Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Как же можно не понимать, что все чудеса мироздания постоянно свидетельствуют о Б-жественном управлении?

Чудеса и природа (часть 2)[1]

«И нет ничего нового под солнцем»[2]
«Он всемогущ и все объединяет воедино»[3]
Все мироздание, — это одна система Б-жественного раскрытия, высшая и нижняя природа
«И было: когда фараон отпустил народ, Б-г не повел их через землю филистимлян, хотя близка она, ибо сказал Господь: не передумал бы народ, увидев войну, и не возвратился бы в Египет»[4].

Всякий, кто вдумается в эти слова, будет чрезвычайно изумлен. Как могли все чудеса и знамения, которые Б-г явил в земле египетской, и великое избавление Израиля не привести еврейский народ к абсолютному упованию на Всевышнего? Как можно было все еще опасаться, что из-за страха перед войной люди передумают и вернутся в Египет?

А ведь именно так и произошло! Когда они подошли к Красному морю, «Фараон приблизился… и они испугались очень… и сказали Моше: неужели ты вывел нас из-за отсутствия в Египте места для могил, чтобы мы умерли в пустыне?»[5] Все время странствования по пустыне, стоило им столкнуться с любой трудностью — голодом, жаждой или войной, — как их упование на Б-га тотчас же ослабевало, и они начинали жаловаться и роптать. Когда, осмотрев Землю Израиля, разведчики вернулись и сказали: «Но нам это не по силам, ибо могуч народ, живущий в этой земле, и города там укрепленные и очень большие…»[6], — они поколебали сердца народа настолько, что «те говорили друг другу: назначим вождя и вернемся в Египет!»[7] Даже после того как еврейский народ увидел Б-жественное избавление, раскрытие Шехины на море, Б-жественное Откровение на горе Синай, удивительные чудеса манна, извлечение воды из скалы, — все же их сердца не стали полностью принадлежать Б-гу, и они не поверили в Его чудеса.

Перед этим мы застываем в недоумении — как такое возможно? Ведь нам кажется, что если бы мы в нашем поколении увидели хотя бы часть этих невероятных чудес, в нашем сердце не осталось бы места для сомнений, недостатка веры и колебаний.

Но мы уже разъясняли[8], что это ощущение — результат нашей ничтожности, низкого уровня ступени, на которой мы стоим. Нам кажется, что ничто из того, что мы видим в мире, не свидетельствует об основах веры. Вот если бы мы увидели нечто сверхъестественное, — тогда перед нами раскрылась бы святость Б-га, и мы смогли бы признать царство Всевышнего на земле.

Я особенно глубоко задумался над этим после одного прискорбного случая. Один человек покончил с собой, и после этого в доме, где произошла эта трагедия, стали наблюдаться сверхъестественные явления. Видя их, даже отошедшие от Торы и заповедей были вынуждены признать наличие сокрытых сил. Даже скептики, подвергшие эти явления самому тщательному исследованию, увидели в этом наличие сверхъестественного[9]. Среди них был человек, который упрямо отказывался посмотреть на это чудо, говоря: «Если я это увижу и буду вынужден признать, то окажусь в глубинах ада!»

Тогда я был поражен ограниченностью такого мышления! Как же можно не понимать, что все чудеса мироздания постоянно свидетельствуют о Б-жественном управлении? Как можно думать, что только сверхъестественные явления, духи, черти и колдовство могут принудить человека признать Б-га и поверить в Его существование?

Причина этого в том, что у людей есть представление только о материальном мире, постигаемом пятью органами чувств. Поэтому им представляется Б-жественным только то, что выше этого мира. Из-за ограниченности своего видения эти люди не желают верить в существование высшей силы. Они думают, что, отрицая ее, смогут отрицать и живого Б-га, а если поверят, то потеряют возможность игнорировать духовность и оставаться атеистами.

И даже мы, хоть и удостоились знания о наличии скрытых сил природы и о чудесных и возвышенных свойствах мироздания, все же не способны постичь их в полной мере. И даже практические знания через разум и опыт не приведут нас к полному и ясному осознанию. То, что мы узнали и выяснили сегодня, назавтра бледнеет и исчезает.

Итак, главное, что определяет уровень человека, — это глубина его знания. Чем выше поднимается человек, тем яснее и отчетливее становится его знание и постижение, тем в большей степени они превращаются в приобретения его души. А если человек стоит на невысоком уровне, то и его знания слабы и неустойчивы, они витают вокруг него, не укореняясь и не связываясь с его «я». Его разум не способен обратить то, что он узнает, в истинное знание, о котором сказано: «Если это есть — все есть, а если этого нет — что есть?»[10] И тем более все это относится к области духовных явлений, которые мы не в состоянии постичь полностью, и «не с нами знающий» хоть что-то об их сущности, и они далеки от наших чувств. Разумеется, наше постижение духовной реальности будет смутным. Ведь вся наша жизнь, наш «уровень человека» связаны только с упрощенным и грубым материальным миром.

Поэтому нам представляется Б-жественным только то, что выше этого мира. И нам думается, что если бы мы смогли увидеть своими глазами и постичь нечто, находящееся выше привычной физической природы, то полностью осознали бы все основы веры, и не осталось бы места для колебаний и сомнений.

Совсем не так мыслили люди в прежних поколениях. Они располагали возвышенными и вознесенными знаниями о чудесах Творения и его тайнах, знали о заключенных в природе скрытых силах и использовали их, опираясь на известные им правила и законы. Они знали, что природа более высока, чем то, как мы ее воспринимаем нашими чувствами, и что в мирах, расположенных выше нашего физического мира, из которых распространяются все силы и явления, которые мы знаем в нашем нижнем мире, есть естественный порядок и действуют известные законы, которыми можно воспользоваться согласно определенным правилам.

Поэтому все, что выходило за рамки материальной природы, у людей прежних поколений не вызывало преувеличенного восторга. Они воспринимали сверхъестественные природные явления так же, как мы воспринимаем открытые нам явления природы. И так же, как мы можем ошибиться, хотя и видим все чудеса Творца, заключенные в законах материальной природы, так и они могли ошибиться, даже видя явления скрытой от нас природы. В те времена опасность ошибиться была даже больше, поскольку знание и горизонт людей прошлых поколений были шире. Ведь они были способны постичь реальность высшего существования и высшей природы!

Это становится особенно понятным после того, как мы разъяснили и доказали[11], что даже величайшие чудеса и знамения подчиняются законам Творения и происходят согласно определенному порядку и по установленным законам, через причинно-следственные связи.

Мы имеем в виду не только чудеса, которые управляются именем «Всемогущий». Речь идет и о более высоком способе управления миром, посредством Четырехбуквенного имени. Это управление возвышается над системой всех «сфирот» и высших ангелов и не зависит от творений и их сил. Оно исходит из «короны», — корня всего творения, — то есть только из воли Всевышнего, в виде, в котором она открылась нам во время Исхода из Египта, и проявляется в мире, когда того требуют основы мироздания и его конечная цель. Но даже и это управление подчиняется определенному порядку, заложенному в мироздание при его сотворении, когда по причинам, известным только Творцу мира, был определен порядок его раскрытия согласно установленным законам. Все это изначально было включено в высшую волю Творца, так что теперь нет необходимости вносить в мир что-либо новое. Ведь все было предусмотрено заранее, в соответствии с необходимостью достичь цели, желанной для благословенного Б-га.

И стоит задуматься, до каких границ распространяется этот принцип. Например, о казни первенцев Египта сказано: «И Я пройду по земле Египетской в эту ночь, и Я поражу каждого первенца на земле Египетской, от человека до скота, и со всеми богами Египта Я совершу знамения — Я Б-г»[12].

Наши мудрецы объясняют этот стих следующим образом:

«“И Я пройду по земле Египетской в эту ночь” — Я, но не ангел. “И Я поражу каждого первенца в земле Египетской” — Я, но не высшие ангелы. “И со всеми богами Египта Я сотворю знамения — Я, Б-г” — Я, и никто другой»[13].

Всевышний во всей Своей славе прошел по земле Египта, чтобы поразить ее первенцев. Но в том же отрывке Тора повествует: «И будет кровь для вас знаком на ваших домах, и Я увижу эту кровь и пройду мимо вас, и не будет вам мора губительного, когда Я буду поражать землю египетскую»[14].

Удивительно, зачем для того, чтобы пройти мимо еврейских домов и не поразить живущих в них, Б-гу нужны были знаки! Ведь Он не желал гибели евреев, как же они могли пострадать, когда Он наказывал египтян?

Мудрецы прежних поколений объяснили, что еврейский народ должен был исполнить заповеди праздника Песах и обрезания, чтобы оказаться достойным этого чуда. Но все же в Торе ясно сказано, что они должны были не только исполнить эти заповеди, но и пометить кровью притолоку и оба косяка дверей своих домов. Так что очевидно, что не только заповедь, но и сам знак должен был послужить причиной их спасения, как сказано: «И Я увижу эту кровь и пройду мимо вас».

И дальше Тора заповедует: «Вы же не выходите за двери своих домов до утра»[15]. Наши мудрецы объясняют это так: «Это значит, что когда Уничтожителю дано право разить, он не различает между праведником и злодеем»[16]. И непонятно, какова роль Уничтожителя, если египтян разит Сам Б-г?

Итак, мы отчетливо видим, что даже управление посредством Четырехбуквенного имени реализуется в явлениях высшей и нижней природы и проявляется через природные силы в согласии с порядком систем мироздания и их законами. Поэтому и это управление, корень которого лежит выше законов мироздания, в своих проявлениях учитывает скрытые и явные законы природы. Для того чтобы воля Всевышнего привела к определенной Им цели, нужно воспользоваться средствами, заложенными в миропорядок. Когда Всевышний пожелал спасти Израиль, Ему не нужно было нарушать законы природы, изменяя свойства Уничтожителя и способ его действий. Вместо этого, в Своем милосердии, Он показал нам средство, которое с точки зрения высшего разума будет верным, и заповедал нам воспользоваться им[17].

