Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
И пусть (царь) не обзаводится множеством жен, дабы не отвратилось сердце его (от Б-га)... (Дварим 17:17)

«И пусть (царь) не обзаводится множеством жен, дабы не отвратилось сердце его (от Б-га)…» (Дварим 17:17). Рассуждал царь Шломо: Почему велит Всевышний: «И пусть не обзаводится (ло ярбё).. Чтобы “не отвратилось сердце его”. Но я обзаведусь (арбе), и все равно мое сердце не отвратится». И в этот миг буква юд из слова ярбе поднялась вверх, простерлась перед Все­вышним и сказала: «Не уверял ли Ты, что никогда ни одна из букв Торы не будет отброшена? А Шломо хочет сейчас выбросить меня. Сегодня он уничтожит меня, завтра — другую букву, и в конечном счете отмененной окажется вся Тора». Ответил Б-г: «Шломо и тысячи таких, как он, пройдут, но даже нижний выступ буквы юд не будет убран».

( Мидраш 6:1)

Поскольку Тора — явленное слово Всевышнего, то даже такой мудрый человек, как Шломо, не имеет права менять ее установления или интерпретировать их так, чтобы приспособить к своим нуждам. В содержание То­ры, именно как в речение Г-спода, нельзя вторгаться со своим пониманием актуальности.

Р.Саадья Гаон (882—942) учит, что еврейский народ является народом только благодаря Торе (как Устной, так и Письменной). Так как предопределено, что, пока существуют Небо и Земля, будет существовать и еврей­ский народ, то и законы Торы должны быть вечными. В то время, как другие народы объединены своей куль­турой и географическим положением, для евреев общим является их наследие — неизменное вовеки послание Всевышнего. Тот, кто отрицает вечную сущность Торы, перерезает нить, связующую поколения евреев.

Утверждение, что Тора не может быть изменена, указывает на то, что она была дана полностью. Стих говорит: «Не на Небе она» (Дварим 30:12). Ни один из разделов Торы не остался на небесах. Ничто из Б-жественного откровения, что яв­лялось бы необходимым для его понимания и приятия, не осталось на небесах, чтобы нельзя было сказать: где тот разум, сверхчеловечески мудрый, что проникнет в тайны Небес ради нас или принесет нам новое небесное Откровение, которого нам так недостает и которое дополнит наши нынешние знания?

(Р.Шимшон Рафаэль Гирш, Комментарии на Пятикнижие)

Тора безоговорочно утверждает, что ни пророки, ни мудрецы не имеют права менять ее, объявляя не­которые предписания Торы неприменимыми. (Однако Санхедрин, Высший Суд, вправе временно отменить любой из законов Торы — за исключением заповеди, запрещающей идолопоклонство, — если это крайне не­обходимо для сохранения самой Торы. Так, пророку Элияу было разрешено совершить жертвоприношения на горе Кармель, несмотря на запрет Торы приносить жертвы вне Храма. Потому что, только принеся эти жертвы, он мог доказать ложность предсказаний проро­ков Баала и восславить Имя Всевышнего (1 Мелахим 18). Излишне говорить, что все указания для таких времен­ных изменений даны Самим Всевышним и являются частью законов Торы.)

Здесь возникает вопрос: если Тора вечна и неизменна, то как могут каббалисты говорить, что многие ее уста­новления перестанут быть актуальными во времена Ма-шиаха, когда дурные наши наклонности не будут более руководить нами? На это мудрецы Каббалы отвечают: с текстом Торы произойдет метаморфоза, и из ее букв составятся слова, соответствующие мессианской эре.

Что касается новой интерпретации Торы, которая откроется в дни Машиаха, то можно утверждать, что Тора всегда остается той же. Первоначально (после грехопадения Адама) она приняла форму материальных буквенных сочетаний, приспособ­ленную к материальному миру. Но однажды че­ловек сбросит свое материальное тело и вернет себе тело мистическое, принадлежавшее Адаму до его падения. И тогда он поймет тайну Торы, так что ее скрытые стороны станут явными. Затем, в конце 6-го тысячелетия (т.е. в эру Машиаха), че­ловек станет возвышенным духовным существом, способным глубоко проницать тайны Торы… Ос­новная причина ее нынешней сокрытости для нас — то, что Тора, подобно человеку, имеет мате­риальную оболочку. Когда человек поднимется и освободится от своего материального покрова (т.е., когда он преодолеет влияние своего злого начала) ради более возвышенного и духовного, то изменится и материальное обличие Торы, и ее духовная мощь станет откровенной. Скрытые лики Торы будут освещены… И все же, на всех этих этапах. Тора будет той же, что прежде. Ее сущность никогда не изменится.

(Р.Авраам Азулай Хесед ле Авраам 2:11)

Можно рассмотреть следующий пример перемены в содержании заповеди. Тора (Дварим 22:11) говорит: «Не надевай ткань из смеси (шаатнез) шерсти и льна (цемер Уфиштим) вместе». Согласно Каббале, эта заповедь ста­нет ненужной во времена Машиаха, т.е. человек вернется в присущее ему до грехопадения духовное состояние и ему не нужна будет одежда. Поэтому р.Авраам Азулай предполагает, что слова «шаатнез, цемер уфиштим» за­менятся словами, составленными из тех же букв: «сатан мецар ее тофсим» (Сатан дерзок и притесняет, и они захватывают). Это новое прочтение — предупреждение человеку не менять своего духовного одеяния на змеиную кожу — символ способности Сатана взять верх над человеком и привести его к греху.

Сказанное р.Азулаем не означает, что во времена Машиаха Тора будет новой или другой. Это, скорее, утверждение, что Тора бесконечна и всеобъемлюща, Заповеди и сюжеты, которые мы в ней прочитываем, — результат буквенных комбинаций, наиболее соответ­ствующих нашему духовному восприятию. В эпоху более высокой духовности буквы перестроятся и откроют нам другое значение Торы, тогда как предыдущее значение по-прежнему будет заключено в комбинациях более «низ­кого» порядка.

Другими словами, заповеди и их духовное содержание сохранят все свое значение, но в форме, соответствующей миру более высокого уровня. Так как Тора исходит от высшего мира, она, естественно, дает понять, что, пока люди зависимы от материального мира, им не­доступна расшифровка ее глубинного смысла. Это не означает, что, когда «времена меняются», текст про­извольно «меняется с ними»; это означает, что когда времена действительно изменятся, произойдет полное преобразование систем подтекста.

с разрешения издательства Швут Ами


Шавуот — праздник дарования Торы. Еврейская традиция отмечает тот факт, что исход из Египта (который мы празднуем в Песах) был не самоцелью, а лишь подготовкой к получению Торы на горе Синай. Читать дальше

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»

Законы праздника

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?

Самоотверженность во имя Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Накануне праздника Шавуот, Дня дарования Торы, уместно вспомнить, что наши мудрецы настойчиво подчеркивают одну мысль: не на Синае мы получили ее и не шестого числа месяца сиван. Каждый еврей получает ее ежедневно , когда учит, и везде , где готов пожертвовать ради нее жизнью.

Бедствия при невыполнении шмиты и йовеля

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель

Исполнение заповедей связано с духовным миром человека. С другой стороны, Тора упоминает лишь материальные блага, полагающиеся тем, кто ревностно соблюдает заветы Творца.