Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Шаатнез — одежда из смеси шерсти и льна

Оглавление

Можно ли носить одновременно шерстяное и льняное? Например, если есть шерстяная вещь, можно ли одновременно с ней надеть другую вещь из льна?

Запреты различных смесей в Торе

Тора запрещает евреям носить или даже просто накидывать любую одежду, в состав которой входят одновременно шерстяные и льняные волокна, как сказано: «И одежды, сделанной из шаатнеза, не будет на тебе» (Ваикра 19:19), «Не одевай шаатнез — шерсть со льном вместе» (Дварим 22:11).

В Торе перечислено несколько разновидностей «смесей», которые запрещены.

Например, запрещено варить мясо с молоком, употреблять в пищу продукт такой варки, а также извлекать из него какую бы то ни было пользу.

Существует три запрета скрещивания растительных культур: кил-эйа-зраим, кил-эйа-керэм, кил-эйиланот.

Запрет кил-эйа-зраим — это запрет сеять вместе или даже поблизости друг от друга два или более вида злаков, овощей, бобовых, зелени и специй.

Кил-эйа-кэрем — запрет сеять даже один из видов специй, зелени, злаков, бобовых или овощей вблизи виноградной лозы, и, наоборот, сажать виноградную лозу поблизости от перечисленных культур.

Кил-эйиланот — запрет скрещивать между собой разные виды плодовых деревьев, а также плодовое дерево с неплодовым деревом.

Запрещено скрещивать животных разных видов.

Запрещено пахать, если в плуг запряжены вместе бык с ослом.

В книге Зоар сказано, что, смешивая различные виды, человек нарушает гармонию Высшего Замысла, тем самым умаляя величие Царя всех царей.

Великий знаток Торы, рабейну Бахья, пишет, что соблюдение заповедей о разделении различных видов несёт благополучие и мир, а их нарушение приводит к распрям. Когда Тора говорит: «И шаатнеза да не будет на тебе», следует понимать это, как «Злой силой не будешь ты опутан».

Великий каббалист Менахем Реканати пишет, что шаатнез — это сочетание двух слов: «сатан» (в переводе не нуждается) и аз — «напористый», «мощный». Другими словами, это мощная сила нечистоты.

Великий знаток Торы, рав Йехезкель Сегаль Ландау, автор книг Нода би-Йеуда и Циюн лэ-НэфешХая (ЦЛаХ), пишет в книге Драшот: «Если человек проведёт в одежде, содержащей шаатнез, всего один день, его молитвы не смогут достичь Небес в течение сорока дней».

«Долголетие, благополучие и успех и в этом, и в будущем мире ждут того, кто не нарушит этот запрет, — пишет автор книги Пнэй Закен. — Такой человек обязательно воспитает достойное потомство».

Коснемся вкратце некоторых законов и некоторых моментов, связанных с данными запретами Торы.

Запрет смеси шерсти и льна

Шаатнез — это смесь шерсти и льна. Причём шерсть, о которой идет речь в связи с данным запретом, — исключительно овечья (неважно, самцов или самок), поэтому смесь льна с любым другим видом шерсти (верблюжьей, козьей, заячьей) — разрешена.

Любой вид, кроме шерсти, разрешено смешивать со льном.

Существует несколько мнений галахистов по вопросу о том, при каком смешении шерсти и льна происходит нарушение Торы. Вкратце можно заключить, что либо по Торе, либо по специальному постановлению мудрецов шаатнезом считается:

а) ткань, в которую одновременно входят шерстяные и льняные нити, причём одна нить льна делает запрещенной для использования всю шерсть, а одна шерстяная нить может сделать запрещенной всю льняную одежду;

б) два вида материи — шерстяная и льняная, — соединённые любым способом: сшитые, склеенные, скрепленные булавкой;

в) шерсть, соединённая с каким-либо материалом, который, в свою очередь, соединён со льном;

г) шерсть и лён, связанные узлом, в том числе — когда они лежат в одной упаковке и один из видов невозможно вынуть из упаковки, не развязывая узла; и, конечно, если шерстяная и льняная нити связаны вместе.

Нарушение происходит всё время, пока человек одет в одежду, содержащую шаатнез. Если обнаружилось, что одежда содержит шаатнез, её необходимо немедленно снять, даже если это произошло в общественном месте.

Одежду, в которой есть шаатнез, запрещено примерять. Нарушение происходит мгновенно. Даже одежда, которая не по размеру и росту, запрещена, если в ней есть шаатнез. Такую одежду запрещено держать в доме, если существует опасение, что её оденет еврей.

Торой запрещено носить одежду, содержащую шаатнез, а также укутываться, накрываться такой одеждой или набрасывать её сверху. Специальным постановлением мудрецов было запрещено также пользоваться постельным бельём, коврами, полотенцами, занавесями, мебелью с матерчатой обивкой, в состав которых входит шаатнез.