Мы уже говорили о том, почему высшее управление учитывает порядок мироздания и его законы; почему с момента сотворения мира в нем не было создано ничего нового[18]. Причина в том, что Всевышний поступает справедливо, желая, чтобы все творения в мире действовали так, как им предписано и уготовано изначально, и чтобы они не были ничего лишены вопреки законам миропорядка, ибо «Господь — Б-г веры, и нет неправды, праведен и справедлив Он»[19]. Каждое творение имеет право на то, что ему предопределено, и Всевышний никого не лишает силы и возможностей. Он делает это только по приговору Высшего Суда, в согласии с заранее установленными законами.

Пути Б-жественного управления, проявившиеся через знамения в Египте

К этому нужно еще кое-что добавить. Из Торы и слов наших мудрецов можно заключить, что в мироздании больше нет места ни для чего нового, что не было сотворено изначально.

Уже много лет я размышляю над смыслом казней и знамений, явленных в Египте. Мне казалось странным, что для всех чудес там были использованы создания, привычные для нашего мира, например, кровь, змеи и лягушки. Змеи существуют в мире и без всяких чудес, а чудо состояло в том, что посох превратился в змея, а вода превратилась в кровь. И для всех остальных казней тоже не были созданы новые творения, к мирозданию ничего нового не добавилось. Только уже существующие творения размножились и собрались все в одном месте. Поэтому фараон и его чародеи ошибочно приняли все эти чудеса за привычное Египту колдовство.

А еще стоит поразмыслить над тем, как действовали Моше и Аарон, используя обычные природные средства. Б-г намеренно велел им так поступить: «Возьми свой посох и протяни руку над водами Египта.., и они станут кровью»[20], «Протяни свой посох и ударь пыль этой земли, и появятся вши во всей земле египетской»[21], и то же самое с остальными казнями. Во время рассечения Красного моря Моше было предписано протянуть посох к морю, чтобы оно расступилось[22]. Мы видим, что все эти чудеса были явлены при участии человека.

Однако необходимо отметить, что чудо было вызвано не действием человека. Важно было намерение, решение Моше или Аарона — оно подействовало снизу вверх и побудило Б-жественное управление через чудеса спуститься сверху вниз.

Воля человека становится сильнее и определеннее, если он реализует свой замысел через некое физическое действие. Когда решение принято только словесно — это совсем не то же самое, как если оно подтверждено физическим движением и поступком. Поэтому Всевышний показал Моше способ воплотить желание через определенные действия, предназначенные для выражения замыслов и намерений. Эти действия были необходимы, чтобы из высших миров притянуть влияние, необходимое для каждого из чудес.

Получается, что каждое чудо нуждалось в некоторой материальной причине, которая должна была его вызвать! Это и привело к ошибке и отрицанию всемогущества Творца, если мы только вправе произнести такие слова.

Но ведь все чудеса и казни были предназначены только для того, чтобы принести в мир веру в Б-га. Об этом сказано во многих стихах: «И узнают египтяне, что Я — Б-г»[23], — «из этого ты узнаешь, что Я — Б-г»[24], «чтобы ты узнал, что нет такого, как Б-г, наш Господь»[25], «чтобы ты узнал, что Я — Б-г в пределах этой земли»[26]. Эти слова предваряли каждую казнь, и для их подтверждения казалось бы более уместным явить несомненные чудеса, которые было бы невозможно отрицать или оспорить. Разве Б-г не в силах сотворить нечто совершенно новое, поражающее своими возможностями и своей необычностью? Разве Он не мог создать, например, новое солнце, ни в чем не похожее на наше, или что-либо другое, чего не в силах представить самое богатое воображение? Тогда все признали бы руку Б-га — Того, Кто творит новое! И никто не осмелился бы отрицать эти чудеса, как произошло с казнями и знамениями, которые Б-г явил в Египте. Ведь тогда колдуны своими заклинаниями смогли воспроизвести некоторые из этих чудес! И даже при том, что остальных чудес они повторить не сумели, все же это дало им возможность утверждать, что в использовании сил природы Моше и Аарон обладают такими же способностями, что и сами колдуны. Но если бы Б-г явил нечто совершенно новое, без всяких материальных причин и участия Моше и Аарона, всемогущество Творца проявилось бы гораздо отчетливее, и цель явленных в Египте чудес была бы достигнута «с избытком силы и могущества»[27]!

По правде говоря, этот вопрос мне не кажется трудным. Ведь обычно мы вообще не задаем подобных вопросов. Кто же будет столь глуп, чтобы выискивать противоречия в глубинах путей Б-жественного управления миром, когда мы воочию убедились, сколь глубока и непостижима Б-жественная мудрость? На фоне величия Творения и мудрости Торы мы — всего лишь жалкие муравьи! И даже это сравнение не в полной мере отражает нашу ничтожность в сравнении с безграничной Б-жественной мудростью.

