Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
1-я заповедь — повеление верить в Б-га. Верить, что есть Первопричина, приводящая в действие все сущее.

1-я заповедь — повеление верить в Б-га. Верить, что есть Первопричина, приводящая в действие все сущее. И об этом Его речение, да будет Он благословен: «Я — Ашем, твой Б-г» (Шмот 20:2). И в конце трактата Макот (23б-24а) сказано: «613 заповедей сообщены Моше на Синае. Из какого стиха мы это учим? Из стиха “Тору заповедал нам Моше” (Дварим 33:4) — т.е. мы выучили это из числового значения слова “Тора”. И возражают на это, говоря: “Но ведь числовое значение слова “Тора” — лишь 611?” И объясняется там: “Еще две заповеди — “Я — Ашем, твой Б-г” и “Да не будет у тебя других богов” (Шмот 20:3) — они слышали прямо из уст Всемогущего (а не через Моше)”. И отсюда ясно, что “Я — Ашем, твой Б-г” — это одна из 613 заповедей, и в ней заповедована нам сама вера в Б-га, как мы разъяснили.

2-я заповедь — повеление верить, что только Он — Б-г. Верить, что Первопричина, приводящая в действие все сущее, — одна. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Слушай, Израиль: Ашем — наш Б-г, Ашем — один” (Дварим 6:4). И во многих мидрашах находим Его слова: “ради единства Моего Имени”, “ради Моего единства” и много, подобных им. И в этих высказываниях имеется в виду, что Он вывел нас из рабства и вершил для нас милосердие и благо именно ради того, чтобы утвердилось в нашем сознании, что Он — един, как нам и заповедовано верить. И множество Его речений свидетельствуют о Его единстве. И эта заповедь называется также Мальхут шамаим (Царство Небесное) — по выражению мудрецов (Брахот 13а): “Чтобы принять на себя ярмо Царства Небесного”, т.е. признать Его единство и верить в него.

3-я заповедь — повеление любить Его, да будет Он превознесен. Т.е., размышляя над Его заповедями, Его речениями и Его деяниями и вдумываясь в них, постигать Его и наслаждаться этим постижением. Это высшее наслаждение и есть любовь, которая нам заповедована. Ведь говорится в Сифри (Ваэтханан): “Поскольку сказано: “И люби Ашема, своего Б-га” (Дварим 6:5), а я не знаю, как любить Всевышнего, то Тора объясняет: “И будут эти слова, которые Я заповедую тебе сегодня, на твоем сердце” (там же 6:6). Таким образом ты познаешь Творца Вселенной. И уже указано, что размышление приведет тебя к верному постижению и наслаждению, — и любовь придет непременно.

И сказано было нашими мудрецами, что в эту заповедь включена и обязанность призывать и приводить всех людей к служению Ему, да будет Он превознесен, и к вере в Него. Ведь, когда ты любишь какого-нибудь человека, ты все время думаешь о нем, расхваливаешь его и желаешь, чтобы все полюбили его. И подобно этому, если ты действительно полюбишь Б-га — по мере того, как ты будешь познавать Его истинность, — ты, без сомнения, будешь призывать и добиваться, чтобы отступники и невежды также познали истину, которая известна тебе. И говорится в Сифри (там же): “И люби Ашема” — передавай свою любовь к Нему людям, подобно твоему отцу Аврааму, как сказано (Берешит 12:5): “И души, которые они создали в Харане” (т.е. люди, которых Авраам и Сара привели к служению Ашему — как бы заново “создали” их души). И как Авраам в силу своей любви к Ашему, о которой свидетельствует Писание: “Авраам, любящий Меня” (Йешая 41:8), приводил людей к вере — в силу любви, соответствующей его великому постижению, — так и ты полюби Его настолько, что сам будешь привлекать к Нему людей.

4-я заповедь — повеление трепетать перед Ним, да будет Он превознесен, и бояться Его. Чтобы не уподобиться отступникам, направляемым своими сердцами поступать наперекор, но постоянно трепетать перед Его наказанием. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Перед Ашемом, своим Б-гом, трепещи” (Дварим 6:13).

И это повелевающая заповедь, как видно из дискуссии по поводу стиха “И хулящий Имя Ашема будет предан смерти” (Ваикра 24:16), приведенной в трактате Санхедрин (56а). Там высказано предположение: “Может быть, предается смерти даже тот, кто просто произнес сокровенное Имя Б-га? Ведь написано в другом стихе (Бемидбар 1:17): “И собрали Моше и Аарон мужей, названных по именам” (и в том, и другом стихе употреблен глагол cuebk, который может быть переведен и как “хулить”, и как “называть по имени”. Т.е. стих в Ваикра может быть понят и так: “И произносящий Имя Ашема будет предан смерти”). А предостережением против этого греха в таком случае служит стих: “Перед Ашемом, своим Б-гом, трепещи”. Т.е., возможно, смерти подлежит и тот, кто напрасно произнес Имя Б-га, даже не проклиная Его. А к тому, кто возразит: “Разве это грех?!”, обращен стих “Перед Ашемом, своим Б-гом, трепещи”, поясняющий, что такой человек отбросил страх перед Б-гом, ибо трепещущий перед Ашемом не произнесет Его Имени понапрасну.

