Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
1-я заповедь — повеление верить в Б-га. Верить, что есть Первопричина, приводящая в действие все сущее.

1-я заповедь — повеление верить в Б-га. Верить, что есть Первопричина, приводящая в действие все сущее. И об этом Его речение, да будет Он благословен: «Я — Ашем, твой Б-г» (Шмот 20:2). И в конце трактата Макот (23б-24а) сказано: «613 заповедей сообщены Моше на Синае. Из какого стиха мы это учим? Из стиха “Тору заповедал нам Моше” (Дварим 33:4) — т.е. мы выучили это из числового значения слова “Тора”. И возражают на это, говоря: “Но ведь числовое значение слова “Тора” — лишь 611?” И объясняется там: “Еще две заповеди — “Я — Ашем, твой Б-г” и “Да не будет у тебя других богов” (Шмот 20:3) — они слышали прямо из уст Всемогущего (а не через Моше)”. И отсюда ясно, что “Я — Ашем, твой Б-г” — это одна из 613 заповедей, и в ней заповедована нам сама вера в Б-га, как мы разъяснили.

2-я заповедь — повеление верить, что только Он — Б-г. Верить, что Первопричина, приводящая в действие все сущее, — одна. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Слушай, Израиль: Ашем — наш Б-г, Ашем — один” (Дварим 6:4). И во многих мидрашах находим Его слова: “ради единства Моего Имени”, “ради Моего единства” и много, подобных им. И в этих высказываниях имеется в виду, что Он вывел нас из рабства и вершил для нас милосердие и благо именно ради того, чтобы утвердилось в нашем сознании, что Он — един, как нам и заповедовано верить. И множество Его речений свидетельствуют о Его единстве. И эта заповедь называется также Мальхут шамаим (Царство Небесное) — по выражению мудрецов (Брахот 13а): “Чтобы принять на себя ярмо Царства Небесного”, т.е. признать Его единство и верить в него.

3-я заповедь — повеление любить Его, да будет Он превознесен. Т.е., размышляя над Его заповедями, Его речениями и Его деяниями и вдумываясь в них, постигать Его и наслаждаться этим постижением. Это высшее наслаждение и есть любовь, которая нам заповедована. Ведь говорится в Сифри (Ваэтханан): “Поскольку сказано: “И люби Ашема, своего Б-га” (Дварим 6:5), а я не знаю, как любить Всевышнего, то Тора объясняет: “И будут эти слова, которые Я заповедую тебе сегодня, на твоем сердце” (там же 6:6). Таким образом ты познаешь Творца Вселенной. И уже указано, что размышление приведет тебя к верному постижению и наслаждению, — и любовь придет непременно.

И сказано было нашими мудрецами, что в эту заповедь включена и обязанность призывать и приводить всех людей к служению Ему, да будет Он превознесен, и к вере в Него. Ведь, когда ты любишь какого-нибудь человека, ты все время думаешь о нем, расхваливаешь его и желаешь, чтобы все полюбили его. И подобно этому, если ты действительно полюбишь Б-га — по мере того, как ты будешь познавать Его истинность, — ты, без сомнения, будешь призывать и добиваться, чтобы отступники и невежды также познали истину, которая известна тебе. И говорится в Сифри (там же): “И люби Ашема” — передавай свою любовь к Нему людям, подобно твоему отцу Аврааму, как сказано (Берешит 12:5): “И души, которые они создали в Харане” (т.е. люди, которых Авраам и Сара привели к служению Ашему — как бы заново “создали” их души). И как Авраам в силу своей любви к Ашему, о которой свидетельствует Писание: “Авраам, любящий Меня” (Йешая 41:8), приводил людей к вере — в силу любви, соответствующей его великому постижению, — так и ты полюби Его настолько, что сам будешь привлекать к Нему людей.

4-я заповедь — повеление трепетать перед Ним, да будет Он превознесен, и бояться Его. Чтобы не уподобиться отступникам, направляемым своими сердцами поступать наперекор, но постоянно трепетать перед Его наказанием. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Перед Ашемом, своим Б-гом, трепещи” (Дварим 6:13).

И это повелевающая заповедь, как видно из дискуссии по поводу стиха “И хулящий Имя Ашема будет предан смерти” (Ваикра 24:16), приведенной в трактате Санхедрин (56а). Там высказано предположение: “Может быть, предается смерти даже тот, кто просто произнес сокровенное Имя Б-га? Ведь написано в другом стихе (Бемидбар 1:17): “И собрали Моше и Аарон мужей, названных по именам” (и в том, и другом стихе употреблен глагол cuebk, который может быть переведен и как “хулить”, и как “называть по имени”. Т.е. стих в Ваикра может быть понят и так: “И произносящий Имя Ашема будет предан смерти”). А предостережением против этого греха в таком случае служит стих: “Перед Ашемом, своим Б-гом, трепещи”. Т.е., возможно, смерти подлежит и тот, кто напрасно произнес Имя Б-га, даже не проклиная Его. А к тому, кто возразит: “Разве это грех?!”, обращен стих “Перед Ашемом, своим Б-гом, трепещи”, поясняющий, что такой человек отбросил страх перед Б-гом, ибо трепещущий перед Ашемом не произнесет Его Имени понапрасну.