Мало того, даже наши знания не абсолютны, — мы не умеем подойти к ним с верной стороны, и «не с нами знающий», когда мы пытаемся постичь истинную суть каждого творения или явления. Как же человек осмеливается находить «странности» в путях Б-жественного управления? Ведь когда он утверждает, что нечто ему неясно, это предполагает, будто все остальное он уже постиг, и ему осталось понять лишь какую-то единственную частность[28]!

Однако это рассуждение не освобождает нас от обязанности взвешивать все на весах своего разума и в меру наших возможностей пытаться постичь и понять. Поэтому, когда у нас возникает вопрос, мы должны его обдумать и стараться разрешить. И только определив все аспекты проблемы, все возникающие вопросы и сомнения, можно придти к пониманию. Ведь мы уже объяснили, что «вопрос мудреца — половина ответа»[29]. А ответ заключается в разъяснении всех подробностей проблемы после ее детального рассмотрения.

Раскрытие Б-жественного совершенства в природе

Итак, даже управляя миром посредством чудес, Б-г не вносит в него никаких новых творений, ибо все уже заложено при сотворении «и нет ничего нового под солнцем»[30]. Однако, углубившись в изучение этого вопроса, мы найдем ему неожиданное объяснение.

Истина состоит в том, что все элементы Творения, которые соприкасаются с нами и оказывают на нас влияние, присутствуют в мире с самого его сотворения. Каждой идее и каждому понятию, которыми мы обладаем в соответствии с нашей природой и сущностью нашей души, в мире соответствует некая вещь или некая сила. Создавая мир, Б-г пожелал, чтобы все было сразу сотворено совершенным, и в мироздании не было никакого изъяна.

И если бы в мире появились совершенно новые творения, которые не регулировались бы законами природы, возникшими при сотворении мира, наша собственная природа не позволила бы нам их постичь. И уж конечно они никак не смогли бы воздействовать на нас, если бы только мы сами не изменили свою природу и не стали бы новыми творениями, приспособленными к новым сотворенным для нас сущностям.

Разумеется, Всевышний в силах создать новый мир, новые Небеса и новую землю, но вместе с ними изменилось бы и все, что их наполняет. Тогда и природа человека стала бы иной. Но поскольку Всевышний пожелал, чтобы мир был именно таким, то не оставил в нем места для новых творений, кроме тех, что уже были сотворены прежде и приспособлены к природе человека — венца Творения. Всевышний не хочет менять природу человека, потому что Его намерение — привести нас и весь мир к желанной цели, соответствующей именно этой реальности и никакой другой. Б-г пожелал, чтобы мы узнали и постигли Его сущность, Его пути и царство, находясь на нашей нынешней ступени. А цель Творения состоит именно в том, чтобы привести обитателей мира к познанию истины, и все, что для этого нужно, уже заложено в мироздании, ибо «Он Всемогущ и все объединил воедино»!

Надо отметить, что природа, созданная при сотворении мира, — это не упрощенная физическая природа, с которой мы ежедневно соприкасаемся. Ведь существуют и тайные, недоступные нашему постижению силы, открывающиеся нам лишь время от времени.

Есть среди них такие, которые нужно открыть лишь один раз, после чего они становятся известной человеку частью природы. Таково, например, электричество. Только в нашем поколении была раскрыта его удивительная способность оказывать мощное воздействие на огромных расстояниях.

Существуют и другие высшие силы природы, скрытые в системе ее законов и в людях, согласно их высшему корню. Некоторые из этих сил известны мудрецам и пророкам. Но о прочих «даже сердце устам не рассказывает», и они известны только благословенному Творцу. Он же в нужное время повелевает своим посланцам раскрыть эти силы и указывает, как с их помощью способствовать развитию мира и приблизить его к желанной цели.

Но есть и такие силы, управления которыми Всевышний не уступает никому. Он Сам во всей Своей славе управляет ими согласно законам, известным Ему одному, способами, которые Он заложил в мироздание с момента замысла его сотворения.

И поскольку чудеса тоже ограничены законами природы и обусловлены причинами, заложенными в мире с его сотворения, не следует удивляться тому, что Б-г являет чудеса именно так, а не иначе. Ведь несмотря на то, что Его всемогуществу нет ограничения, изначально Его воля состояла в том, чтобы сотворить именно такой мир и населить его именно такими творениями. И по Его воле все должно подчиняться закону и заранее установленным правилам, которые Он заложил в мир с самого начала его Творения. И «проявление всемогущества Б-га — в Его воле»[31]!

Б-жественное «Я» проявляется в Его качествах: «Б-г, твой Господь» и «Тот, Кто вывел тебя из земли Египетской»

Этот подход позволит нам разъяснить смысл первой из Десяти Заповедей: «Я Б-г, твой Господь, Который вывел тебя из земли Египетской»[32]. Древние комментаторы на этот стих задают вопрос: почему Б-г не назвал себя Тем, Кто сотворил Небеса и землю? Ведь именно в этом основа нашей веры! Раби Авраам Ибн Эзра давно уже предложил на это свой ответ[33]. А еще об этом очень подробно говорит раби Иеуда Алеви в книге «Кузари»[34].

