выход из Египта», как казалось бы требовали правила грамматики. Ведь самым трудным было «вывести» Египет из своего сердца.[98] И без десяти казней — страшных природных бедствий, потрясших Египет до основания, — это было бы невозможным.

В Талмуде эта закономерность сформулирована в более общем виде: «Все беды приходят в мир ради сынов Израиля».[99] И раби Шломо Ицхаки (Раши) поясняет: «Чтобы евреи вострепетали и раскаялись».

Об этом же сказано в мидраше: «В час, когда народ Израиля совершает грех, кары обрушиваются на народы идолопоклонников, чтобы сыны Израиля увидели их бедствия, испугались и раскаялись».[100]

Конечно, не имеется в виду, будто народы мира караются без вины, как «мальчики для битья», но хотя они получают добросовестно заработанные наказания, в том числе и за преступления против евреев, как, например, египтяне, время и место казни избирается «ради сынов Израиля», чтобы они увидели грозную силу Б-га и сделали свои выводы.[101]

20.

Вместе с тем на той же странице Талмуда утверждается, что все благословения и жизненные блага приходят к народам мира ради Израиля — даже к морякам в далеких морях и к диким племенам, живущим в пещерах и вообще не знающим о существовании евреев.[102] Это связано с особой ответственностью за судьбы мира, возложенной на народ Израиля. Если евреи отступают от своего исторического предназначения, то от этого страдает весь мир. А если они исполняют возложенную на них миссию — на мир приходит благословение. Этот закон истории, с Б-жьей помощью, будет подробно объяснен в последующих главах книги. Здесь же достаточно привести несколько простых примеров.

Возвышение Египта началось, как уже упоминалось, с того, что в стране поселись потомки Яакова. Но, когда они были готовы навсегда там остаться, на страну обрушились десять казней. Московское государство, отстававшее на несколько веков от Европы, стало мировой империей сразу после того, как завоевало Польшу и Литву, где к тому времени проживало большинство евреев земли.

Благословение, осенившее Российскую империю, выразилось не только в том, что она распространилась на шестую часть суши, но и во внезапном всплеске духовной культуры, давшем миру такую плеяду гениев, как Пушкин, Тютчев, Лев Толстой, Достоевский, Чехов. Величайшие художники, композиторы, ученые, мыслители…

Но как только на рубеже двадцатого века российские евреи стали в массовом порядке отходить от веры отцов, страна была ввергнута в гибельную пучину революции, гражданской войны, сталинского террора и вымирания. Да и Соединенные Штаты Америки превратились из далекой провинции в одну из мировых держав только после того, как в начале двадцатого века в результате массовой эмиграции из России там образовалась самая большая еврейская община.

В середине двадцатого века там возник мировой центр изучения Торы — и вскоре страна стала сверхдержавой, диктующей свою волю всему остальному миру.

Но поскольку уже в 2007 году процент смешанных браков перевалил в Америке за 70%, не нужно быть пророком, чтобы предсказать, что грозный час «икс» для этой сверхдержавы не за горами.

Конечно, марксистские историки объяснили бы эти факты как-нибудь по-иному — например, ростом или упадком производительных сил в той или иной стране.

А продажные буржуазные историки и вовсе сослались бы на решающую роль того или иного государственного деятеля — императора Петра Первого или президента Обамы. Но имеющий глаза — да увидит.

Современная «юдофобия» — «боязнь евреев» — представляет собой, в сущности, безотчетный страх перед тем, что сыны Израиля отвергнут свои традиции и попытаются смешаться с окружающим населением — и тогда на приютившую их страну обрушатся свои десять казней. Один знаменитый хасидский праведник говорил, что, если бы народы мира осознавали истинные причины своих несчастий, они приставили бы к каждому еврею по два солдата с ружьями и саблями — следить, чтобы сыны Израиля не нарушали своих законов и не грешили. И хотя этот праведник имел в виду конкретные «несчастья» определенного русского царя, его рекомендации актуальны для всех времен и народов. И народы мира инстинктивно чувствуют свою тотальную зависимость от евреев, хотя и не в состоянии объяснить ее. Ощущали это и египтяне, потребовавшие у фараона в самый разгар казней: «Отпусти этих людей, и пусть служат своему Б-гу! Неужели ты еще не понял, что гибнет Египет?!» (Шмот 10:7). А в псалме написано: «Обрадовался народ Египта их исходу, ибо напал на него страх перед ними» («Теилим», 105:38). И об этом же рассказано в мидраше: «Пока евреи оставались в Египте, на страну обрушивались кары и бедствия — и египтяне не могли дождаться, скоро ли евреи уйдут». А когда евреи покинули Египет, то «и те, и эти возликовали, и неизвестно, кто радовался больше» — освобожденные из «дома рабства» евреи или освободившиеся от них египтяне. А в заключение этого мидраша утверждается, что «египтяне обрадовались все же больше».[103]


[1] Раши, «Берешит», 15:16.