Однако приведенное предположение отвергается там силою двух следующих аргументов: “Во-первых, согласно Мишне, чтобы “заслужить” смерть, хулитель должен проклясть сокровенное Имя Ашема каким-либо другим из Его Имен, а не только произнести его. А во-вторых, стих “Перед Ашемом, своим Б-гом, трепещи” — не предостережение, а повелевающая заповедь”.

Отсюда ясно, что “Перед Ашемом, своим Б-гом, трепещи” — одна из повелевающих заповедей Торы.

5-я заповедь — повеление служить Ему, да будет Он превознесен. И это повеление повторено многократно. Сказано: “И служите Ашему, своему Б-гу” (Шмот 23:25). И сказано: “И Ему служите” (Дварим 13:5). И сказано: “И Ему служи” (там же 6:13). И сказано: “И служить Ему всем своим сердцем и всей своей душой” (там же 11:13). И, несмотря на то, что это повеление слишком общо и включает в себя все заповеди Торы, здесь имеется в виду его конкретное проявление — заповедь молитвы. И сказано в Сифри: “И служить Ему” — это молитва”; и еще говорится: “И служить Ему” — это изучение Торы”. И в Мишне приводятся слова раби Элиэзера, сына раби Йоси Аглили: “Откуда мы знаем, что обязанность молиться — это одна из заповедей? Из стиха: “Перед Ашемом, своим Б-гом, трепещи и Ему служи” (Дварим 6:13)”. И сказано (Мидраш агадоль, Реэ): “Служите Ему Его Торой, служите Ему в Его Храме”. Т.е. приходите молиться в Храм или молитесь, обратясь лицом к месту Храма, как объяснил царь Шломо, да пребудет на нем мир (См. I Мелахим 8:30-53).

6-я заповедь — повеление “прилепитьсяк мудрецам Торы, и присоединиться к ним, и стремиться быть в местах их собраний, и объединяться с ними всеми возможными способами — и есть с ними, и пить с ними, и вести дела с ними, — чтобы следовать их поступкам и научиться из их речей верному пониманию вещей. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И к Нему прилепись” (Дварим 10:20). И еще раз повторено это повеление в речении: “И прилепиться к Нему” (там же 11:22).

И объяснено в Сифри: “И прилепиться к Нему” — значит “прилепиться” к мудрецам и к их ученикам». И то, что человек обязан взять в жены дочь знатока Торы, и выдать свою дочь замуж за знатока Торы, и давать пропитание знатокам Торы, и вести дела со знатоками Торы, также доказывается из стиха «И к Нему прилепись». Сказано (Ктубот 111б): «Разве может человек “прилепиться” к Б-гу?! Ведь написано: “Ашем, твой Б-г, — Он огонь пожирающий” (Дварим 4:24)! Но каждый, кто берет в жены дочь знатока Торы и выдает свою дочь за знатока Торы, и поддерживает его своим имуществом, как бы “прилепляется” этим к Б-гу».

7-я заповедь — повеление давать клятву Его Именем, да будет Он превознесен, когда необходимо подтвердить истинность своих слов или опровергнуть слова другого, ибо этим возвеличивается Его Имя, да будет Он превознесен, и в этом выражается Его слава и превосходство. И об этом Его речение: «И Его Именем клянись» (Дварим 6:13;10:20). И, разъясняя это, говорили наши мудрецы (Швуот 35б): «Тора сказала: “Его Именем клянись” и Тора сказала: “Не клянитесь Моим Именем!” (Ваикра 19:12)» Имеется в виду, что Тора как предостерегает от напрасной клятвы — и это заповедь «не делай» (НД 62), так и повелевает давать клятву в минуту необходимости, и это заповедь «делай».

И поэтому не разрешено клясться одним из Его созданий, например, именами ангелов или небесных тел. Но допускается клятва, в которой как бы упущено Его Имя. Например, человек клянется: «Это верно, как то, что существует Солнце», но имеет в виду: «Это верно, как существование Б-га, сотворившего Солнце». И подобным же образом клянется наш народ именем нашего учителя Моше, гордясь им, но подразумевает клянущийся: «Б-гом Моше», «Тем, Кто послал Моше». Но если клянущийся не имеет этого в виду, а клянется одним из Его созданий, исходя из представления, что оно само по себе обладает подлинным существованием — до такой степени, что его реальностью можно клясться, — такой человек грешит, уравнивая сотворенное с Именем Небес. И о таком человеке сказано (Санхедрин 63а): «Каждый, кто уравнивает сотворенное с Именем Небес, будет выкорчеван из Вселенной». И это имеет в виду Писание, говоря: «И Его именем клянись». Т.е. только в Его существование верь и только к Его существованию относись как к подлинной реальности, которой возможно клясться.

И сказано в начале трактата Тмура (3б): «Откуда мы видим, что тот, кто клянется, выполняет заповедь Торы? Из стиха: “И Его Именем клянись”».