Вещи, содержащие шаатнез, разрешено продавать нееврею, но только в случае, когда можно быть уверенным, что он, в свою очередь, не перепродаст их еврею. Шаатнез запрещён также в детской одежде. Запрещено застилать детскую кроватку постельным бельем, содержащим шаатнез.

Что и как проверять

Хотя сегодня очень распространены синтетические волокна, такие, как вискоза, акрил, полиэстер и другие, во всём мире также широко используют шерсть, лён, а также их смеси. Согласно статистике, от 60 до 70% одежды в Западной Европе содержат шаатнез. В Австралии и ЮАР — около 55%; в Восточной Европе — от 30 до 40%; в США — около 25%. В Израиле количество одежды, содержащей шаатнез, составляет 15%. Мужские костюмы, изготовленные в Италии и Германии, в девяноста случаях из ста содержат шаатнез.

Льняную нить из-за её высокой прочности часто используют для подшивки, крепления пуговиц, крючков, молний, в подкладках, в наплечниках. По свидетельству специалистов, в пиджаке (мужском или женском) существует 52 места, где может встретиться шаатнез, а в брюках таких мест, как минимум, 15.

Определить наличие шаатнеза по внешнему виду вещи не представляется возможным. Поэтому необходимо пользоваться услугами специальной лаборатории, которая осуществляет эту весьма сложную и многоплановую проверку, включающую в себя химический анализ.

Человек, осуществляющий подобную проверку, должен пройти специальную профессиональную подготовку. В этом вопросе запрещено полагаться на мнение портного или, тем более, продавца. На бирках с данными о составе одежды нет полной информации обо всех видах материала, из которых она изготовлена. В них обычно не указывают вид нити, с помощью которой изготовлена подшивка, подкладка, наплечники, а также вид нити, которой пришивали пуговицы, застёжки, украшения. Согласно установленным правилам, о материале, содержание которого составляет меньше 5% от общего объёма всей ткани, не обязаны сообщать потребителю.

Перед тем, как надеть ту или иную одежду или начать пользоваться теми предметами обихода, в которых может встретиться шаатнез, следует удостовериться в их кошерности. Иногда на одежде и предметах обихода есть специальное удостоверение о том, что они прошли проверку на шаатнез. Это широко распространено в местах, где живут религиозные евреи. Нужно только убедиться, что удостоверение не поддельное и что его выдала авторитетная организация, на которую можно положиться. Если такого удостоверения нет, то одежду или другой предмет, с которым может быть подобная проблема, необходимо сдать в специальную лабораторию по выявлению шаатнеза.

Приведём перечень (неполный) предметов, для которых необходима, желательна или не требуется подобная проверка.

Необходимо проверять:

а) мужские и женские костюмы;

б) верхнюю одежду — шубы, пальто, куртки;

в) меховые шапки;

г) мебель, обитую тканью.

Желательно проверять:

а) свитера и кофты, в состав которых входит шерсть, а также такие, на которых есть вышивки и аппликации;

б) любую одежду из Восточной Европы, России и Украины;

в) отрезы ткани;

г) плотные шторы;

д) блузы, сорочки и рубашки с вышивкой;

е) халаты, в состав которых входит шерсть;

ж) фуражки и кепки;

з) обувь, в состав которой входит шерсть и которая прошита нитью;

и) домашние тапочки;

к) брюки, юбки и плащи с подкладкой;

л) шерстяные ковры и одеяла;

м) спальные мешки.

Нет надобности проверять:

а) сумки;

б) ковры не из шерсти;

в) автомобильные сидения;

г) современные матрасы;

д) кожаные ремни;

е) галстуки, подтяжки и носки;

ж) обувь, не имеющая швов;

з) пижамы, рубашки и сорочки, изготовленные из хлопка или синтетики и без вышивки;

и) перчатки;

к) свитера и кофты, полностью изготовленные из синтетической ткани;

л) бельё;

м) тонкие занавески.

Гобелены могут иметь льняную основу и вышивку из шерстяных нитей. Если гобелен служит только для украшения интерьера, в нём может быть шаатнез. А если его используют в качестве постельного белья, для подушек или покрывала, то его следует проверять. На бинты и медицинские повязки запрет шаатнеза не распространяется.

Разрешено ли носить одновременно шерстяную и льняную одежду?

Многие раввины считают, что не следует надевать шерстяную одежду поверх льняной и наоборот. В особенности, если невозможно снять нижнюю одежду, не снимая верхней. Например, шерстяной свитер и льняной пиджак, одетый сверху. Однако если оба предмета туалета надевают таким образом, что один из них не оказывается поверх другого, нарушения не происходит. Даже Хазон Иш, который в порядке устрожения не надевал шерстяные носки, если его обувь была прошита льняной нитью, не считал, что в данном случае существуют какие бы то ни было ограничения.

Выводить материалы