[2] «Моя борьба», гл. 11.

[3] См. Ральбаг и Мальбим, «Мишлей», 21:1..

[4] См. «Зоар», «Шмот», 16б, «Ваикра», 8а.

[5] См. р. Э. Деслер, «Михтав ме-Элияу» 2, стр. 50,3, стр. 216.

[6] См. р. Й. Гикатилья, «Шаарей ора» 6, стр. 541; Рамхаль, «ДерехАшем», 2:4/8-9/.

[7] См. Рамбан, «Ваикра», 18:25-28 и «Дварим», 18:9-12.

[8] См. ВТ, «Моэд Катан», 28а; см. также «Эрувин», 56а.

[9] ВТ, «Шабат» 156а, Раши и Тосафот, «Эйн мазаль».

[10] См. Чижевский А. Л., «Физические факторы исторического процесса», Калуга 1924, стр. 28.

[11] Там же, стр. 39.

[12] Там же, стр. 63.

[13] Там же, стр. 64.

[14] См. А. Фролов, «Уроки восстания»//Советская Россия, 15.02.2011.

[15] См. ЕЬегТт В. «КозторзусНоОд'ю», 1979; см. также А. П. Дубров, «Лунные ритмы у человека», Москва 1990, стр. 81.

[16] Дубров А. П., «Лунные ритмы у человека», Москва 1990, стр. 31.

[17] Там же, стр. 46 (см. там список литературы).

[18] Там же, стр. 60.

[19] См. там же, стр. 82-84; см. также в кн. М. СаидиеРт, «Созт'к тЯиепсе оп Нитап ЬеНау'юг», Нем Уогк, Аигога Ргезз, 1985.

[20] «Зоар» 3,251а.

[21] См. р. А. Баум, «Лайла ка-йом яир», 2:10, стр. 102.

[22] См. Берешит 13:10, где страна Египет сравнивается по плодородности с «садом Б-га»; см. также «Лайла ка-Йом Яир», 2:5, стр. 71.

[23] «Мидраш Тельпиот», «Галут»; «Мидраш Лейль Шимурим», стр. 339.

[24] См. «Сефер Седер а-Йом», «Сипур йециат Мицраим»; Мидраш «Лейль Шимурим», стр. 336.

[25] См. «Зоар», «Шмот», 6аб и 16б-17а.

[26] См. «Шмот Раба», 15:10, «Эц Йосеф»; «Ялкут Шимони», «Ваэра», 7, 182; «Зоар», «Шмот», 49а.

[27] См. «Шмот Раба», 21:5, «Эц Йосеф»; «Ялкут Шимони», «Бе-шалах», 241.

[28] См. «Зоар», «Берешит», 58а.

[29] Рамбам, «Авода зара» 1:1-2; см. также Рамбан, «Шмот», 20:3-4.

[30] «Драшот а-Ран» 9; р. Хаим Воложинер, «Нефеш а-Хаим», 3:9.

[31] Рамбан, «Шмот», 20:3-4.

[32] «Шмот Раба», 5:14; см. также «Сефер а-Яшар», «Шмот».

[33] Танхума, «Ваэра», 14; «Шмот Раба», 9:8; Мидраш-Агада, «Ваэра»; Раши, «Шмот», 7:15.

[34] «Ялкут Шимони», «Ваэра», 182.

[35] Рамбан, «Шмот», 20:3-4.

[36] См. Рамбан, «Шмот», 20:3-4; см. также «Зоар», «Ваикра», 8а.

[37] См. также «Шмот», 18:11, «Дварим», 6:14, 10:17 и 13:8, «Шофтим», 2:12, «Теилим», 86:8 и 97:7, «Даниэль», 11:36, «Диврей а-Ямим I», 16:26. И см. Рамбан, «Шмот» 15:11,20:3-4 и 22:19, а также «Зоар», «Мишпатим», 96а.

[38] См. «Даниэль», 2:47; ВТ, «Менахот», 110а; Рамбан, «Шмот», 20:3-4; р. Хаим Воложинер, «Нефеш а-Хаим», 1:2 и 3:9.

[39] См. р. Фридляндер, «Сифтей хаим», «Эмуна вэ-Ашгаха», 1, стр. 62-64.

[40] См. р. Бхайе, «Шмот», 20:3; «Нефеш а-Хаим», 1:2.

[41] р. Й. Гикатилья, «Шаарей ора», 6, с. 546.

[42] Рамхаль, «Дерех Ашем», 2:4:9.

[43] См. «СифтейХаим», «Эмуна вэ-Ашгаха», 1, стр. 71.

[44] «Зоар», «Ваикра», 8а.

[45] См. «СифтейХаим», «Эмуна вэ-Ашгаха», 1, стр. 71.

[46] «Шмот Раба» 21:5; «Шир а-Ширим Раба», 8:16.