Наше объяснение, с Б-жьей помощью, позволяет найти истинную причину. В словах «Я Б-г, твой Господь» заключено полное осознание существования Б-га, насколько человек в силах его постичь. Поэтому понятие, которое действительно соответствует этому осознанию, могло быть связано только с Б-жественностью, наполняющей мир после его сотворения. Оно должно было показывать, насколько благословенный Творец близок к миру и насколько раскрывается в нем известными нам деяниями, что включает и Его святые имена. Только посредством этого мы можем постичь Б-га и осознать Его величие согласно нашей природе, которой Б-г наделил нас именно в этом мире — и ни в каком другом.

Сущность Исхода из Египта состоит в том, что Всевышний вывел народ Израиля из-под правления семидесяти высших ангелов и подчинил его только управлению Своего Четырехбуквенного имени, не зависящему от ангелов и созвездий. Оно определяется только Его волей и желанием — корнем всего Творения. Об этом мы уже подробно говорили[35]. Поэтому в Торе сказано: «Я Б-г, твой Господь, Который вывел тебя из земли египетской»[36]. Как разъясняется в святых книгах, Всевышний вывел нас из египетского рабства не только в нижнем, но и в высшем мире.

Получается, что Исход из Египта позволил нам постичь существование Всевышнего в Его истинном качестве, понять, как Он управляет миром посредством Своего Четырехбуквенного имени и как это имя проявляется в мире. Однако это пока еще не есть постижение Творца в Его истинном качестве, которым Он обладал «прежде, чем было сотворено все мироздание». Ведь это качество мы никак не можем описать или постичь. Мы знаем только, что Четырехбуквенное имя облачается в систему миропорядка и действует в соответствии с законами, установленными для его возможностей.

Поэтому мы не способны воспринять суть Б-жественного «Я», сотворившего Небеса и землю. Ведь «Б-жественное имя», которым были сотворены миры, — это сущность Всевышнего до Творения, а ее «вовсе не может коснуться мысль». Наше существование подчинено законам мира, созданного за шесть дней Творения, и только из них мы и можем постичь

благословенного Творца. А известное нам Б-жественное управление получило свое полное воплощение только во время Исхода из Египта. Так что мы должны постичь сущность благословенного Б-га в том, как Он управляет миром после сотворения, и в том, как Его власть проявилась во время Исхода из Египта.

В Десяти Заповедях о Всевышнем сказано: «Я Б-г, твой Господь»[37], а не просто «Я Б-г, Который вывел…» Дело в том, что, хотя в этот момент Его господство проявилось через Четырехбуквенное имя, все же это управление было облачено в силы природы. Управление посредством Четырехбуквенного имени проникло в мир через систему законов мироздания, подчиняющуюся имени Господь, то есть «Сила всех сил».

Принимая на себя царскую власть Б-га, мы произносим: «Слушай, Израиль, Б-г, наш Господь, Б-г един»[38]. Мы не говорим: «Слушай, Израиль, Б-г один», мы подчеркиваем именно единство «Б-га, нашего Господа». Иными словами, если ты хочешь быть евреем, то должен услышать, воспринять и ясно ощутить следующее: Б-г, наш Господь, — это имя объемлет все сущности и силы, присутствующие в мире. При этом свое истинное существование они получают только от единого Б-га — основы всех основ и причины всех причин, Который всему дает существование и поддержку. И все же все наши представления о Его управлении миром, даже посредством Четырехбуквенного имени, принципиально зависят от того, что это управление облачается в высшие силы мироздания, связывается с порядком и устройством сотворенных миров. Только это позволяет нам говорить о Б-ге, используя Его святые имена, открывающиеся нам в Его видимых миру деяниях.

То же самое мы скажем о первой из Десяти Заповедей. Она обязывает нас придти к постижению Б-га, нашего Господа, каким Он открылся нам во время Исхода из Египта. Ведь мы не в состоянии постичь сущность Четырехбуквенного имени, то есть Б-га, существующего в прошлом, настоящем и будущем, «до того как все созданное было сотворено», и «после того как было завершено все Творение». Талмуд требует от нас: «Того, что сокрыто от тебя, не разыскивай»[39].

В святой книге «Шаарей Ора», написанной великим знатоком Кабалы раби Йосефом Гиктилия, проясняется вопрос: исчезнут ли в будущем семьдесят ангелов — властителей семидесяти народов? Он пишет:

«Знай, что все эти семьдесят властителей связаны со святыми вечными именами Б-га, кроме тайных имен “Я буду”, Двухбуквенного, Четырехбуквенного и других. Поэтому разве может случиться, чтобы в будущем, когда Б-г удалит все покровы и оставит все имена, определяющие Его качества, эти семьдесят властителей исчезли?! Этого никак не может произойти, поскольку им отведена важная роль в “Б-жественной Колеснице”, и в них — великая слава благословенного Б-га.

А сейчас, с Б-жьей помощью, я проясню для тебя одну тайну, записанную и запечатанную. Знай, что в будущем, когда благословенное Четырехбуквенное имя проявится, чтобы избавить Израиль и принять общину Израиля в Свои руки, Б-г удалит все одеяния и оставит все имена, соответствующие Его качествам, — тогда Он приведет к Себе весь еврейский народ и, соединившись с ним навеки, Он облачит в эти одеяния и наречет этими именами и Себя, и общину Израиля. Тогда Они будут как единое целое, которое невозможно разделить на части, а все эти одеяния и имена будут окутывать их снаружи, как слуги, окружающие своих господ… И не будет больше розни и различия, — напротив, Сам Б-г будет источником света для общины Израиля… В этом и состоит тайный смысл стиха: “И будет для тебя Б-г вечным светом, а твой Господь — твоим великолепием”[40]. И Сам благословенный Б-г будет подобен стене вокруг общины Израиля, чтобы не проникли в их среду “нечистые оболочки”. В этом — тайный смысл стиха: “И, слово Б-га, Я буду для нее стеной огня вокруг нее, и славой буду Я внутри нее”[41]. Тогда все небесные властители будут стоять снаружи, прислуживая благословенному Б-гу и общине Израиля. И все подчиненные этим семидесяти властителям народы земли тоже все вместе будут служить Израилю. В этом — тайный смысл стиха: “И будут цари опекать тебя, а царицы — кормить тебя. И будут они кланяться тебе, и прах твоих ног будут лизать…”[42] Ведь изначально все благословения приходили от благословенного Б-га к общине Израиля, от общины Израиля — к народу Израиля, а через Израиль все семьдесят народов земли получали благословение и пропитание. Об этом сказано: “И в тебе получат благословение все семьи земли”[43]. Когда же еврейский народ согрешил, каналы благословения были повреждены, и благословение унаследовали народы мира… Но после того как Б-г возвратит изгнанников Цийона, когда Б-г и община Израиля соединятся воедино и все, что стоит между ними, будет устранено, — тогда никто из высших властителей народов не будет получать ни благословения, ни блага иначе как через общину Израиля. Находясь выше всех народов, она будет властвовать над всеми и даровать всем пропитание. Для властителей и их народов пропитанием станет только то, что останется на самой низшей ступени, — то, что оставит для них община Израиля… И как воля, желание и стремление семидесяти высших властителей будет состоять в служении общине Израиля, так стремлением семидесяти народов будет служение народу Израиля и привязанность к нему на земле. И они будут все вместе служить Б-гу»[44].

Здесь, в частности, говорится, что для управления мирозданием посредством Четырехбуквенного имени используются другие имена. Поэтому, даже после того, как это управление проявилось во время Исхода из Египта, мы по-прежнему не в состоянии постичь, как происходит управление через Четырехбуквенное имя, без участия других имен. Ведь вся система мироздания устроена на основе других имен, — так она была создана изначально. И так будет продолжаться до того времени, когда Всевышний удалит с Себя все одеяния и все другие имена, приведет к Себе общину Израиля и Сам будет светить ей.

На самом деле мы не в состоянии правильно понять все то, что процитировали из книг знатоков Истинного Учения, — эта мудрость далека и сокрыта от нас. Мы воспринимаем только «внешнюю оболочку», но даже и она ярко озаряет нас. Но не будем забывать, что мы стоим перед океаном чистой и святой мудрости, что глубже моря. Счастлив тот, кто удостоился насладиться ее светом!

Итак, мы доказали, что все чудеса и знамения происходили в определенном порядке, соответственно высшим законам, заложенным в мироздание с самого его сотворения по воле Творца. Поэтому неудивительно, что даже те, кто воочию видел чудеса и знамения Творца, все же могли ошибиться.

И хотя они поднялись на ступень высшего Знания, однако, когда поняли, что все происходит по неизменным правилам и вызывается известными причинами, у них осталась возможность «уничтожать посадки» сада веры, то есть не признать связь этих явлений с существованием Бесконечного и Его непрерывным влиянием. Во всем происходящем эти люди по-прежнему видели природные явления, которыми никто не управляет.

Возможно, Б-г намеренно установил в мире такое управление, чтобы всегда оставалась возможность ошибиться. Ведь Он хочет наградить того, кто, следуя прямым путем, выбирает истину, видит и осознает ее такой, как она есть. А если человек хочет потерять свой мир, ему предоставляют такую возможность. Поэтому, как мы знаем, некоторые великие люди достигли высшей мудрости и все же лишились своего мира. Таким был, например, первосвященник Йоханан, который восемьдесят лет служил в Храме, а потом стал вероотступником[45]. Таким был и Ахер[46], и некоторые другие.

Как бы высоко человек ни поднялся, всегда существует опасность, что он сойдет с пути истины, если только он постоянно не будет изо всех сил стараться воспринимать действительность в свете истины. Если же он пойдет по правильному пути, то даже познания в естественных науках будут вести его к постижению Творца — великого Создателя, удивительно мудро сотворившего все мироздание, и к вере в Б-жественное Провидение, в Его чудеса и неизменное милосердие. Если же человек вверяет себя во власть дурного побуждения, позволяет ему властвовать над собой и не прилагает всех сил, чтобы увидеть истинную картину мира, то даже у тех, кто достиг высших ступеней познания Творения и его корней, остается возможность для неверия.

Поэтому нам понятны ошибки поколения пустыни. Оно действительно достигло высокой ступени в постижении реальности, поскольку Б-г постоянно творил для него чудеса. И все же, как только возникали трудности и испытания, в сынах Израиля начинали пробуждаться дурные качества, сразу же ослабевали их познание и вера, и возникала опасность ошибиться и сойти с прямого пути. И чем глубже было их постижение, чем выше мудрость, — тем легче им было извратить свои представления и ложно истолковать явления мироздания. И хотя это было «Поколение Знания», все же оно подверглось соблазнам дурного побуждения. Мы ведь уже доказали[47], что даже самые великие люди находятся под влиянием своей врожденной природы, которая порой подталкивает их к ошибкам и сбивает с пути истины.

Мы видим это, например, в истории Лота. Он учился у своего дяди — нашего праотца Авраама, во имя распространения веры в Б-га, единого Господа мира, выдержал вместе с ним немало испытаний и удостоился видеть высших ангелов. И все же Писание свидетельствует о Лоте, что когда его пастухи ссорились с пастухами Авраама: «И отошел Лот от того, что прежде»[48]. Наши мудрецы объясняют, что «он отошел от Того, Кто предшествовал миру, решив: я не желаю ни Авраама, ни его Господа»[49].

Из этого ясно, что, на какой бы уровень человек ни поднялся, он должен постоянно напрягать все свои силы, чтобы видеть явления мира в их истинном свете, не отклоняясь ни вправо, ни влево. Он постоянно обязан усиливать в себе трепет перед Б-гом и исправлять свои душевные качества. Ведь даже поколение пустыни — «Поколение Знания», видевшее чудеса и знамения и достигшее высочайшего осознания основ веры, по-прежнему оставалось под властью дурного побуждения, которое и заставило его свернуть с пути жизни.

Каждый разумный человек должен вдуматься в эти слова и увидеть истинность святой Торы из самих ее повествований. Ведь не без причины Тора рассказала нам о том, что Б-г явил чудеса и знамения, сотворив их перед шестьюстами тысяч сынов Израиля, так что они стали общеизвестны через книги Торы, а после этого рассказ о них передавался из уст в уста через поколения, как разъясняется в книге Кузари[50]. Сама форма рассказа, а также то, что Тора ничего не скрыла, подробно объяснив, как именно были явлены чудеса, и рассказала, что даже после этого евреи посмели роптать, — все это свидетельствует о том, что Тора не просто «повествует нам о чудесах», чтобы убедить нас поверить в нее и исполнять ее заповеди.

Мы видим, что сурово и без прикрас раскрывая истину, святая Тора дарует нам Учение, указывающее путь к вечной жизни. И пусть человек постоянно усиливает свой трепет перед Б-гом, приучает себя исследовать свои душевные силы и осознавать чувства, пробуждающиеся в его душе, чтобы найти источник каждого из них. Только так он сможет избежать власти дурного побуждения над его разумом, и оно не сможет сбить его с пути истины, упаси Б-г. Тогда человек ясно увидит Тору Б-га, и она озарит его душу светом истины и веры, — «Ибо прямы пути Б-га, и праведники пойдут по ним»[51]!


[1] Произнесено во вторник главы Бешалах, 5685 (1925) года. Записано нашим учителем, великим мудрецом раби А.И.Блохом, благословенной памяти, да отомстит Всевышний за его кровь.

[2] Коэлет 1:9.

[3] Молитва на Рош Ашана и Йом Кипур «И все верят».

[4] Шмот 13:17.

[5] Шмот 14:10-11.

[6] Бемидбар 13:28.

[7] Бемидбар 14:4.

[8] См. Шиурей Даат, «Чудеса и природа», часть 3.

[9] Эта история произошла в 5666 (1906) году, когда наш учитель был раввином в Шедуве. Один юноша из Двинска, студент Петербургского Университета по фамилии Дудов, гостил летом в Шедуве у Иешайи Левитана, далекого от Торы и заповедей. Однажды утром студент покончил с собой в своей комнате на втором этаже. Он порезал себя бритвой, и его кровь стекла на пол. После его похорон, с потолка в комнатах первого этажа стали каждую ночь падать квадратные кусочки глины и штукатурки, хотя на самих потолках не обнаруживалось никакого изъяна и трещин. Падение глины и штукатурки сопровождалось сильным шумом и повторялось несколько раз за ночь.

Когда друзья господина Левитана прослышали об этом, они стали каждую ночь собираться у него дома, чтобы играть в карты и наблюдать за этими явлениями. И, желая убедиться в том, что это не чьи-то проделки, они запирали двери и внимательно следили за ними. После всех проверок хозяин и гости, трепеща, признали, что все эти чудеса вызваны некой невидимой силой.

