Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Запреты скрещивания и шмиты.

216-я заповедь – запрещение высевать зерновые культуры, а также овощи, в винограднике. Такой тип запрещенной смеси называется килей акерем. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Не засевай в своем винограднике семян злаков, а то запрещены будут и урожай посева, который посеешь ты, и плоды виноградника” (Дварим 22:9).

Разъясняется в Сифри: “Не засевай в твоем винограднике семян злаков” – зачем сказано об этом? Ведь уже написано: “Поля твоего не засевай двумя родами семян” (Ваикра 19:19), – и этим речением, вне сомнения, запрещено также засевать зерновые в винограднике. Но сказано отдельно: “Не засевай в твоем винограднике семян злаков”, чтобы научить: тот, кто засевает в винограднике зерновые, преступает тем самым две заповеди “Не делай”.

И знай, что согласно закону Торы, этот запрет действует только в Земле Израиля; и тот, кто нарушает его, карается бичеванием – но только в том случае, если одним броском одновременно он посеял семена пшеницы, ячменя и виноградную косточку.

Однако по постановлению мудрецов запрещено засевать килей акерем также и вне Земли Израиля; и тот, кто вне Земли Израиля высевает одним броском семена пшеницы, ячменя и виноградную косточку, карается бичеванием.

А тот, кто прививает один вид дерева к другому – как в Земле Израиля, так и вне ее, – карается бичеванием согласно закону Торы. Предостережение об этом включено в Его речение: “Поля своего не засевай двумя родами семян”.

Законы, связанные с выполнением заповеди о килей акерем, также разъясняются в трактате Килаим (гл. 4 и 8).

 

217-я заповедь – запрещение скрещивать два вида животных. И об этом Его речение: “Скота своего не своди с иным видом” (Ваикра 19:19).

И тот, кто скрещивает два вида животных, карается бичеванием – но только в том случае, если он своей рукой ввел мужской орган животного в женский орган самки другого вида – пусть лишь на самую малость.

И ясно сказали мудрецы (Бава меция 91а): “Если люди, вступившие в запретную связь, подлежат наказанию даже тогда, когда свидетели видели их в позе, обычной при интимной связи (но не видели саму близость), то те, кто скрещивают разные виды животных, подлежат наказанию только в том случае, если свидетели видели, как они вводили мужской орган одного животного в женский орган другого – хотя бы на самую малость”.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Килаим.

 

218-я заповедь – запрещение использовать для работы разные виды животных вместе. И об этом Его речение: “Не паши на быке и осле вместе” (Дварим 22:10).

И тот, кто использовал разные виды животных для одной работы – например, для пахоты или молотьбы, или впряг их в одну упряжку, – карается бичеванием. Ведь в Торе сказано “вместе”, чтобы запретить объединять разные виды для любой работы.

Согласно закону Торы, нарушитель запрета подлежит наказанию только в том случае, если одно из использованных им животных чистое, а другое – нечистое, как бык и осел, упомянутые в стихе. И тогда, если нарушитель использовал два таких животных для пахоты или для перемещения грузов, или в упряжке, он карается бичеванием.

Однако по постановлению мудрецов бичеванию подлежит каждый, кто использует два любых вида животных для совместной работы.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Килаим.

 

219-я заповедь – запрещение препятствовать рабочему скоту есть тот корм, с которым производится данная работа. Например, когда мы молотим с помощью быка или перевозим на нем сено, нам запрещено лишать его возможности есть в час работы. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Не заграждай рта быку, когда он молотит” (Дварим 25:4).

И разъясняется, что этот запрет касается не только быка, но и любого животного – просто Тора приводит характерный пример. И не только при молотьбе, но и при любой другой работе запрещено препятствовать скотине есть тот корм, с которым работа производится. И тот, кто препятствует, карается бичеванием, и даже если он препятствует только окриком.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Бава меция (88б-93а). 

Двести двадцатая заповедь – запрещение обрабатывать землю в субботний год (год шмиты). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “А в седьмой год – отдых, покой пусть будет для земли, шабат Ашема: поля своего не засевай (Ваикра 25:4).

Нарушающий этот запрет карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Швиит.

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Cмысл изгнаний

Рав Берл Набутовский

Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.