[47] «Эц Йосеф», «Шмот Раба», 21:5; см. также комментарий Рамбана на «Шмот», 12:12, «Бемидбар», 14:9 и «Ваикра», 18:25.

[48] «Шаарей Ора», 6, стр. 542.

[49] ВТ, «Рош а-Шана», 11а, Раши

[50] См. «Зоар», «Шмот», 19а.

[51] «Зоар», «Пинхас» 251а.

[52] См. Танхума, «Ваэра», 13; «Шмот Раба», 9:9; см. также «Зоар», 2, 18б.

[53] См. П. Монтэ, «Египет Рамсесов», стр. 33-34 и 359-360.

[54] См. Плиний Старший, «Естественная история Египта», кн. 5, гл. 57-58; см. также П. Монтэ, «Египет Рамсесов», стр. 33-34 и 110-111.

[55] Диодор, «Историческая библиотека» 1,36.

[56] См. р. Ш. Гирш, «Шмот», 7:15.

[57] См. р. Бхайе, «Шмот», 10:5; «Седер а-Дорот» 24:47; «Ягель либейну».

[58] См. «Якиру ве-едъу», 1, стр. 35.

[59] «Шмот», 8:9.

[60] См. «Якиру ве-едъу», 1, стр. 35-38.

[61] См. «Якиру ве-едъу», 1, стр. 35-38

[62] См. «Шмот», 12:3-11.

[63] «Шмот Раба», 16:3.

[64] Рамбан, «Шмот», 12:3.

[65] Тосафот, Менахот 85аб; Рамбам, «Кидуш а-Ходеш», 9:3; см. также «Сефер Йецира», 5:4-7.

[66] См. Рамбан, «Шмот», 12:3.

[67] «Зоар», 3,251а.

[68] Там же.

[69] «Шмот Раба», 16:3.

[70] «Зоар», 3,251а.

[71] См. «Лайла ка-Йом Яир», 2:10, стр. 100 и 103.

[72] «Шмот Раба», 15:12.

[73] Там же 15:15.

[74] Там же; см. «Зоар», «Шмот», 18а, а также Раши и Рамбан, «Шмот», 12:12.

[75] См. «Шмот», 12:29-31.

[76] «Лайла ка-Йом Яир», 2:10, стр. 103.

[77] Раши, «Шмот», 7:3.

[78] См. Рамбам, «Авода Зара», 1:3; р. Бхайе, «Бемидбар», 11:5; см также «Шмот Раба», 16:2.

[79] См. Маараль из Праги, «Гвурот Ашем» 3; см. также «Талелей орот», «Агада шель Песах», стр. 91 и 96.

[80] См. «Сифра», «Ахарей Мот», паршата 9,3; «Ялкут Шимони», «Ваэра» 7, 182;Маараль из Праги, «Гвурот Ашем», 4.

[81] См. «Зоар хадаш», «Итро», 31а; см. также р. Э. Деслер, «Михтав ме-Элияу», 2, стр. 17-18; «Лайла ка-Йом Яир», 1:5, стр. 41.

[82] «Авот», 5:4.

[83] Рамбам и р. Йона, «Авот», 5:4; Ритва, «Агада шель Песах», «Бе-ЯдХазака».

[84] См. «Зоар». «Бо», 36а; см. также «Ми-маамаким», «Шмот», 3, стр. 56, 14, стр. 162.

[85] См. Раши, «Шмот», 7:3.

[86] См. «Бейт а-Леви», «Бешалах»; стр. 125; «Лайла ка-Йом Яир», 2:6, стр. 75.

[87] «Речение Ипувера», 8:2.

[88] Там же 6:7-8.

[89] См. «Мидраш Танхума», «Ваэра», 14, «Бе-шалах», 1; «Шмот раба», 14:3; «Сефер а-яшар», «Бо»; Раши, «Шмот» 10:22 и 13:18.

[90] Раши, «Йехезкель», 20:8.

[91] См. Мехильта, «Бо» 12; Мидраш Танхума, «Бешалах» 1; «Ялкут Шимони», «Бо», 208; Раши, «Шмот», 13:18.

[92] См. «Шмот», 8:23.

[93] См. р. Э. Деслер, «Михтав ме-Элияу», 3, стр. 293, 4, стр. 132-133.

[94] «Шмот Раба», 16:2.

[95] См. Маарзо, «Шмот Раба», 16:2.

[96] См. Эц Йосеф, «Шмот Раба», 16:2.

[97] См. «Шмот», 11:7.

[98] «Лайла ка-Йом Яир», 2:6, стр. 77.

[99] ВТ, «Йевамот», 63а.

[100] «Ялкут Шимони», «Реэ», 885.

[101] См. «Июн Яаков», «Йевамот», 63.

[102] См. ВТ, «Йевамот», 63а.

[103] Мидраш «Шохер Тов», 105.

Из журнала «Мир Торы»