В течение нескольких дней слух об этом распространился по городу, и к нашему учителю пришел Йосеф Блох, работавший торговым агентом в доме господина Левитана, — человек, достойный доверия, трепещущий перед Небесами. По поручению господина Левитана он рассказал нашему учителю, что все возможные средства, которые могли бы помочь, уже испробованы: мезузы были проверены, всех домашних одели в талиты с цицит, — но все было напрасно. Тогда он обратился за помощью раввину: как поступить, чтобы прекратилось это несчастье?

Раввин ответил, что никаких особых средств против духов и сверхъестественных сил он не знает, а может только сообщить, что гласит в этом случае Закон. Поскольку кровь погибшего пролилась на пол и впиталась в него, доски пола необходимо удалить и предать захоронению. Эту беседу наш учитель подробно пересказал нам (сыновьям) сразу после ухода Йосефа Блоха из нашего дома. На следующий день указание нашего учителя было исполнено в присутствии многих жителей города. Доски захоронили на кладбище, и в доме воцарился покой. (Э.М.Блох)

[10] Недарим 41а. См. Шиурей Даат, «Мудрость, понимание, знание».

[11] См. Шиурей Даат, «Чудеса и природа», часть 1.

[12] Шмот 12:12.

[13] Пасхальная Агада.

[14] Шмот 12:13.

[15] Шмот 12: 22.

[16] Раши.

[17] См. что говорит Малбим об отрывке «Ибо Мое имя внутри него». (Шмот 23:20-21) — Примечание редакции.

[18] См. Шиурей Даат, «Чудеса и природа», часть 1.

[19] Дварим 32:4.

[20]Шмот 7:19.

[21] Шмот 8:12.

[22] Шмот 14:16.

[23] Шмот 7:5.

[24] Шмот 7:17.

[25] Шмот 8:6.

[26] Шмот 8:18.

[27] Берешит 49:3.

[28] В одной из бесед наш учитель, благословенной памяти, использовал это рассуждение, чтобы объяснить стих: «Как велики Твои дела, Б-г, безмерно глубоки Твои замыслы. Невежда не узнает этого, и глупец не поймет» (Теилим 92:5-6). Смысл в том, что деяния Б-га настолько велики, что человек не в состоянии охватить их суть. И слова о том, что замыслы Всевышнего безмерно глубоки, означают, что цели, скрытые в Б-жественном управлении миром, настолько сокровенны, что человек не способен их постичь. Поэтому нет ничего удивительного в том, что невежда этого не знает, — тот, чей ум не развит шествием по путям мудрости, не сможет узнать ничего. Но нечто гораздо худшее происходит с «глупцом»! Это слово на самом деле подразумевает «упрямца». [Из многих стихов ясно, что оно указывает не на недостаток ума, а именно на упрямство. Так это слово понимается, например, в стихах: «И упрямец ненавидит знание» (Мишлей 1:22), «Мерзость для упрямого — отойти от зла» (Мишлей 13:19), «Безрассудство упрямых — обман» (Мишлей 14:8), «…чем коварный устами и упрямый» (Мишлей 19:1)]. Так вот, упрямец не говорит, что на самом деле вообще ничего не понимает, он утверждает, что не понимает «этого»! Будто бы ему понятно все, кроме «этого», и в связи с этим он вправе выражать недоумение. — Примечание редакции.

[29] См. Шиурей Даат, «Чудеса и природа», часть 1.

[30] Коэлет 1:9.

[31] Шир Аиихуд, день 3.

[32] Шмот 20:2.

[33] В комментарии на этот стих, в отрывке, начинающемся словами: «И спросил меня…»

[34] Часть 1, 25.

[35] См. Шиурей Даат, «Чудеса и природа», часть 1.

[36] Бемидбар 15:39.

[37] Шмот 20:2.

[38] Дварим 6:4.

[39] Хагига 13а.

[40] Йешаягу 60:19.

[41] Зехария 2:9.

[42] Йешаягу 49:23.

[43] Берешит 12:3.

[44] Часть 5.

[45] Брахот 29а.

[46] Хагига 14б.

[47] См. Шиурей Даат, «Уровень человека».

[48] Берешит 13:11.

[49] Раши.

В другом месте наш учитель, благословенной памяти, объяснил, что на самом деле Лот в этот момент никак заметно не изменился, он по-прежнему был в мире с Б-гом и следовал путем, который указал ему Авраам. Он подверг себя смертельной опасности, чтобы исполнить заповедь гостеприимства, и исполнял всю Тору, как вывели наши мудрецы из слов «И мацот испек» (Берешит 19:13), когда во время праздника Песах Лот исполнил заповедь есть мацу (Берешит Раба 48:12). Но все же уже тогда в его сердце был некий отход от духа Авраама: из-за того, что им пришлось разделиться, отношение Лота к Аврааму изменилось, и его преданность вере и взглядам Авраама ослабла. — Примечание редакции.

[50] Часть 1, 11.

[51] Ошеа 14:10.


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»