Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Выучил я от отцов, что не следует беспокоиться о двух вещах: о том, что можно исправить, и о том, что исправить нельзя. То, что можно исправить, надо исправлять, о чем тут беспокоиться? А тому, что исправить нельзя, беспокойство уже не поможет»Раби Яхиэль Михаль из Злочева
Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Основы справедливости

К правде, к правде стремись… — ДВАРИМ 16:20

Шофтим* и шотрим** поставь себе во всех воротах твоих… чтобы судили они народ справедливым судом. — ДВАРИМ 16:18

Община, канон один для вас и для пришельца живущего, канон вечный для всех поколений ваших: что вы, то и пришелец да будет перед Г-сподом. Тора одна и правосудие одинаковое да будут для вас и для пришельца, проживающего у вас. — БЕМИДБАР 15:15, 16

Пусть изливается, как воды, правосудие, и правда — как могучий поток. — АМОС 5:24

Учитесь творить добро; требуйте справедливого суда; поддерживайте угнетенного, будьте справедливы к сироте; вступайтесь за вдову… (и) если будут грехи ваши красны, как пурпур, то станут белыми, как снег. — ЙЕШАЯУ 1:17, 18

Не отзывайся о ближнем своем свидетельством ложным. — ШМОТ 19:16, ДВАРИМ 5:17

Источник социальной справедливости

Тора, дарованная нам Всевышним, указывает, что ни одно общество не сможет просуществовать долго, если оно не базируется на справедливой социальной системе. Это относится не только к евреям — это одна из так называемых «семи мицвот», данных потомкам Ноаха, то есть всем людям без исключения. Тора была дана не отдельным людям, а обществу, всему еврейскому народу. И ее главной целью было «не спасение души»

Свидетель и суд

«Не отзывайся о ближнем твоем свидетельством ложным» — это одна из десяти заповедей. В суде от наших слов зависит судьба человека, и, следовательно, нигде честность и правдивость не значат так много.

По закону Торы, два свидетеля, на показаниях которых основывается решение суда, должны быть абсолютно непричастны к происшедшему. Они не должны быть связаны ни друг с другом, ни с обвиняемым и его обвинителем, ни с судьями; они также не должны быть заинтересованы в том или ином исходе процесса. Они исполняют в суде общественный долг — представляют народ Израиля.

Если свидетели сами виновны в каких-либо серьезных нарушениях закона, они не могут свидетельствовать на суде. Но если свидетельства соблюдающие мицвот евреев не противоречат друг другу, их принимают. Судья не имеет права оказывать предпочтение словам одного из свидетелей только потому, что тот занимает более высокое социальное положение. Если перед ним честные люди, он обязан отнестись к ид словам с полным доверием. Перед судом все евреи равны — будь то дворник или профессор.

Судья обязан быть абсолютно беспристрастным по отношению к сторонам в процессе. Единственная его цель — выяснение истины. Он не должен принимать во внимание социальное положение сторон и обязан быть одинаково вежлив со всеми. Он не имеет права быть более резким по отношению к кому-либо из участников процесса с тем, чтобы таким образом запугать его. Он не имеет права выслушивать одну из сторон без того, чтобы выслушать другую, и должен бесстрашно высказать истину, какой он ее видит, независимо от возможных последствий. На правосудии зиждется само существование мира. Наши мудрецы говорят: «Тот, кто судит по правде, принимает участие в Б-жественном творении».

Милосердие к жестокому — это жестокость к милосердному

Тора любви — это и Тора правосудия. Милосердие и справедливость должны действовать сообща. Не может быть любви без правосудия. В обществе, где преступники остаются безнаказанными, нет места любви. Воспринимая мягкосердечие ко всем без разбора как абсолютное добро, либералы противятся строгим мерам, призванным ограничить насилие. В итоге они нередко проявляют больше сочувствия и понимания к преступнику, чем к его жертве. Тора учит нас, что милосердие, которое потакает, потворствует преступности, — это зло, а насилие, направленное против зла, — добро. Мудрецы говорят: «Милосердный к жестокому закончит жестокостью к милосердному».

Лишь силой можно пресечь насилие. Но кому решать: применяет ли силу справедливость или жестокость прикидывается справедливостью, чтобы этим оправдать себя? Правые ли цели преследуются при этом или в какой-то мере корыстные? Для этого и существует Сангедрин — чтобы раскрыть, выявить мудрость Торы. Решения Сангедрина основаны не на личном мнении и пристрастиях, не на политических соображениях — они отражают лишь истину Торы.

