Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Обязательно ли читать Шма перед сном именно на кровати?

Темы: Рав Реувен Куклин, Молитва, Шма Исраэль

Отложить Отложено

Обязательно ли читать шма аль а-мита именно на кровати, или можно вообще в соседней комнате, где, например, горит свет? Можно ли читать «шма аль а-мита» стоя? Овадья

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Овадья,

Вы правы, обычно слово аль обозначает «на (чем-то)». И поэтому можно было бы ошибочно подумать, что Криат Шма аль а-мита (чтение Шма перед сном; буквально «чтение Шма на/при кровати») также следует читать именно на постели.

Однако Алаха не обязывает читать Шма аль а-мита именно на постели. Потому что в данном случае слово аль синонимично слову самух («близко», «вплотную», «по соседству с…»). В этом смысле слово аль употреблено, например, в главе Бэмидбар 2, 20, см. комментарий Раши на этот стих, а также в книге Йермиягу 17, 2, см. комментарий Радака на этот стих. Об этом же ясно пишет Меири (Брахот 4 б): «Аль а-мита — имеется в виду не на кровати, а близко к тому времени, когда человек идет спать».

Поэтому Рама пишет (Орах Хаим 239, 1), что необходимо прочесть Шма незадолго до сна. Рама добавляет: «И не едят, и не пьют, и не разговаривают после чтения Шма, а сразу ложатся спать».

Из сказанного следует, что можно прочесть Шма и в соседней комнате, где есть свет.

Криат Шма можно читать и стоя, но не лёжа на животе или спине, как сказано в Шульхан Арухе (Орах Хаим 63, 1).

С уважением, Реувен Куклин

Читайте:

Что говорит иудаизм о привидениях?

Материалы по теме


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше

Песни Пасхальной ночи и кровавые пасхальные наветы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.

Рав Реувен Пятигорский

О еврейской солидарности

История еврейского народа 66. Евреи Франции после II крестового похода

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.

История еврейского народа 101. Польские евреи после трагедии 5408 (1648) года

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.