Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В Грядущем мире заповеди будут отменены?

Темы: Шаатнез, Зоар, Запреты, Воскрешение из мертвых, Каббала, Заповеди, Будущий мир, Смерть, Жизнь

Отложить Отложено

Сказано в книге Тания: «Когда наши учители писали, что в грядущем мире заповеди будут отменены, они имели в виду период после возвращения мертвых к жизни. Но до этого, в эпоху Мошиаха, их исполнение останется обязательным».

А как тогда понимать, что Тора не изменится? Помоги Вам Б-г. Вольф-Йехезкель

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, уважаемый Вольф-Йехезкель!

Спасибо за интересный вопрос.

Действительно, в Талмуде (Нида 61 б) обсуждается вопрос об использовании такой одежды, где в ткани в неизвестном месте находится смесь шерсти со льном (шаатнез). Например, шерстяная нить вплетена в льняную ткань или наоборот. Носить одежду из такой смеси евреям запрещено. Поскольку неизвестно, в каком именно месте одежды смешаны шерсть и лен, проблему решить невозможно.

Талмуд говорит, что это одеяние можно использовать только для облачения умершего. Отсюда один из мудрецов делает вывод, что в будущем, когда мертвые возвратятся к жизни, заповеди будут отменены. Иначе — как можно хоронить еврея в такой одежде? Ведь тогда он вернется к жизни в этой одежде и преступит запрет ношения шаатнеза.

Далее Талмуд говорит, что вопрос этот — спорный. Есть мнение, что заповеди в будущем не будут отменены, и, соответственно, умерших нельзя хоронить в такой одежде (можно только оплакивать). А есть мнение, что заповеди будут отменены, и, значит, можно хоронить в такой одежде. Это выводят из стиха Тэилим (88:6): «Среди мертвецов, свободный…» — когда человек умирает, он становится свободным от заповедей.

И тут, естественно, возникает тот вопрос, который Вы задаете: заповеди даны Торой, а один из принципов нашей веры гласит, что эта Тора никогда не будет заменена другой. Если так, то как заповеди могут быть отменены?

Прежде, чем мы перейдем к ответам, важно отметить: многие комментаторы Талмуда понимают эту полемику мудрецов не так, как я изложил выше. Они считают, что, слова «в будущем заповеди будут отменены» означают, что заповеди будут отменены после смерти (до возвращения человека к жизни).

То есть, никто не спорит, что сам умерший освобождён от всех заповедей, но обсуждается вопрос о живых: можно ли живым облачать умершего в одежду, которую носить запрещено. Если понимать эти слова Талмуда так, то вопрос об «изменении» Торы отпадает: ведь об отмене заповедей в Грядущем мире здесь речь не идет.

Однако другие галахические авторитеты понимают эти слова Талмуда так, как сказано выше, а именно: что в Грядущем мире заповеди будут отменены. И тогда возникает противоречие с принципом неизменности Торы. Приведу два возможных пути разрешения этого противоречия.

Раби Эльханан Вассерман, да отомстит Всевышний за его кровь, сначала приводит в своей книге «Ковец Шиурим» (ч. 2, п. 29) два возможных объяснения.

Первое: принцип неизменности Торы означает, что законы Торы останутся такими же, какими мы их получили на горе Синай. А на Синае мы получили, среди прочего, информацию о том, что в будущем заповеди будут отменены. И, значит, в будущей отмене заповедей нет ничего «нового», эта информация является частью переданной нам Торы, то есть Тора останется неизменной.

Второе: слова Тэилим «Среди мертвецов, свободный…» означают: после смерти человек становится свободным от заповедей — навсегда. То есть, и после того, как он впоследствии вернётся к жизни. Иначе говоря, отмена заповедей наступит не в Грядущем мире (как в первом объяснении), а начинается сразу со смертью человека. Так что, если уже сейчас чудесным образом кого-то оживить, он будет свободен от заповедей. Однако далее рав Вассерман доказывает несостоятельность первого объяснения.

Знаменитый каббалист раби Шломо Эльяшив в книге «Лэшем, Шво вэ-Ахлама» пишет, что Тора — это внутренний аспект всех миров. И она облачается в каждый мир в соответствии с его реалиями. То есть, та же самая Тора, во всех её деталях и тонкостях, есть в каждом мире и различие — только в её облачении в действительность каждого из миров.

Так, Адам был помещен в Ган-Эден — возделывать и охранять его (Берешит 2:15). Сказано в Книге Зоар, что «возделывать» — это предписывающие заповеди, а «охранять» — это запреты. То есть, если бы не грех, Адам получил бы Тору в Эденском саду и соблюдал бы её заповеди во всех деталях в соответствии с тамошней реальностью.

Но есть принципиальное различие между нашим миром и духовными мирами. В нашем мире соблюдение Торы и заповедей призвано исправлять этот, испорченный грехом Адама, мир. То есть, это работа по исправлению мира, которая и называется «ярмо Царства Небесного». А в духовных мирах те же самые Тора и заповеди — это уже возвышенное сияние и свет, это «пища» души и ее наслаждение.

Иначе говоря, сообщение «в будущем заповеди будут отменены» означает, что труд, «ярмо» заповедей будет отменено. Сами же заповеди останутся — только в соответствии с реальностью исправленного мира.

С уважением и пожеланием здоровой зимы, Менахем Эпель

Материалы по теме


Кашрут — свод предписаний и повелений, касающихся приема пищи. Из 613-ти заповедей, данных нашему народу Творцом, около 50-ти посвящены вопросам питания. Тора подробно разъясняет какие виды животных разрешены в пищу, а какие запрещены, когда можно есть, а когда нельзя, какой посудой можно пользоваться и так далее. Даже поверхностное знакомство с Торой и заповедями часто вызывает у людей недоумение: «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?» Читать дальше