Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Главное желание дурного начала — найти изначально кашерное отверстие для проникновения зла в человека.»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»
Тема

Килаим — запрет смешивания различных видов

Данный материал посвящен заповеди Кил-эй а-керем — Килаим растений, то есть запрет смешивания винограда с другими растениями при посадке.

Оглавление

Что такое килаим [↑]

Заповеди «Килаим» — это запреты на смешивание различных видов растений или животных. В Торе упомянуты три вида таких запретов в различных ситуациях.

1. Килаим растений — законы, связанные со смешиванием растений, которые включают в себя три вида запретов: килаим в винограднике, килаим деревьев и килаим злаковых посевов.

2. Килаим животных — законы, связанные животными, которые включают в себя два вида запретов: запрет скрещивать животных разных видов друг с другом и запрет использовать для работы одновременно разные виды животных или птиц (например, нельзя впрягать в плуг быка и осла одновременно).

3. Килаим одежды, или запрет Шаатнез — это запрет носить одежду из смеси двух видов ткани — из льна и шерсти.

Смысл законов килаим [↑]

На примере законов Килаим растений попытаемся понять, в чем смысл этих запретов.

В изначальном понимании, заповедь Кил-эй а-керем, или «Килаим растений» — это запрет смешивания винограда с другими растениями при посадке.

Сказано в Торе: «Законы Мои соблюдайте, поле своё не засевай килаим» (Ваикра 19:19). Слово «закон» на святом языке обозначается несколькими различными словами. В данном случае Писание использует слово хок, которое принято понимать как «закон Царя, который необходимо исполнить, хотя смысла его ты и не постигаешь» (см. комментарий Раши на этот стих). Это не значит, что закон лишён смысла, просто причины, по которым он дан, настолько высоки и скрыты, что мы не можем их полностью постичь (см. комментарий Рамбана к этому стиху).

И, всё же, некоторые аспекты законов о килаим, смешении различных видов, в данном случае — растений, можно понять. Например, совсем обобщённо можно сказать, что, соблюдая эти законы, мы заявляем и наглядно демонстрируем всем, что истинным Хозяином поля, как и всего мира, является Всевышний (комментарий рава Ш. — Р. Гирша на Тору). Или такое объяснение: «Творец мира придал Своим творениям определённые свойства, смешение которых в ряде случаев нежелательно, а иногда даже пагубно» (Сефер а Хинух, заповедь 244).

Итак, килаим — это смешение различных видов (Ункелус и Йонатан бен-Узиэль). Рав Ш. — Р. Гирш пишет, что это слово несёт добавочный смысл уничтожения и препятствия. То есть запрещённые Торой смешения приводят к уничтожению тех природных сил, которые были вложены в каждый отдельный вид, и препятствуют тем позитивным процессам, которые Творец создал в природе.

Килаим в Устной Торе [↑]

Естественно, законы килаим имеют множество подробностей и частных случаев, которые разбираются в Устной Торе

Приведем несколько наиболее интересных примеров, связанных с законами килаим растений.

Наиболее частный случай запрета килаим — это кил-эй а-керем — запрет сажать виноград вместе со злаками, бобовыми или овощами, а также в непосредственной близости от них.

Запрет кил-эй а-керем распространяется только на виды, которые используются в пищу человеку или на корм животным. К растениям, которые используют для приготовления медикаментов или парфюмерии, если из них не готовят пищу для человека или животных, даже если они пригодны для этих целей, запрет кил-эй а-керем не относится. В отношении тех растений, которые обычно не сеют, которые растут сами, даже если их используют в пищу или в корм животным, нет запрета кил-эй а-керем. Сажать любые деревья рядом с виноградником не возбраняется. Вблизи с любыми деревьями кроме винограда нет запрета сажать и сеять какие угодно культуры.

Под лозами и листьями виноградника, которые вьются над землёй по горизонтальной опоре, а также в том месте, над которым они будут виться в будущем, запрещено сажать злаковые, бобовые и овощи.

Виноградником считаются по меньшей мере шесть лоз, растущих на одном участке в два ряда. Иногда виноградник могут составлять даже пять деревьев, если они расположены следующим образом: два напротив двух других, а пятое — продолжение ряда одной из пар деревьев. Схематично это выглядит так: ::.

Ещё одно условие, чтобы посадки имели статус виноградника: между деревьями, а также между рядами должны быть расстояние от 2. 4 до 4. 8 метров. Если деревья посажены более часто и расстояние между ними меньше, чем 2. 4 метра, но их столько, что, если бы не было «промежуточных» деревьев, между оставшимися лозами бы было расстояние, позволяющее им считаться виноградником, они считаются виноградником.

Тот факт, что часть деревьев растёт на территории, принадлежащей одному человеку, а часть на территории, принадлежащей другому, не изменяет статуса виноградника. Однако забор или перегородка высотой 97 и более сантиметров и длиной не менее 40 сантиметров «прерывает связь» между деревьями, и считается, что они растут по отдельности.

Даже если смешениепроизошло само, т. е. несовместимые растения выросли рядом сами, без вмешательства человека, их запрещено оставлять расти, а необходимо либо выкорчевать, либо установить между ними перегородку. Согласно законам о килаим перегородка не должна обязательно быть сплошной. Достаточно установить столбы на расстоянии менее 24 сантиметров друг от друга или натянуть вдоль границы несколько верёвок на расстоянии менее 24 сантиметров одна от другой.

Злаки, бобовые или овощи, которые при посадке не отдалили на 58 сантиметров от одиночной лозы или на 2. 4 метра от виноградника и не отгородили от него, использовать запрещено. Их необходимо выкорчевать и сжечь. Виноград также запрещён и его необходимо сжечь, а в некоторых случаях запрещены и ветви виноградной лозы. Вопрос о том, в каком случае что запрещено, непрост, поэтому в каждой ситуации необходимо выяснить отдельно, как следует поступать. Хотя для неевреев запрета килаим не существует, еврею запрещено как бы то ни было использовать кил-эй а-керем, выросшие у нееврея.

Когда кил-эй а-керем запрещены, их запрещено использовать даже для лечения. Когда сжигают килаим, запрещено использовать даже выделяющееся при сжигании тепло.

Килаим растений в диаспоре [↑]

О запрете кил-эй а-керем в Торе сказано следующее: «Виноградник свой не засевай килаим» (Дварим 22:9). Тора говорит только о Земле Израиля. Запрет кил-эй а-керем в странах диаспоры установили мудрецы. Запрет кил-эй а-керем в странах диаспоры отличается от запрета кил-эй а-керем в Земле Израиля. И в Земле Израиля, и за её пределами запрещено сеять одновременно три или более вида семян: виноградную косточку и ещё два или более семян разных видов злаков, бобовых или овощей. В Эрец-Исраэль действует дополнительный запрет Торы — сажать даже один «противоположный» вид не только одновременно и вместе с виноградом, но даже в другое время и на некотором расстоянии от него. Этот запрет не был принят мудрецами для стран диаспоры.

Вот очень краткий экскурс в область законов о кил-эй а-керем. Соблюдение этих законов очень важно и заслуга того, кто исполняет их, велика. Ибо, если человек знает, что виноград, как Вы заметили, неплохо «уживается» с некоторыми видами растений, и тем не менее не сажает их рядом только потому, что это запрещено Торой, он «заявляет», что Творец создал наш мир в абсолютной гармонии и только Ему открыты все тайны этого мира. Он единственный Хозяин всего, Его предписания надлежит исполнять.

Выводить материалы