Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как повеление любить ближнего сочетается с повелением «казните каждый брата своего»?

Темы: Награда и наказание, Суд, Смертная казнь, Рав Эльяким Залкинд, Любовь к ближнему

Отложить Отложено

Как сочетается заповедь о любви к ближнему с повелениями, подобными: «Положите каждый свой меч на свое бедро… и казните каждый брата своего, и каждый ближнего своего, и каждый родича своего»? Подобные вещи пугают, и их трудно осознать, но я верю, что ответ есть, просто пока его не понимаю… Р.

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемая Р.,

Приведенные Вами слова были произнесены при тяжелейших для нашего народа обстоятельствах — создании золотого тельца. Тогда близость к Всевышнему, достигнутая во время дарования Торы у горы Синай, сменилась таким отдалением, что Мера Суда, как будто, требовала уничтожения, не дай Б-г, всего народа (и создания нового народа только из потомков Моше). Моше просил Всевышнего о прощении для них, а затем спустился с горы Синай со Скрижалями, изготовленными и написанными Самим Творцом.

Мудрецы говорят: когда народ Израиля получил Тору, он стал недоступен для Ангела Смерти. И, если бы народ остался на этом уровне и получил первые Скрижали, мир мог бы вернуться практически на тот уровень, который существовал при Адаме (первом человеке), до греха. Когда Адам был бессмертен и постигал «от края до края мира» мудрость, заложенную Всевышним в мироздание. Но, увидев ликование и пляски вокруг тельца, Моше разбил Скрижали. (И мы потеряли все это. И утратили также возможность постижения Торы на том уровне, в ее необычайной глубине, когда каждая ее деталь раскрывала знание о Творце и это знание наполняло весь мир).

Затем Моше стер в порошок золотого тельца и возгласил: «Кто (принадлежит) Всевышнему — ко мне! И собрались к нему все сыны (колено) Леви. И он сказал им: так говорил Всевышний, Б-г Израиля: возложите каждый свой меч…» (Шмот 32, 26-27) и т.д., как Вы приводите. Это означало — привести в исполнение приговор, полагающийся по Закону за идолопоклонство. Левиты совершили это не самовольно, а по решению суда (Санедрина), который был собран для выяснения вины каждого из тех, кто участвовал в поклонении тельцу. Приговор мог быть вынесен только тем, кто совершил нарушение при свидетелях и был предупрежден о запрете идолопоклонства и наказании, полагающемся за него (см. комментарий Раши). Таких оказалось около трех тысяч. Об их казни говорится здесь.

Но вернемся к Вашему вопросу: как можно казнить близких? В стихе, приведенном Вами — «И люби ближнего твоего, как самого себя» (Вайикра 19,18), — любой еврей называется «ближним». И тяжело понять: как казнить человека, любого? Ведь человек — это целый мир. Тем более — если этот мир знаком и близок тебе. Моше не приказывал казнить именно родных, речь шла о том, что, даже если казни подлежат родные, нет права поддаться естественному человеческому чувству, стремлению уберечь и спасти. И все равно — как понять это?

Мы молимся: «Властелин всех миров! Ты сотворил всё. Ты сотворил всех нас, даешь нам жизнь, силы, чувства и разум постигать происходящее. Дай нам глаза увидеть, уши услышать, сердце и разум постичь, что Ты — Властелин всех миров! И что наша задача в Твоем мире — познать и провозгласить, что Ты — Этот Властелин, и удостоиться Твоей близости!»

Основополагающее знание, необходимое нам: пребывание в этом мире — не самоцель! А средство, созданное Всевышним для нашего приближения к Нему.

Перед тем, как прийти в этот мир, перед рождением, душа человека постигает всё, и с Небес его заклинают: «Будь праведным, и не будь злодеем… И знай, что Святой, Благословен Он, чист, и слуги Его чисты, и душа, которую Он дал тебе, — чиста. Если ты хранишь ее в чистоте — хорошо, а если нет — вот, Я забираю ее у тебя» (Талмуд, Нида 30 б). Человек в жизни проходит испытания, осуществляет свой выбор. И предстает перед Судом за все, что сделал — еще в этом мире, а также после ухода из него. И получает награду за достойный и истинный выбор и наказание — за недостойный и ложный. Величина награды или наказания зависит от величины заслуги или вины. Но наказание необходимо не просто как возмездие или, не дай Б-г, месть. А как исправление содеянного — через тяжелый труд, или страдание, или раскаяние. Но есть запреты настолько основополагающие, что после их нарушения человек не может больше находиться в этом мире, уход из него становится неизбежным. И только это может искупить вину. Причина этому — глубокие разрушения в человеке и в мире, сокрытие Всевышнего в результате нарушения таких запретов. Один из этих запретов — идолопоклонство.

Потому, как бы нам это ни казалось пугающим, не умещающимся в сознании, подобная казнь восстанавливает то, что было разрушено, искупает вину человека, а также возвращает близость Всевышнего. Это не нарушение, а исполнение заповеди «люби ближнего твоего»… Ведь это исправляет душу человека, и она остается живой. Душа не исчезает, а, напротив, очищается в результате казни и удостаивается вернуться к своему предназначению — близости к Творцу. Если же суд не осуществляется людьми, его осуществляют с Небес.

Однако еще за много лет до разрушения Храма Санедрин перестал выносить смертные приговоры из-за безмерно умножившихся нарушений Закона. В наше же время нет ни Санедрина, ни, тем более, смертной казни по суду. Но не из-за большей «человечности» мира, а потому, что утрачена ясность. Люди часто не знают ни цели существования, ни того, что хорошо для них, а что пагубно, ни того, что требуется от них в этом мире. Но и тогда, когда всё смешано в нашем сознании, Всевышний, Различающий каждое движение души всех Своих творений, по-прежнему воздает за всё правильное и истинное благом, а всё недостойное и ложное по-прежнему требует исправления.

И, всё же, многое может выглядеть непонятным или, не дай Б-г, жестоким. Но в основу мира, созданного Творцом, заложено раскрытие Его Милости. И в будущем с очевидностью раскроется: то, что казалось проявлением Меры Суда, наказанием, страданием или горем, было, в действительности, проявлением той же беспредельной Милости.

Всего доброго, с уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме


Заповедь об очищении пеплом красной (или, в другом переводе, рыжей) коровы является примером законов, истинный смысл которых недоступен для понимания человеку. В данной теме освещаются символика и большинство практических аспектов этой заповеди по мнению великого мудреца и общественного деятеля прошлого, раввина дона Ицхака Абарбанеля. Читать дальше