Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Если вера — это чувство, можно ли приказать чувству? Разве можно человеку приказать любить?

Обычно спор между человеком религиозным и нерелигиозным кончается примерно таким замечанием неверующего собеседника: «Все это очень интересно, иногда даже трогательно, но проблема в том, что ты веришь, а я нет». Мне кажется, что этот ответ содержит ошибку, которая происходит от незнания предмета. Попытаемся выяснить, в чем она заключается. По-видимому, люди по-разному понимают, что такое вера. Некоторые считают, что вера — это чувство. Это, безусловно, христианское понимание веры. Приведу, к примеру, высказывание одного из отцов христианской церкви: «Верю, потому что абсурдно». То-есть то, что можно понять, не нуждается в слепой вере. Представьте себе двух археологов. Один из них объездил весь Ближний Восток и нашел множество доказательств историям, описанным в Евангелии. Однако это не оказало никакого влияния на его мировоззрение. Другой археолог, будучи и раньше уверен в том, что у Библии нет никакой исторической основы, не нашел ничего нового. Но его захватила возвышенная идея об Отце, пославшем на смерть своего сына, и вызвала наплыв религиозных чувств. Кто же из них христианин? Конечно, второй археолог. Он верит в идею, «потому что она абсурдна», ему не требуется доказательств, ведь вера — это чувство.

Второе определение обычно сводится к тому, что вера — это система убеждений, кредо. Что такое кредо? Один говорит: «Я верю, все люди должны быть равны! Это мое кредо».Человек верит, что существует абстрактная идея: все люди равны. Доказать это невозможно. Научными методами нельзя доказать вещи, находящиеся вне объективной реальности. Поэтому обычно человек выбирает кредо, соответствующее его душевному складу. Одни предпочитают религию, другие — различные гуманистические идеи типа либерализма, социализма и так далее.

Таковы принятые в повседневной жизни определения веры. Проблема в том, имеет ли отношение к этим определениям еврейская вера или то, что на иврите называется э м у н а. В качестве примера приведу высказывание одного из крупнейших еврейских мыслителей — Рамбама: “Первая заповедь — верить в то, что существует причина всех причин”. Ни одно из вышеприведенных определений к этому неприложимо.

Если вера — это чувство, можно ли приказать чувству? Разве можно человеку приказать любить? Либо я люблю либо нет. Либо я верю либо не верю. С другой стороны, допустим, что вера — это убеждение. Однако и убеждения трудно навязывать людям, отвергающим какую-либо идею. В книге, Мишнэ Тора» Рамбам говорит о том же несколько иначе: «Основа основ, фундаментальный принцип мудрости — знание того, что есть Тот, Кто существует предвечно, и Он — первопричина всего сущего». Я считаю, что это революционное определение. Ведь вместо «верить» Рамбам говорит «знать». То есть религиозный еврей должен знать, должен быть абсолютно уверен в том, что Б-г существует и что Он дал народу Тору.

Итак, иудаизм трактует вопрос существования Б-га и Б-жественности Торы как вопрос Знания. Но что же тогда такое вера? Приведу определение раби Авраама Ишайи Крелеца, известного более под именем Хазон Иш, из его книги «Вера и упование»: «Вера — это тончайшее движение души. Когда человек тонкого душевного склада пребывает в состоянии покоя и не испытывает жажды, вызываемой страстями, и глаз его очарован видением небесных высот и глубин земли, он взволнован и ошеломлен, ибо мир, простирающийся перед ним, подобен неразрешимой загадке, таинственной и чудесной. Эта загадка овладевает сердцем человека и его разумом, он как бы лишается чувств, и в нем ослабевает дух жизни. Все его помыслы и устремления направлены к одному, к этой загадке, душа его разгадки жаждет, и готов он ради этого идти в огонь и в воду, ибо что ему жизнь, если она закрыта непроницаемой завесой. Душа его скорбит и жаждет постичь тайну и первооснову. Но врата постижения заперты».

Это — еврейское определение веры. Говорит Хазон Иш: «Вера — это тончайшее движение души» — иными словами, вера — это качество души. Вера — не убеждение и не чувство. Тот, у кого это качество есть, верит. У кого нет — не верит.

Осталось определить, что это качество означает. Если мы внимательно прочтем высказывание Хазон Иша, то увидим, по крайней мере, пять качеств, определяющих веру. Первое качество, как мы видим, это способность человека находиться в состоянии покоя. Более того, это способность не только пребывать в покое, но и наслаждаться им. Для чего она нужна? Вместо объяснения приведу конкретный пример. Как-то я приехал отдохнуть в Эйн-Геди, красивейший заповедник на берегу Мертвого моря. Около меня остановилась машина, из нее вышли родители с ребенком и собачкой. Первое, что они сделали — достали из машины портативный телевизор и включили его. Даже оказавшись на лоне природы, люди не в состоянии остаться с ней наедине. Такие люди не умеют наслаждаться покоем. Если такого человека оставить в одиночестве, ему будет скучно, а может быть, и страшно. Он никогда не испытает того, о чем пишет Хазон Иш: «…и глаз его очарован видением небесных высот и глубин земли…»

Второе условие Хазон Иша: не испытывать жажды, вызываемой страстями. Это означает способность владеть собой. Если человек не может властвовать собой, не может совладать со своими инстинктами, он не будет объективным. Ведь в любом поиске, будь то в научной или бытовой сфере, человек движим интересом. Даже просматривая газету* он прежде всего останавливается на материалах, темы которых его привлекают заранее. А интерес порождается желанием. Если человек не умеет сдерживать желания доводами разума, это ему помешает в поисках истины. Такой человек может сохранять объективность, решая мало его волнующие теоретические задачи, но в жизненно важных вопросах он незаметно и независимо от себя начинает подтасовывать доводы «за» и «против». То, что соответствует его желанию, кажется ему чуточку более убедительным, а то, что не соответствует, — чуть менее. Поэтому, когда возникает вопрос, есть ли Б-г, понятно, что от решения этого вопроса зависит образ,жизни. Ясно, что если человек решит для себя этот вопрос положительно, ему придется многое изменить в повседневной жизни. Если он действительно владеет собой, управляет своими инстинктами, он сможет подойти к этому объективно.

О третьем качестве души Хазон Иш говорит так: «…и глаз его очарован видением небесных высот и глубин земли, он взволнован и ошеломлен…» Почему? «…Ибо мир, простирающийся перед ним, подобен неразрешимой загадке, таинственной и чудесной». Здесь имеется в виду простое человеческое качество: способность удивляться, любознательность. Опять приведу пример. Я почти каждое утро прохожу мимо иерусалимской больницы «Бикур холим», около которой растут два больших дерева. Летом их никто не замечает, зато зимой каждый пробегает под этими деревьями как можно быстрее, потому что их облепляют десятки тысяч перелетных птиц. Потом они летят дальше. Большая часть прохожих озабочены только одним: как бы не запачкаться. Но человек с пытливым умом остановится ошеломленный, потому что он видит перед собой одну из величайших загадок природы: как птицы из года в год после тысячекилометрового перелета находят именно эти деревья? Такой человек, видя «небесные высоты и глубины земли», невольно задаст себе вопрос: как возник такой сложный и гармоничный мир? Только способный удивляться может почувствовать, что мир — это загадка.

Четвертое качество: «Эта загадка овладевает сердцем человека и его разумом, и он как бы лишается чувств, и в нем ослабевает дух жизни. Все его помыслы и устремления направлены к одному, к этой загадке, душа его разгадки жаждет». Ясно, что Хазон Иш говорит здесь о целеустремленности. Для чего она нужна? Помню однажды на свадьбе я встретился с приятелем, и мы заговорили о вере, о иудаизме. Он очень заинтересовался и сказал, что хочет продолжить разговор. Я спросил — когда. Он ответил, что через две недели у него экзамены, после каникулы, потом военные сборы. «Позвони мне эдак месяца через три…» — сказал он.

Случай этот говорит о том, что недостаточно задать себе важный вопрос. Нецелеустремленный человек, даже задав себе такой вопрос, часто отказывается от мысли искать на него правильный ответ.

И наконец, пятое качество: «…и готов он ради этого идти в огонь и в воду, ибо что ему жизнь, если она закрыта непроницаемой завесой. Душа его скорбит и жаждет постичь тайну и первооснову. Но врата постижения заперты». Здесь речь идет о самоотверженности…

Как-то раз у нас собрались сотрудники жены. Начальник лаборатории, где она работала, внезапно плохо себя почувствовал. Его жена рассказала, что пять лет назад они были на пикнике и там увидели незнакомое дерево. Он решил попробовать его плоды, чтобы выяснить, ядовиты они или нет. На следующий день он заболел и провел весь день в постели. За день до того, как они пришли к нам в гости, они снова были на пикнике в том же самом месте,и жена сказала ему: «Посмотри, это то самое дерево, плодами которого ты отравился». Профессор подошел к дереву, сорвал плод и съел. Его спросили, зачем он это делает. Он ответил, что в прошлый раз у него не было уверенности, что отравление было вызвано этим плодом.

Мнения гостей по поводу поведения профессора разделились. Одни считали его чудаком, другие — настоящим ученым. В любом случае он безусловно обладал качеством самоотверженности, самоотверженности в поиске. Быть готовым посвятить всю жизнь поискам истины — этого требует Хазон Иш.

Теперь мы можем подвести итог. Что такое вера в определении Хазон Иша? Это качество человека, позволяющее ему искать истину. Понятно, что верующий человек, может не знать истины. Сегодня он ищет истину в йоге, в медитации, — где угодно, но такой человек ищет. Такой человек по еврейскому определению является верующим. Может быть по-другому. Человек религиозный, знающий истину в силу воспитания, например от родителей, но лишенный вышеприведенных качеств, не может верить.

Не исключена еще одна ситуация. Как заканчивает Хазон Иш? «Но врата постижения заперты». То-есть врата постижения могут быть заперты иногда десятки лет, человек ищет истину и не находит ее.

Но допустим, что человек ее нашел логикой, силой разума. Такая вера не всегда приводит к действию. Люди иногда понимают умом, но не действуют в соответствии со своими знаниями. Самый лучший пример — курение. Все знают, что курить вредно, но… продолжают курить. Знания того, что есть Б-г и есть Тора, недостаточно, чтобы заставить человека жить по еврейскому закону. Что для этого нужно? Говорит Тора: «Познай сегодня и пусть войдет в твое сердце, что Всевышний — Б-г» Сухое, логическое, рациональное знание нужно внедрить в сердце, перевести в область эмоций, чтобы человек стал действовать.

Теперь мы можем понять, почему вера по-еврейски называется э м у н а, почему это слово одного корня со словом неэман, верный. Эмуна — это качество, которое позволяет человеку быть верным своим убеждениям. Возникает еще один вопрос: каким образом «внедрить» знание в сердце, как его перевести из области разума в область чувств. Подробный ответ потребует отдельной большой статьи. Поэтому сформулируем его предельно.кратко. В первую очередь, необходим непосредственный контакт, то-есть молитва. Второе — это выполнение заповедей. Если человек начинает исполнять заповеди, то постепенно понимаемое только рассудком действие «обрастает» чувством, способным вести человека за собой. То-есть веры можно достигнуть только постоянной тренировкой действием. Вот тогда, как говорит Тора, знание войдет в сердце.

с разрешения издательства Швут Ами

 

Читайте: тема Вера и Знание в иудаизме