Темы: Милосердие, Суд, Шма Исраэль, Зеев Урман, Имя Творца, Качества Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! В первом стихе криат Шма одна из главных идей — это признание Единства Творца. Почему используется слово «Один», а не слово «Един»? Шавуа тов, с уважением, Аарон
Шалом, Аарон!
Спасибо Вам за интересный вопрос. Вы совершенно правы: читая Шма Исроэль, мы, прежде всего, провозглашаем абсолютную власть Всевышнего над всем творением и утверждаем, что Он является единственной Первопричиной всего происходящего, всех существующих законов и сил. Для такого понимания, действительно, больше подходит слово «Един» — Объединяющий в Себе всё творение.
Но, как известно, каждый стих Торы несёт в себе великое множество смыслов. Именно это имеют в виду, когда говорят о «семидесяти ликах Торы». И здесь есть еще один очень важный момент. Давайте обратим внимание на то, что в молитве Шма Исроэль упоминаются два разных имени Всевышнего. Одно из них — это четырёхбуквенное Имя, состоящее из букв Йуд, Эй, Вав, Эй, которое мы подразумеваем, говоря а-Шем. Это Имя отражает раскрытие Всевышнего в нашем мире через меру милосердия. Другое — Имя Элоким, отражающее Его раскрытие через меру суда. «Подставив» эти смыслы в стих, мы получаем новое понимание. Произнося «Слушай, Израиль, а-Шем Элокейну а-Шем Эхад», мы провозглашаем, что Всевышний, Который иногда проявляет Себя по отношению к нам мерой Милосердия (а-Шем), а иногда — мерой Суда (Элокейну), на самом деле является а-Шем Эхад — ОДНИМ бесконечным Милосердием. Мера Суда Всевышнего — это Его высшее Милосердие в скрытой форме. Поэтому мы и говорим «а-Шем ОДИН».
Как Суд может быть Милосердием? Самое простое понимание Меры Суда заключается в том, что человек получает награду в строгом соответствии с затраченными усилиями. Постараешься — получишь больше. Не постараешься — получишь меньше. Без меры Суда невозможно было бы наградить человека в Мире истины совершенным вознаграждением, полностью свободным от наама дэ-кисуфа — «хлеба стыда», когда, получая подачку, незаработанное, душа испытывает стыд, ощущает себя никчемной. Получение платы за проделанную работу наполняет человека чувством настоящей радости и уважения к себе. Так же и душа, получая заслуженную награду, удостаивается в Мире истины совершенного наслаждения. Это и есть Милосердие меры Суда.
И ещё. Сутью каждого испытания, которое Всевышний посылает через Меру Суда, даже самого тяжелого, является очищение и исправление. В этом также проявляется Милосердие меры Суда, благодаря которому временные земные трудности, в конечном итоге, оборачиваются великой и бесконечной наградой в будущем мире. Нам лишь не всегда дано это видеть, это скрыто от глаз. Но именно об этом мы вспоминаем в конце молитвы Алейну Лэшабеах, когда произносим: «И будет а-Шем царствовать над всей землёй. В тот день будет а-Шем ОДИН и имя Его ОДНО». В дни Избавления, которое наступит, с Б-жьей помощью, в ближайшем будущем, нам раскроется полное и истинное понимание вещей. Мы узнаем, что все, что произошло в мире с первого момента Творения до окончательного Избавления, было исключительным Милосердием Творца, вся суть Которого и есть одно Милосердие, а-Шем Эхад.
С уважением, Зеев Урман
Рав Овадья Климовский
Кто будет жесток к милосердным?
Редакция Толдот
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Человек должен стараться во всем, где может, вести себя согласно этому качеству.
Рав Зеев Урман
А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя?
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Рав Реувен Куклин
Почему читаем не так, как написано?
Рав Моше Пантелят
Рав Бенцион Зильбер
Значит, это Имя всё-таки возможно произнести?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Комментарии к молитве»
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Овадья Климовский
Вопрос раввину о точных сроках египетского рабства
Рав Бенцион Зильбер
Если 70 человек спустились в Египет, как через 210 лет более 600000 вышли оттуда? Это математически невозможно.
Рав Берл Набутовский
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Яков Шуб
Рав Овадья Климовский
Какие годы правильные?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
Рав Натан Агрес
Почему необходимо было вывести евреев из Египта так поспешно?
Рав Овадья Климовский
Чего опасался Йосеф?
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?