Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом!

Традиция донесла до нас несколько мнений мудрецов о том, что же представляло собою Древо Познания Добра и Зла. Они обосновывали свои мнения доказательствами из Торы или простой логикой:

Рабби Меир считает, что это было пшеничное дерево (у которого нет аналога в наши дни), так как известно, что переход на мучное питание совпадает с началом активного умственного развития ребенка. А дерево ведь названо Древо Познания.

Рабби Йеуда считает, что это был виноград, как сказано: «Ибо от лозы Сдома их лоза и с полей Аморы их виноград — виноград полынный; грозди горькие им (Горький напиток заслужен ими: по их деяниям наказание им — Раши)» (Дварим 32:32). Мудрецы объясняют, что здесь содержится намек: первоисточником греха явился виноград, как сказано в Мидраше: гроздья принесли горечь в мир.

Рабби Аба из Акко считает, что это был этрог — единственное дерево, вкус древесины которого подобен вкусу плода, а ведь про Древо Познания было сказано: «И увидела женщина, что хорошо дерево для еды» (Бэрейшит 3:6). Не только плод, но и дерево.

Рабби Йосэй считает, что это был инжир. Свое мнение он подкрепляет преданием о том, что ни одно дерево не готово было дать Адаму листья, чтобы прикрыть наготу, которая стала тяготить его после греха. Только инжир согласился (отсюда произошло популярное выражение «фиговый листок»). Рабби Йосэй рассказывает притчу: царский сын согрешил с одной из служанок, и отец в гневе изгнал его из дворца. Напрасно стучался несчастный в двери бывших своих слуг — никто не хотел приютить его. Лишь одна дверь открылась перед ним — та самая служанка впустила его к себе. Так и инжир допустил, чтобы Адам и Хава взяли его листья, после того, как «накормил» их своими плодами.

— Отдельного внимания заслуживает мнение рабби Йеошуа бен-Леви, который говорит: невозможно знать, что это было за дерево. Даже скотину, с которой согрешил человек, убивают, хотя она ни в чем не виновата. Делается это для того, чтобы никто не мог показать на эту скотину и сказать: «Вот с ней согрешил такой-то». Хотя этого человека уже нет в живых, это позорит его. Если Всевышний так заботится о чести преступников, говорит рабби Йеошуа бен-Леви, тем более Он позаботился о том, чтобы мы не узнали, какое именно дерево послужило причиной падения творения Его рук — первого человека[1].

Здесь, правда, возникает закономерный вопрос: как же остальные мудрецы говорят, каждый по-своему, о конкретных деревьях? Как быть с позором Адама? На этот вопрос отвечает известный мудрец эпохи ришоним (ранних комментаторов) — рабби Зрахья а-Леви, известный как Бааль а-Маор. Адам, по словам рабби Зрахьи, являлся «квинтэссенцией» всего будущего человечества, поэтому в какой-то мере его грех является грехом каждого из нас. Соответственно, напоминание об этом грехе не позорит одного человека среди других, оно просто является напоминанием для каждого…

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Можно ли пользоваться компьютерами фирмы Apple?


[1] По объяснению составителя сборника Меам Лоэз получается, что этого соображения по всем мнениям достаточно как минимум для того, чтобы Письменная Тора все же не назвала напрямую дерево, которое послужило причиной изгнания людей из Ган Эдена. Отсюда мы учим, что нельзя позорить других, напоминая им о прошлых грехах.

Материалы по теме


Разрушение единства, раздоры и споры приводят к страшным бедствиям. Единство еврейского народа — это сила и необходимое условие нашего существования Читать дальше