Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Откуда взята вторая строчка молитвы Шма Исраэль?

Темы: Еврейская молитва, Шма Исраэль, Овадья Климовский, Ангелы

Отложить Отложено

Шалом браха! У меня есть вопрос, хотелось бы получить на него ответ. Откуда в Шма Исраэль взята 2-ая строчка, какое у нее происхождение? И почему в Шма есть момент паузы и момент, где читают шепотом? Эмиль

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Эмиль!

Существует предание (приводится в нескольких книгах мудрецов эпохи танаим — мудрецов Мишны, в частности, в трактате Псахим 56а) о том, что когда праотец Яаков позвал сыновей к своему смертному ложу, он намеревался открыть им тайну будущего — когда придет в мир окончательное избавление. Однако, как только все собрались, Яаков почувствовал, что Б-жественное присутствие оставило его и теперь он не может им ничего сказать, так как это знание скрылось от него. У него возникла страшная мысль — а нет ли среди его детей недостойных, как среди детей Авраама и Ицхака, которые произвели на свет Ишмаэля и Эсава? Он прямо спросил об этом сыновей, и все дружно ответили: «Слушай, Израиль! Так же, как и в твоем сердце, у всех нас в сердце твёрдая вера в Единство Всевышнего». Обрадовался отец и произнёс: «Благословенно Имя Славы Его Царства во веки веков!».

По мнению комментаторов, и слова, сказанные прародителями 12 колен (Шма Исраэль), и ответ их отца (Барух шем…) являются декларацией Единства Творца, только на разных уровнях. Шма записано в Торе, а Барух шем…, вторая строчка, — нет, так как мир ещё не пришёл к окончательному исправлению. По некоторым объяснениям, её произносят ангелы на Небесах, поэтому нам не пристало произносить её вслух. «Простая» же причина того, что мы не произносим эту строчку вслух, следующая: она не приведена в Торе в тексте Шма. Поэтому мудрецы постановили произносить ее, но шепотом. И лишь в Йом Кипур, когда сыны Израиля уподобляются ангелам, им позволено произносить её вслух (Мишна Брура 619:8).

И именно после этих слов предписано сделать небольшую паузу, чтобы отделить декларацию о Единстве Творца от остальных заповедей, которые упоминаются в тексте. Кроме того, Шулхан Арух (Орах Хаим 61) перечисляет ещё несколько мест в Шма, где следует отделять слова друг от друга — не обязательно делать особую паузу, но читать их отдельно, так как если прочитать их подряд, исказится смысл. Например, если произнести слова вэ-хара аф («иначе разгневается»), не разделяя их, то это прозвучит как вэ-хараф («иначе опозорит»).

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме