Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам журнала «Истоки»

Молитва Шма Исраэль — единственная из всех молитв, данная как заповедь Торы (чтение остальных установлено мудрецами). Утром перед ней произносят два благословения: благодарность Всевышнему за то, что Он ежедневно обновляет мироздание; хвала Всевышнему, давшему нам свет Торы с любовью.

Первый отрывок, входящий в Шма, взят из книги Дварим (6:4—9), второй — оттуда же (11:13—21), третий — из книги Бемидбар (15:37—41).

Первую фразу (Шма Исраэль, Ашем — Элокейну, Ашем — эхад; «Слушай, Израиль: Всевышний — наш Б-г, Всевышний — один») читают с трепетом и сосредоточено. Мудрецы учат, что мы произносим эти слова так, будто читаем новый, очень важный указ царя перед его подданными. Обычно в этот момент, чтобы не отвлекаться, закрывают лицо рукой. Затем шепотом произносят: «Благословенно имя Его славного царства во веки веков!» Этих слов нет в Торе, но Мидраш рассказывает, что так воскликнули сыновья нашего праотца Яакова, когда пришли проститься с ним перед его смертью.

Значение приведенной фразы таково: СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ — и верь в то, что ВСЕВЫШНИЙ — Владыка всего, Он был, есть и будет; НАШ Б-Г — сильный и могучий, ВСЕВЫШНИЙ ОДИН — Он единственный в созданном Им мире, которым правит от края до края.

Шма читают предельно точно и четко, выговаривая все буквы в словах. Кричать на всю синагогу, мешая остальным, не надо, но говорить нужно так, чтобы самому слышать свои слова.

В молитву Шма входит 245 слов. Их надо дополнить до 248, равного числу частей и органов тела человека. Выполняя заповеди Торы, мы подчиняем свое тело замыслу мироздания, полностью овладевая всеми своими органами и не позволяя им овладевать нами. Чем дополняется число 245? — Тремя последними словами, которые в синагоге произносит вслух ведущий общественную молитву. Если еврей молится не в миньяне, то перед Шма он говорит: «Б-г — Царь верный».


В недельной главе «Трума» («Приношение») рассказывается о том, как на Синае Всевышний объяснял Моше устройство сборного переносного Храма — Мишкана, или Скинии. Переносной Мишкан являлся прообразом Первого, Второго и будущего — Третьего Храма Читать дальше