Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не следует ни на что сердиться... и если человек закрывает рот во время ссоры, когда он уже охвачен гневом, это более приятно Всевышнему, поскольку сделать это значительно тяжелее, чем молчать с самого начала, а награда соответствует тяготам»Раби из Люблина

Можно ли проращивать два вида растений на одном поддоне?

Темы: Килаим, Яков Шуб, Растения

Отложить Отложено

Рав Яаков, вопрос: контейнер для проращивания. Без отверстий, в каждом два подноса

  • 1. Есть ли килаим (скрещивание разных видов растений), когда на одном поддоне?
  • 2. На двух в одном контейнере? 3. Нужно ли отдалять контейнеры друг от друга?
  • Отвечает рав Яков Шуб

    Большое спасибо за Ваш вопрос. Желательно не выращивать два вида растений на одном поддоне. Однако разрешено выращивать два вида растений на двух разных поддонах одного контейнера. Кроме того, нет необходимости отодвигать контейнеры друг от друга. Попробуем вкратце разобрать эти законы.

    Существует ряд особых законов, связанных с выращиванием растений в Эрец-Исраэль — из-за её особой святости. К ним относится заповедь отделять трумот и маасрот, запрет орла изапрет килаим.

    Поэтому в Эрец-Исроэль запрещено выращивать вместе два и более видов зерновых, бобовых или овощей, как сказано в Торе (Ваикра 19:19): «… поле твое не засевай килаим (двумя родами семян)». Эти законы подробно разбираются у Рамбама в «Законах о килаим» и в Шулхан Арухе (Йорэ Дэа 297).

    Запрет килаим для семян из Торы распространяется только на растения в Эрец-Исраэль, а также, по мнению мудрецов, на растения, принадлежащие еврею в «Сурии». На растенияза пределами Эрец-Исраэль запрет килаим не распространяется.

    В Талмуде (Менахот 70а) сказано, что мудрецы запретили выращивать килаим не только в земле, но и в горшке, даже если в нем нет отверстий и он находится в доме. Это мнение приводится у Рамбама («Законы о килаим»1:8) и в Шулхан Арухе (Йорэ Дэа 297:1). Но в данном случае речь идет о запрете выращивать два вида семян в одном горшке. По вопросу, существует ли запрет выращивать два разных вида семян в двух разных горшках, стоящих рядом, мнения современных галахических авторитетов разделились: Шевет а-Леви (6:166, 9:243) считает, что такого запрета нет, а Хазон Иш (Килаим 13:16) полагает, что это запрещено. Поэтому в данном случае принято следовать более строгому мнению и помещать горшки с растениями на определённом расстоянии друг от друга — в зависимости от вида растений.

    Теперь что касается самого Вашего вопроса о выращивании проростков в контейнере, состоящем из двух различных поддонов, расположенных один над другим. Во-первых, поскольку выращивание происходит не в земле, а за счет воды и влаги, и, во-вторых, растения не могут существовать долгое время в таком состоянии, вызывает сомнение: существует ли вообще запрет килаим в такой ситуации. В любом случае желательно не выращивать два вида растений на одном поддоне. Однако разрешено выращивать два вида растений на двух разных поддонах одного контейнера. Кроме того, нет необходимости отодвигать контейнеры друг от друга (Рав Чезнер шлита, см. также Шэарей Торат а-Байт 11:3(10)).

    С уважением, Яков Шуб

    Материалы по теме


    Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня. Читать дальше

    Пост Десятого Тевета

    Рав Элияу Ки-Тов,
    из цикла «Книга нашего наследия»

    Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

    Пост 10 Тевета в ряду еврейских постов

    Хава Куперман

    Кицур Шульхан Арух 121. Законы общественного поста

    Рав Шломо Ганцфрид,
    из цикла «Кицур Шульхан Арух»

    Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

    Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

    Толдот Йешурун

    В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре