Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли носить одновременно шерстяное и льняное?

Темы: Шаатнез, Запреты, Одежда, Лейб Нахман Злотник

Отложить Отложено

Шалом, квод а-Рав! Мой вопрос касается смеси шаатнэз. Можно ли носить одновременно шерстяное и льняное? Например, у меня есть льняной шарфик (60% льна). Можно ли надеть его, если на человеке в то же время, к примеру, надеты шерстяные носки? Благодарю заранее за ответ.

Отвечает рав Лейб-Нахман Злотник

Здравствуйте!

По этому вопросу мало материалов на русском языке, поэтому хотел бы немного шире рассмотреть эту заповедь, а не просто ограничиться ответом на Ваш вопрос.

Тора запрещает евреям носить или даже просто накидывать любую одежду, в состав которой входят одновременно шерстяные и льняные волокна, как сказано: «И одежды, сделанной из шаатнэза, не будет на тебе» (Ваикра 19:19), «Не одевай шаатнэз — шерсть со льном вместе» (Дварим 22:11).

В Торе перечислено несколько разновидностей «смесей», которые запрещены. Запрещено варить мясо с молоком, употреблять в пищу продукт такой варки, а также извлекать из него какую бы то ни было пользу. Существует три запрета скрещивания растительных культур: кил-эйа-зраим, кил-эйа-керэм, кил-эйиланот. Запрет кил-эйа-зраим — это запрет сеять вместе или даже поблизости друг от друга два или более вида злаков, овощей, бобовых, зелени и специй. Кил-эйа-кэрем — запрет сеять даже один из видов специй, зелени, злаков, бобовых или овощей вблизи виноградной лозы, и, наоборот, сажать виноградную лозу поблизости от перечисленных культур. Кил-эйиланот — запрет скрещивать между собой разные виды плодовых деревьев, а также плодовое дерево с неплодовым деревом. Запрещено скрещивать животных разных видов. Запрещено пахать, если в плуг запряжены вместе бык с ослом. В книге Зоар сказано, что, смешивая различные виды, человек нарушает гармонию Высшего Замысла, тем самым умаляя величие Царя всех царей. Великий знаток Торы, рабейну Бахья, пишет, что соблюдение заповедей о разделении различных видов несёт благополучие и мир, а их нарушение приводит к распрям. Когда Тора говорит: «И шаатнэза да не будет на тебе», следует понимать это, как «Злой силой не будешь ты опутан». Великий каббалист Менахем Реканати пишет, что шаатнэз — это сочетание двух слов: сатан (в переводе не нуждается) и аз — «напористый», «мощный». Другими словами, это мощная сила нечистоты. Великий знаток Торы, рав Йехезкель Сегаль Ландау, автор книг Нода би-Йеуда и Циюн лэ-НэфешХая (ЦЛаХ), пишет в книге Драшот: «Если человек проведёт в одежде, содержащей шаатнэз, всего один день, его молитвы не смогут достичь Небес в течение сорока дней». «Долголетие, благополучие и успех и в этом, и в будущем мире ждут того, кто не нарушит этот запрет, — пишет автор книги Пнэй Закен. — Такой человек обязательно воспитает достойное потомство».

Коснемся вкратце некоторых законов и некоторых моментов, связанных с данными запретами Торы.

Шаатнэз — это смесь шерсти и льна. Причём шерсть, о которой идет речь в связи с данным запретом, — исключительно овечья (неважно, самцов или самок), поэтому смесь льна с любым другим видом шерсти (верблюжьей, козьей, заячьей) — разрешена. Любой вид, кроме шерсти, разрешено смешивать со льном. Существует несколько мнений галахистов по вопросу о том, при каком смешении шерсти и льна происходит нарушение Торы. Вкратце можно заключить, что либо по Торе, либо по специальному постановлению мудрецов шаатнэзом считается:

а) ткань, в которую одновременно входят шерстяные и льняные нити, причём одна нить льна делает запрещенной для использования всю шерсть, а одна шерстяная нить может сделать запрещенной всю льняную одежду;

б) два вида материи — шерстяная и льняная, — соединённые любым способом: сшитые, склеенные, скрепленные булавкой;

в) шерсть, соединённая с каким-либо материалом, который, в свою очередь, соединён со льном;

г) шерсть и лён, связанные узлом, в том числе — когда они лежат в одной упаковке и один из видов невозможно вынуть из упаковки, не развязывая узла; и, конечно, если шерстяная и льняная нити связаны вместе.

Нарушение происходит всё время, пока человек одет в одежду, содержащую шаатнэз. Если обнаружилось, что одежда содержит шаатнэз, её необходимо немедленно снять, даже если это произошло в общественном месте.

Хотя сегодня очень распространены синтетические волокна, такие, как вискоза, акрил, полиэстер и другие, во всём мире также широко используют шерсть, лён, а также их смеси. Согласно статистике, от 60 до 70% одежды в Западной Европе содержат шаатнэз. В Австралии и ЮАР — около 55%; в Восточной Европе — от 30 до 40%; в США — около 25%. В Израиле количество одежды, содержащей шаатнэз, составляет 15%. Мужские костюмы, изготовленные в Италии и Германии, в девяноста случаях из ста содержат шаатнэз.

Льняную нить из-за её высокой прочности часто используют для подшивки, крепления пуговиц, крючков, молний, в подкладках, в наплечниках. По свидетельству специалистов, в пиджаке (мужском или женском) существует 52 места, где может встретиться шаатнэз, а в брюках таких мест, как минимум, 15.

Определить наличие шаатнэза по внешнему виду вещи не представляется возможным. Поэтому необходимо пользоваться услугами специальной лаборатории, которая осуществляет эту весьма сложную и многоплановую проверку, включающую в себя химический анализ. Человек, осуществляющий подобную проверку, должен пройти специальную профессиональную подготовку. В этом вопросе запрещено полагаться на мнение портного или, тем более, продавца. На бирках с данными о составе одежды нет полной информации обо всех видах материаа, из которых она изготовлена. В них обычно не указывают вид нити, с помощью которой изготовлена подшивка, подкладка, наплечники, а также вид нити, которой пришивали пуговицы, застёжки, украшения. Согласно установленным правилам, о материале, содержание которого составляет меньше 5% от общего объёма всей ткани, не обязаны сообщать потребителю.

Торой запрещено носить одежду, содержащую шаатнэз, а также укутываться, накрываться такой одеждой или набрасывать её сверху. Специальным постановлением мудрецов было запрещено также пользоваться постельным бельём, коврами, полотенцами, занавесями, мебелью с матерчатой обивкой, в состав которых входит шаатнэз.

Перед тем, как надеть ту или иную одежду или начать пользоваться теми предметами обихода, в которых может встретиться шаатнэз, следует удостовериться в их кошерности. Иногда на одежде и предметах обихода есть специальное удостоверение о том, что они прошли проверку на шаатнэз. Это широко распространено в местах, где живут религиозные евреи. Нужно только убедиться, что удостоверение не поддельное и что его выдала авторитетная организация, на которую можно положиться. Если такого удостоверения нет, то одежду или другой предмет, с которым может быть подобная проблема, необходимо сдать в специальную лабораторию по выявлению шаатнэза. Приведём перечень (неполный) предметов, для которых необходима, желательна или не требуется подобная проверка.

Необходимо проверять:

а) мужские и женские костюмы;

б) верхнюю одежду — шубы, пальто, куртки;

в) меховые шапки;

г) мебель, обитую тканью.

Желательно проверять:

а) свитера и кофты, в состав которых входит шерсть, а также такие, на которых есть вышивки и аппликации;

б) любую одежду из Восточной Европы, России и Украины;

в) отрезы ткани;

г) плотные шторы;

д) блузы, сорочки и рубашки с вышивкой;

е) халаты, в состав которых входит шерсть;

ж) фуражки и кепки;

з) обувь, в состав которой входит шерсть и которая прошита нитью;

и) домашние тапочки;

к) брюки, юбки и плащи с подкладкой;

л) шерстяные ковры и одеяла;

м) спальные мешки.

Нет надобности проверять:

а) сумки;

б) ковры не из шерсти;

в) автомобильные сидения;

г) современные матрасы;

д) кожаные ремни;

е) галстуки, подтяжки и носки;

ж) обувь, не имеющая швов;

з) пижамы, рубашки и сорочки, изготовленные из хлопка или синтетики и без вышивки;

и) перчатки;

к) свитера и кофты, полностью изготовленные из синтетической ткани;

л) бельё;

м) тонкие занавески.

Гобелены могут иметь льняную основу и вышивку из шерстяных нитей. Если гобелен служит только для украшения интерьера, в нём может быть шаатнэз. А если его используют в качестве постельного белья, для подушек или покрывала, то его следует проверять. На бинты и медицинские повязки запрет шаатнэза не распространяется.

Одежду, в которой есть шаатнэз, запрещено примерять. Нарушение происходит мгновенно. Даже одежда, которая не по размеру и росту, запрещена, если в ней есть шаатнэз. Такую одежду запрещено держать в доме, если существует опасение, что её оденет еврей. Вещи, содержащие шаатнэз, разрешено продавать нееврею, но только в случае, когда можно быть уверенным, что он, в свою очередь, не перепродаст их еврею. Шаатнэз запрещён также в детской одежде. Запрещено застилать детскую кроватку постельным бельем, содержащим шаатнэз.

Теперь, наконец-то, обратимся к Вашему вопросу — разрешено ли носить одновременно шерстяную и льняную одежду. Многие раввины считают, что не следует надевать шерстяную одежду поверх льняной и наоборот. В особенности, если невозможно снять нижнюю одежду, не снимая верхней. Например, шерстяной свитер и льняной пиджак, одетый сверху. Однако если оба предмета туалета надевают таким образом, что один из них не оказывается поверх другого, нарушения не происходит. Даже Хазон Иш, который в порядке устрожения не надевал шерстяные носки, если его обувь была прошита льняной нитью, не считал, что в Вашем случае существуют какие бы то ни было ограничения.

С большим уважением, Лейб-Нахман Злотник

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше