Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Пьяница говорит, о чем думает. Умный думает, о чем говорит»Раби Симха-Бунем из Пшиски

Всевышний — Один или Един?

Темы: Милосердие, Суд, Шма Исраэль, Зеев Урман, Имя Творца, Качества Творца

Отложить Отложено

Шалом! В первом стихе криат Шма одна из главных идей — это признание Единства Творца. Почему используется слово «Один», а не слово «Един»? Шавуа тов, с уважением, Аарон

Отвечает рав Зеев Урман

Шалом, Аарон!

Спасибо Вам за интересный вопрос. Вы совершенно правы: читая Шма Исроэль, мы, прежде всего, провозглашаем абсолютную власть Всевышнего над всем творением и утверждаем, что Он является единственной Первопричиной всего происходящего, всех существующих законов и сил. Для такого понимания, действительно, больше подходит слово «Един» — Объединяющий в Себе всё творение.

Но, как известно, каждый стих Торы несёт в себе великое множество смыслов. Именно это имеют в виду, когда говорят о «семидесяти ликах Торы». И здесь есть еще один очень важный момент. Давайте обратим внимание на то, что в молитве Шма Исроэль упоминаются два разных имени Всевышнего. Одно из них — это четырёхбуквенное Имя, состоящее из букв Йуд, Эй, Вав, Эй, которое мы подразумеваем, говоря а-Шем. Это Имя отражает раскрытие Всевышнего в нашем мире через меру милосердия. Другое — Имя Элоким, отражающее Его раскрытие через меру суда. «Подставив» эти смыслы в стих, мы получаем новое понимание. Произнося «Слушай, Израиль, а-Шем Элокейну а-Шем Эхад», мы провозглашаем, что Всевышний, Который иногда проявляет Себя по отношению к нам мерой Милосердия (а-Шем), а иногда — мерой Суда (Элокейну), на самом деле является а-Шем Эхад — ОДНИМ бесконечным Милосердием. Мера Суда Всевышнего — это Его высшее Милосердие в скрытой форме. Поэтому мы и говорим «а-Шем ОДИН».

Как Суд может быть Милосердием? Самое простое понимание Меры Суда заключается в том, что человек получает награду в строгом соответствии с затраченными усилиями. Постараешься — получишь больше. Не постараешься — получишь меньше. Без меры Суда невозможно было бы наградить человека в Мире истины совершенным вознаграждением, полностью свободным от наама дэ-кисуфа — «хлеба стыда», когда, получая подачку, незаработанное, душа испытывает стыд, ощущает себя никчемной. Получение платы за проделанную работу наполняет человека чувством настоящей радости и уважения к себе. Так же и душа, получая заслуженную награду, удостаивается в Мире истины совершенного наслаждения. Это и есть Милосердие меры Суда.

И ещё. Сутью каждого испытания, которое Всевышний посылает через Меру Суда, даже самого тяжелого, является очищение и исправление. В этом также проявляется Милосердие меры Суда, благодаря которому временные земные трудности, в конечном итоге, оборачиваются великой и бесконечной наградой в будущем мире. Нам лишь не всегда дано это видеть, это скрыто от глаз. Но именно об этом мы вспоминаем в конце молитвы Алейну Лэшабеах, когда произносим: «И будет а-Шем царствовать над всей землёй. В тот день будет а-Шем ОДИН и имя Его ОДНО». В дни Избавления, которое наступит, с Б-жьей помощью, в ближайшем будущем, нам раскроется полное и истинное понимание вещей. Мы узнаем, что все, что произошло в мире с первого момента Творения до окончательного Избавления, было исключительным Милосердием Творца, вся суть Которого и есть одно Милосердие, а-Шем Эхад.

С уважением, Зеев Урман

Материалы по теме

Что такое Иудаизм — еврейская религия. Сущность и цель Иудаизма

Рав Йегуда Лейб Ашлаг

В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.

Что есть милосердие в свете Торы?

Рав Овадья Климовский

Кто будет жесток к милосердным?

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Пути праведников. Милосердие

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Человек должен стараться во всем, где может, вести себя согласно этому качеству.


Почему еврейские мудрецы называют мужа и жену «любящие друзья?» Как достичь истинной любви, да и что это такое — любовь? О взгляде Торы на любовь — читайте в этой теме. Читать дальше