8-я заповедь — повеление уподобиться Ему, да будет Он благословен, в меру наших возможностей. И об этом Его слова: «И будешь ходить Его путями» (Дварим 28:9). И Он удвоил это повеление, сказав: «Ходить всеми Его путями» (там же 11:22). И это объясняется в Сифри (там же): «Как Святой, благословен Он, милует — и ты милуй. Святой, благословен Он, милосерден, так и ты будь милосердным. Святой, благословен Он, праведен — и ты будь праведным. Святой, благословен Он, благочестив — и ты будь благочестивым». И еще это повеление выражено другими словами: «За Ашемом, своим Б-гом, следуйте» (там же 13:5). И разъясняется (Сота 14а), что и в этом стихе имеется в виду — следовать Его добрым делам и перенимать те свойства, которыми описывается Б-г, да будет Он превознесен, через образные уподобления, ибо Он бесконечно превознесен над всем, что можно о Нем сказать.

9-я заповедь — повеление освящать Имя Б-га. И об этом Его речение: «Чтобы Я освятился среди сынов Израиля» (Ваикра 22:32). И эта заповедь повелевает нам открыто следовать нашей истинной вере, не страшась никакого ущерба от врагов; и даже если придет тиранический властитель и потребует от нас отказаться от Него, да будет Он превознесен, мы должны решительно, не подчиняясь ему, пожертвовать своей жизнью. И нельзя дать им подумать, что мы отвергли Его, даже продолжая в глубине души верить в Него, да будет Он превознесен. И эта заповедь освящения Имени Б-га, выполнять которую обязаны все сыны Израиля, заключается в том, чтобы пожертвовать своей жизнью перед лицом тирана за свою любовь к Ашему, да будет Он превознесен, и за свою веру в то, что только Он — Б-г. Так поступили Хананья, Мишаэль и Азарья в дни злодея Невухаднецара, который принуждал их поклониться золотому изваянию. И поклонились ему все народы, и среди них — евреи, и не было никого, кто освятил бы Имя Небес. И был большой позор для Израиля, что все упустили эту заповедь, и не было ни одного, кто ее исполнил, но все были объяты страхом (см. Даниэль 3). И эта заповедь относится именно к такому случаю, когда в великом скоплении людей все страшатся. В такой момент еврей обязан показать, что только Ашем — Б-г и во всеуслышание выразить свою веру.

И Ашемом было обещано через пророка Йешаю (гл. 29), что то великое скопление народов не обернется полным позором для Израиля, и останутся среди евреев в тот тяжелый час юноши, не боящиеся смерти. И они пожертвуют своими жизнями, и заявят о своей вере, и утвердят ее, и публично освятят Имя Б-га, как Он, да будет Он превознесен, повелел нам через нашего учителя Моше. И об этом Его слова: «Теперь не будет опозорен Яаков, и не побледнеет теперь его лицо, когда увидят в своей среде сыновей…освящающих Мое Имя» (Йешая 29:22-23).

И сказано в Сифре (Эмор 9:5-6): «На том условии Я вывел вас из земли египетской, что вы будете открыто освящать Мое Имя». И в трактате Санхедрин (74б) сказано: «Заповедовано ли сынам Ноаха (т.е. неевреям) освящать Имя Б-га или нет? Послушай: Ведь сказано: “Семь заповедей дано сынам Ноаха”. А с освящением Имени получилось бы восемь».

Итак, ясно, что это повеление включено в перечень заповедей, обязательных только для Израиля. И доказательство этому приводится из стиха: «Чтобы Я освятился среди сынов Израиля» (т.е. именно среди сынов Израиля). А законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в седьмой главе трактата Санхедрин (74а-б).

10-я заповедь — повеление ежедневно читать Шма (Слушай, Израиль…) — вечером и утром. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И произноси их (эти слова)… ложась и вставая» (Дварим 6:7). А законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Брахот (гл.1-3). И там (21а) объяснено, что чтение Шма заповедовано самой Торой.

И сказано в Тосефте (Брахот, гл.3): «Как Тора установила определенное время для чтения Шма, так мудрецы установили определенное время для молитвы». Здесь имеется в виду, что хотя время молитв установлено не Торой, но сама заповедь молитв — из Торы, как мы показали (см. Д 5), а мудрецы лишь установили для них определенные сроки. И об этом они сказали (Брахот 26а): «Молитвы установлены в соответствии с постоянными жертвоприношениями», — т.е. установленные ими часы молитв соответствуют часам постоянных жертвоприношений в Храме.

Женщины не обязаны выполнять эту заповедь.

Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Эта глава начинается с заповеди жертвовать половину шекеля. Примечательно,что эту главу часто читают перед Пуримом, и как раз перед Пуримом и выполняется данная заповедь. Другая половина главы посвящена описанию греха золотого тельца и тому Великому прощению, которое оказал нам Творец. Читать дальше

Недельная глава Ки Тиса

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

«Ки тиса» («Когда будешь вести счет»). ДОЛГО ЛИ УСИДИШЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.

Ки Тиса. вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе

Золотой телец

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Почему Аарон выбрал фигуру тельца?