Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если услышишь, как один человек говорит про другого, не встревай ни единым словом. Какое тебе дело до этого?! Сдержись и не вмешивайся! Сомкни свои уста, заткни уши, чтобы не слышать, как они поносят друг друга»Сефер Хасидим — Книга Благочестивых

Кто цадик?

14 августа 2012, 05:55

Отложить Отложено

Вчера дал урок в прямом эфире. Название – "Нам доверили чужое добро" (в смысле, имущество).

Никаких историй с того урока сейчас приводить не буду (по-моему, я всех достал своими историями). Но смотрите, какую жемчужину я для этого урока раскопал.

Если высказывание, которое я сейчас приведу, вам известно, я вам завидую – вы давно обладаете бесценным богатством. А я узнал только на днях, когда мне для иллюстраций понадобились рассказы и истории на заданную тему: "человек[1] хранит чужое имущество".

Итак, попалась мне на глаза история с раби Мордхе из Нискиза. [На уроке я так и сказал – "из Нискиза" – как написано в неогласованном тексте. Откуда мне было знать, что речь идет о литовско-белорусском городке под названием Нясвіж (по-нашему Несвиж, ныне Щорс), недалеко от Барановичей? Теперь знаю.]

Так вот!

Раби Мордехай, адмор из Нискиза, дал определение, кого можно назвать настоящим праведником.

Сначала посмотрите на иврите:

"בזאת יבחן הצדיק האמיתי, אם בסביבתו במרחק חמישים פרסה ישנה אישה מקשה לילד, ואותו צדיק אינו מרגיש היסורים

וחבלי הלידה כמוה ממש, כדי להצטער עמה ולהתפלל בעדה, איך אפשר לקרוא לו צדיק) "?רשפי אש פרשת ויחי.(

А теперь мой перевод:

"Вот как надо узнавать истинного праведника. Если на расстоянии 50 парса[2] от него некая женщина мучается трудными родами и кричит от болезненных схваток, – а он не переживает ее боль и не молится о ней, – такого человека нельзя назвать праведником".

** **

Только не говорите мне о мистических каналах связи между евреями прошлого. Дескать, этот текст надо понимать впрямую.

Я его впрямую и понимаю: кто не готов почувствовать даже далекую от себя боль – тот не может называться цадиком[3]. И в том-то дело – что научиться ее чувствовать может каждый из нас. Начнем с ближайшего окружения. Потом по мере успеха можно расширять сферу своего участия.

Это и есть один из признаков любви: сопереживание[4].

 


 

[1] Понятно, что речь идет о талмудисте и праведнике. А не про праведников мы не читаем, не правда ли? Вернее, читаем, но только чтобы узнать, как себя нельзя вести.

 

[2] Поверьте, это очень и очень много.

 

[3] А если я добавлю, что любой руководитель-раввин должен быть цадиком – так и вообще станет грустно. Между тем, на наших уроках "Еврейского поведения" мы уже дали определение такому раввину: это человек, который (1) знает Тору, (2) бесконечно добр к людям, (3) готов пожертвовать собой ради общины, (4) имеет среди помощников таких же, как он сам, а не бандитов.

 

[4] Всего таких признаков четыре – по числу наших праматерей (как четыре реки в святом Ган-Эдене): прощать, уступать, помогать (в том числе защищать) и сопереживать.

Теги: Мусар, Видео-урок, Недельный раздел Торы, Цадики