Галаха

Кто живет в обществе, основанном на несправедливости и коррупции, и у кого нет надежды, что он сможет благотворно повлиять на это общество, должен как можно быстрее покинуть его и примкнуть к тому обществу, которое ближе всего к идеалам Торы.

Получение взятки — не только деньгами, но и в виде услуг, почестей, особой учтивости — дисквалифицирует судью, даже если он, по его словам, и не помышляет при этом отклониться от вынесения справедливого решения.

Свидетельство, данное за взятку, незаконно.

Нельзя уклоняться от свидетельства, которое может помочь другому человеку.

КОРЗИНА С ФРУКТАМИ

По агаде из Талмуда, трактат Ктубот 1056

У рава Ишмаэля был арендатор, который отдавал ему, согласно договору, определенную долю урожая. Из этой доли он каждую пятницу утром приносил раби Ишмаэлю корзину фруктов. Однажды он принес корзину утром в четверг. Арендатор объяснил, что в этот день ему все равно нужно было ехать в бет дин, потому что сегодня разбирается его дело.

— А кто должен вести дело? — спросил рав Ишмаэль.

— Ты, — ответил арендатор.

— О нет, — сказал рав. — Я не буду вести твое дело. Ты принес мне фрукты на день раньше, а это уже особое одолжение; так что судить должен кто-нибудь другой.

Во время судебного разбирательства, слушая его в коридоре, рав поймал себя на том, что все время обдумывает, как должен был бы ответить арендатор, чтобы выиграть дело.

— Ага, — сказал он себе. — Вот как бывает, когда тебе сделали одолжение. А что было бы, возьмись я сам разбирать это дело? Не верь, когда говорят, что можно оставаться беспристрастным, после того как тебе сделали одолжение.

* Шофет (от глагола лишпот — наказывать, судить, защищать право) — судья, осуществляющий правосудие и карающий.

** Шотер (от глагола лиштор — упорядочить) — исполнитель постановлений и повелений глав народа и судей.


Служение в Храме заключалось, в первую очередь, в жертвоприношениях — аводат а-корбанот. Ежедневно, утром и перед заходом солнца, приносились постоянные жертвы Читать дальше

Символика постоянной жертвы

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Во времена Храма евреи были должны приносить постоянные жертвы. Выбор животных и процесс жертвоприношений напрямую связаны с чертами характера, которые должны были культивировать сыны Израиля.

Месяц Нисан

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

«Этот месяц вам — начало месяцев», — сказано в Торе. Это значит, что все остальные месяцы должны отсчитываться от Нисана. Месяц освобождения. Освобождение — это исход из мрака к свету. Тот, кто не отведал порабощения, не способен полностью воспринять освобождение. Суть свободы органически связана с понятием рабства. Если бы евреи не были порабощены, они никогда не удостоились бы вечной свободы; порабощение естественно привело к освобождению.

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»

Недельная глава Цав

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Цав»

Семьдесят праздничных жертв

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

В течение праздника Суккот в Храме приносили в жертву семьдесят быков, чтобы искупить грехи всего человечества. Израиль он молил Вс-вышнего даровать всем народам благополучие и мир, о том, чтобы, как сказал пророк Йешаягу, «не поднял народ на народ меча, и они не учились больше войне».

Законы и традиции поста Йом Кипур

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Каждый из нас должен раскаяться в своих грехах и выполнить в эти дня как можно больше заповедей, чтобы предстать очищенным перед Вс-вышним в этот святой день, как сказано: «Очистите себя перед Г-сподом».

Счет омера

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

«И отсчитайте себе от второго дня праздника, от дня приношения вами омера возношения, семь полных недель. До дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней»

Недельная глава Пинхас

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Пинхас»

Шмини Ацерет и Симхат Тора

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Кончился пир • Когда приговор скрепляется печатью • Молитва о дожде • Чудесная сила дождя • Симхат Тора • Цикл чтения Торы • «Четыре локтя «Галахи»» • Над временем • Обычаи Симхат Торы • «Исру Хаг» • Благословение месяца • Суббота «Берешит»

Еда как связующее звено между душой и телом

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?

Канун Рош аШана

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Канун Рош а-Шана подобен дню перед судом. Поведение человека должно быть максимально серьезным, а его действия — праведными. Мы должны раскаяться в ошибках, совершенных в течение года, и принять обязательство не грешить.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»