Однако приведенное предположение отвергается там силою двух следующих аргументов: “Во-первых, согласно Мишне, чтобы “заслужить” смерть, хулитель должен проклясть сокровенное Имя Ашема каким-либо другим из Его Имен, а не только произнести его. А во-вторых, стих “Перед Ашемом, своим Б-гом, трепещи” — не предостережение, а повелевающая заповедь”.

Отсюда ясно, что “Перед Ашемом, своим Б-гом, трепещи” — одна из повелевающих заповедей Торы.

5-я заповедь — повеление служить Ему, да будет Он превознесен. И это повеление повторено многократно. Сказано: “И служите Ашему, своему Б-гу” (Шмот 23:25). И сказано: “И Ему служите” (Дварим 13:5). И сказано: “И Ему служи” (там же 6:13). И сказано: “И служить Ему всем своим сердцем и всей своей душой” (там же 11:13). И, несмотря на то, что это повеление слишком общо и включает в себя все заповеди Торы, здесь имеется в виду его конкретное проявление — заповедь молитвы. И сказано в Сифри: “И служить Ему” — это молитва”; и еще говорится: “И служить Ему” — это изучение Торы”. И в Мишне приводятся слова раби Элиэзера, сына раби Йоси Аглили: “Откуда мы знаем, что обязанность молиться — это одна из заповедей? Из стиха: “Перед Ашемом, своим Б-гом, трепещи и Ему служи” (Дварим 6:13)”. И сказано (Мидраш агадоль, Реэ): “Служите Ему Его Торой, служите Ему в Его Храме”. Т.е. приходите молиться в Храм или молитесь, обратясь лицом к месту Храма, как объяснил царь Шломо, да пребудет на нем мир (См. I Мелахим 8:30-53).

6-я заповедь — повеление “прилепитьсяк мудрецам Торы, и присоединиться к ним, и стремиться быть в местах их собраний, и объединяться с ними всеми возможными способами — и есть с ними, и пить с ними, и вести дела с ними, — чтобы следовать их поступкам и научиться из их речей верному пониманию вещей. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И к Нему прилепись” (Дварим 10:20). И еще раз повторено это повеление в речении: “И прилепиться к Нему” (там же 11:22).

И объяснено в Сифри: “И прилепиться к Нему” — значит “прилепиться” к мудрецам и к их ученикам». И то, что человек обязан взять в жены дочь знатока Торы, и выдать свою дочь замуж за знатока Торы, и давать пропитание знатокам Торы, и вести дела со знатоками Торы, также доказывается из стиха «И к Нему прилепись». Сказано (Ктубот 111б): «Разве может человек “прилепиться” к Б-гу?! Ведь написано: “Ашем, твой Б-г, — Он огонь пожирающий” (Дварим 4:24)! Но каждый, кто берет в жены дочь знатока Торы и выдает свою дочь за знатока Торы, и поддерживает его своим имуществом, как бы “прилепляется” этим к Б-гу».

7-я заповедь — повеление давать клятву Его Именем, да будет Он превознесен, когда необходимо подтвердить истинность своих слов или опровергнуть слова другого, ибо этим возвеличивается Его Имя, да будет Он превознесен, и в этом выражается Его слава и превосходство. И об этом Его речение: «И Его Именем клянись» (Дварим 6:13;10:20). И, разъясняя это, говорили наши мудрецы (Швуот 35б): «Тора сказала: “Его Именем клянись” и Тора сказала: “Не клянитесь Моим Именем!” (Ваикра 19:12)» Имеется в виду, что Тора как предостерегает от напрасной клятвы — и это заповедь «не делай» (НД 62), так и повелевает давать клятву в минуту необходимости, и это заповедь «делай».

И поэтому не разрешено клясться одним из Его созданий, например, именами ангелов или небесных тел. Но допускается клятва, в которой как бы упущено Его Имя. Например, человек клянется: «Это верно, как то, что существует Солнце», но имеет в виду: «Это верно, как существование Б-га, сотворившего Солнце». И подобным же образом клянется наш народ именем нашего учителя Моше, гордясь им, но подразумевает клянущийся: «Б-гом Моше», «Тем, Кто послал Моше». Но если клянущийся не имеет этого в виду, а клянется одним из Его созданий, исходя из представления, что оно само по себе обладает подлинным существованием — до такой степени, что его реальностью можно клясться, — такой человек грешит, уравнивая сотворенное с Именем Небес. И о таком человеке сказано (Санхедрин 63а): «Каждый, кто уравнивает сотворенное с Именем Небес, будет выкорчеван из Вселенной». И это имеет в виду Писание, говоря: «И Его именем клянись». Т.е. только в Его существование верь и только к Его существованию относись как к подлинной реальности, которой возможно клясться.

И сказано в начале трактата Тмура (3б): «Откуда мы видим, что тот, кто клянется, выполняет заповедь Торы? Из стиха: “И Его Именем клянись”».

8-я заповедь — повеление уподобиться Ему, да будет Он благословен, в меру наших возможностей. И об этом Его слова: «И будешь ходить Его путями» (Дварим 28:9). И Он удвоил это повеление, сказав: «Ходить всеми Его путями» (там же 11:22). И это объясняется в Сифри (там же): «Как Святой, благословен Он, милует — и ты милуй. Святой, благословен Он, милосерден, так и ты будь милосердным. Святой, благословен Он, праведен — и ты будь праведным. Святой, благословен Он, благочестив — и ты будь благочестивым». И еще это повеление выражено другими словами: «За Ашемом, своим Б-гом, следуйте» (там же 13:5). И разъясняется (Сота 14а), что и в этом стихе имеется в виду — следовать Его добрым делам и перенимать те свойства, которыми описывается Б-г, да будет Он превознесен, через образные уподобления, ибо Он бесконечно превознесен над всем, что можно о Нем сказать.

9-я заповедь — повеление освящать Имя Б-га. И об этом Его речение: «Чтобы Я освятился среди сынов Израиля» (Ваикра 22:32). И эта заповедь повелевает нам открыто следовать нашей истинной вере, не страшась никакого ущерба от врагов; и даже если придет тиранический властитель и потребует от нас отказаться от Него, да будет Он превознесен, мы должны решительно, не подчиняясь ему, пожертвовать своей жизнью. И нельзя дать им подумать, что мы отвергли Его, даже продолжая в глубине души верить в Него, да будет Он превознесен. И эта заповедь освящения Имени Б-га, выполнять которую обязаны все сыны Израиля, заключается в том, чтобы пожертвовать своей жизнью перед лицом тирана за свою любовь к Ашему, да будет Он превознесен, и за свою веру в то, что только Он — Б-г. Так поступили Хананья, Мишаэль и Азарья в дни злодея Невухаднецара, который принуждал их поклониться золотому изваянию. И поклонились ему все народы, и среди них — евреи, и не было никого, кто освятил бы Имя Небес. И был большой позор для Израиля, что все упустили эту заповедь, и не было ни одного, кто ее исполнил, но все были объяты страхом (см. Даниэль 3). И эта заповедь относится именно к такому случаю, когда в великом скоплении людей все страшатся. В такой момент еврей обязан показать, что только Ашем — Б-г и во всеуслышание выразить свою веру.

И Ашемом было обещано через пророка Йешаю (гл. 29), что то великое скопление народов не обернется полным позором для Израиля, и останутся среди евреев в тот тяжелый час юноши, не боящиеся смерти. И они пожертвуют своими жизнями, и заявят о своей вере, и утвердят ее, и публично освятят Имя Б-га, как Он, да будет Он превознесен, повелел нам через нашего учителя Моше. И об этом Его слова: «Теперь не будет опозорен Яаков, и не побледнеет теперь его лицо, когда увидят в своей среде сыновей…освящающих Мое Имя» (Йешая 29:22-23).

И сказано в Сифре (Эмор 9:5-6): «На том условии Я вывел вас из земли египетской, что вы будете открыто освящать Мое Имя». И в трактате Санхедрин (74б) сказано: «Заповедовано ли сынам Ноаха (т.е. неевреям) освящать Имя Б-га или нет? Послушай: Ведь сказано: “Семь заповедей дано сынам Ноаха”. А с освящением Имени получилось бы восемь».

Итак, ясно, что это повеление включено в перечень заповедей, обязательных только для Израиля. И доказательство этому приводится из стиха: «Чтобы Я освятился среди сынов Израиля» (т.е. именно среди сынов Израиля). А законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в седьмой главе трактата Санхедрин (74а-б).

10-я заповедь — повеление ежедневно читать Шма (Слушай, Израиль…) — вечером и утром. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И произноси их (эти слова)… ложась и вставая» (Дварим 6:7). А законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Брахот (гл.1-3). И там (21а) объяснено, что чтение Шма заповедовано самой Торой.

И сказано в Тосефте (Брахот, гл.3): «Как Тора установила определенное время для чтения Шма, так мудрецы установили определенное время для молитвы». Здесь имеется в виду, что хотя время молитв установлено не Торой, но сама заповедь молитв — из Торы, как мы показали (см. Д 5), а мудрецы лишь установили для них определенные сроки. И об этом они сказали (Брахот 26а): «Молитвы установлены в соответствии с постоянными жертвоприношениями», — т.е. установленные ими часы молитв соответствуют часам постоянных жертвоприношений в Храме.

Женщины не обязаны выполнять эту заповедь.

Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Заповедь «арбаа миним» («четыре вида растений»). Она призывает нас улучшить наши отношения с окружающими. Читать дальше