Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Ханох и Элиягу были взяты в Ган-Эден живыми?

Темы: Награда, Ган Эден, Благословение, Смерть, Праведник, Рав Меир Мучник, Элиягу, Батья

Отложить Отложено

«Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусаила. 22 И ходил Енох пред Б-гом, по рождении Мафусаила, триста лет и родил сынов и дочерей. 23 Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. 24 И ходил Енох пред Б-гом; и не стало его, потому что Б-г взял его». Следует ли это понимать, что Енох не видел смерти и был переселен на небо живым? Если да, то у меня вопрос, почему именно два пророка, Енох и Илия, удостоились этого? Они были праведнее других пророков? Артур

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Артур!

Согласно большинству комментариев, эти стихи о Ханохе (Енохе) следует понимать именно так, как Вы предположили. По выражению мудрецов, Ханох был из тех, кто «вошли в (Небесный) Эденский сад живыми».

Если бы Ханох и Элияу (Илия) были единственными, кто удостоился этого, то действительно нам бы следовало спросить: почему именно эти пророки? Да, они оба были великими и уникальными, каждый по-своему, но ведь Тора говорит, что «не было в народе Израиля такого пророка, как Моше», значит, он был более великим, но войти в Ган — Эден живым не удостоился.

Однако в этом списке были и другие люди (см. трактаты Дэрех Эрец 1, Кала 3), самые разные по «типу» и происхождению, многие из которых не были пророками, а некоторые даже и не были евреями.

Так, в нем был слуга царя Цидкии, который освободил пророка Ирмию, заточенного царем за свои пророчества о грядущем разрушении Храма. В Писании он называется куши, буквально — «эфиоп». Согласно одним комментариям (см. Раши на Ирмияу 38:7), это был великий еврейский праведник Барух бен-Нерия, ученик Ирмии, а «эфиопом» назван из-за темного цвета кожи. Но согласно другим (Мальбим, там же), он действительно был эфиопом.

Или Батья, дочь фараона, которая извлекла из воды Моше и, вместо того, чтобы убить (как постановил ее отец), спасла и вырастила, а в конечном итоге сама стала еврейкой. За великую заслугу спасения человека, ставшего впоследствии освободителем евреев из Египта, она удостоилась такой награды.

Или Серах, дочь Ашера, одного из сыновей нашего праотца Яакова (т.е. внучка Яакова). Она в целом была праведницей, но такого «бессмертного» перехода в Небесный Эденский сад удостоилась, когда особенно порадовала Яакова вестью о том, что его сын Йосеф жив. За то, что таким образом «вернула ему жизнь», он благословил ее: «Живи навеки!»

Или Элиэзер, раб Авраама, который, по словам мудрецов, был сыном нееврейского деспотичного царя Нимрода, но потом проникся идеями Авраама, эффективно преподавал другим выученную от него Тору и верно ему служил. Особенно он отличился, выполняя поручение Авраама найти подходящую невесту для его сына Ицхака, — он нашел в Харане Ривку, своми умением (и Б-жьей помощью) добился согласия ее и ее семьи, и привез ее Ицхаку. По словам мудрецов (мидраш Ялькут Шимони), Ицхак по определенным причинам заподозрил, что Элиэзер пытался взять ее себе, но быстро получил доказательства беспочвенности этих подозрений. И в порядке «компенсации» за то, что несправедливо его подозревали (по одной версии — в награду за то, что Элиэзер в ответ на подозрения молчал), Ицхак благословил его войти в Небесный Эденский сад без смерти.

Или Хирам, царь Тира, который внес решающий вклад в строительство Храма, организованное царем Шломо — за эту заслугу он также удостоился войти в Небесный Эденский сад живым.

Из перечисленных здесь людей многие изначально не были евреями, а Хирам им так и не стал, тем более ни один из них не был пророком. Так что очевидно, что подобный уход из этого мира — просто одно из возможных благ, которых человек может удостоиться по самым разным причинам: или в целом он особенно праведен, или один раз совершил какое-то великое дело, или, по той или иной причине удостоился благословения праведника. Были и другие великие люди, не менее праведные, а то и более, которые этого не удостоились — но удостоились других благ и наград. У Б-га много разных «медалей», и Он решает, кого какой наградить.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Наш праотец Авраам дает нам хороший пример гостеприимства. Мудрецы говорят, что его шатер был открыт на четыре стороны — для каждого гостя. Мы расскажем о правилах и традициях, рекомендуемых тем, кто желает по-настоящему исполнить эту заповедь. Читать дальше