Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек не должен проявлять жестокость, отказываясь простить обидчика. Cледует быть отходчивым и негневливым. И когда виновный просит у обиженного им прощения, тому следует простить его от всего сердца и от всей души»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 2, 10
Распространённое среди светской публики мнение, - что к вере в Б-га приходят люди, которым не везёт в жизни, - содержит в себе долю правды...

Этот вопрос, как правило, задают обеспокоенные родственники и друзья начинающих баалей тшува: «Зачем ЭТО такому [умному/ рассудительному/ обаятельному/ жизнерадостному/ преуспевающему] человеку?». Распространённое среди светской публики мнение, — что к вере в Б-га приходят люди, которым не везёт в жизни, — содержит в себе долю правды. Люди, пережившие несчастье, больше склонны искать смысл в происходящем, да и вообще в жизни. Некоторые из них, оглядываясь назад, уверенно говорят, что Вс-вышний послал им невзгоды именно для того, чтобы пробудить от духовной спячки. А что же со всеми преуспевающими, занятыми, наслаждающимися жизнью людьми, которые, казалось бы, прекрасно обходятся без Вс-вышнего? У большинства из них просто нет времени побыть наедине с собой и задуматься о смысле своего существования. Их жизнь слишком заполнена работой, встречами, развлечениями и непрерывным потоком информации, намного бóльшим, чем мозг может переработать. Но есть и среди них такие, которые задумываются и приходят-таки к выводам…

Чтобы корректно ответить на этот вопрос и убрать из него лишние эмоции, разделим его на 2 аспекта:

  1. Почему мы верим в Б-га?
  2. Как вера влияет на жизнь верующего?
  1. На вопрос «Почему ты веришь в Б-га» верующий ответит очень просто: потому что Он есть! Теперь объясним.

У нашего народа есть несколько названий, отражающих его различные качества. Одно из них — «иври» (еврей). Так был назван наш родоначальник праотец Авраам. Чем он отличался от своих великих предков — Ноаха, Шема и Эвера, которые несли людям знание о Б-ге, полученное напрямую от Первого человека — Адама? В начале своего жизненного пути Авраам не был знаком с этими праведниками и их традицией. Он вырос вдали от человеческого общества и, начав исследовать мир самостоятельно, увидел мудрость и гармонию, которая царит в его устройстве. И пришёл к выводу, что у мира есть Творец и Хозяин. А увидев человечество, погрязшее в идолопоклонстве, смог один против всех, рискуя жизнью, отстаивать свою идею. Поэтому он был назван «иври» — перешедший на другую сторону. Во всех нас — его потомках — заложено стремление к познанию истины и способность, если нужно, отстаивать её, идя против течения. Слово «йеуди» происходит от имени Йеуды, родоначальника одного из 12 колен Израиля. Это имя можно перевести как «признающий Б-га». Йеуда отличился своей способностью открыто признавать истину, даже если она невыгодна и нелицеприятна.

Человек, ищущий правду, а не комфорт и престиж, готов, если надо, пересмотреть свои мировоззренческие аксиомы и изменить свой жизненный путь.

Понятие о том, что есть Творец мира и что именно Он дал нам Тору, относится не столько к вере, сколько к знанию и пониманию. Чистая вера начинается там, где нет возможности проверить информацию. В этом случае остаётся полагаться на надёжность её источника.

Приведу пример. У каждого еврея есть обязанность верить, что все слова Пророков верны. Часть пророчеств уже исполнилась. И хотя мы по-прежнему обязаны в них верить, для этого не надо напрягаться, — достаточно только знать историю. Например, пророчества о Катастрофе европейского еврейства, которые можно найти в ТаНаХе и Талмуде, исполнились с ошеломляющей точностью.

(Тот, кто заинтересуется, может задать конкретные вопросы)

А пророчества, которые ещё не исполнились? Мы не можем проверить будущее, поэтому остаётся только верить, что как исполнились те, так исполнятся и эти.

  1. Перейдём ко второму вопросу. Как вера влияет на жизнь человека, или чем жизнь верующего лучше жизни неверующего?

Жизнь верующего человека имеет смысл и цель. Он живёт ради чего-то большего, чем он сам, — то, чего так не хватает людям, особенно молодым, в нашу «постидеологическую» эпоху.

По-настоящему верующий человек, активно строящий свою личность и стремящийся к нравственному совершенству, получает огромное духовное наслаждение. Это наслаждение больше, чем все физические, эстетические и даже интеллектуальные вместе взятые.

Верующий человек знает, что не он сам управляет миром и что всё, что с ним происходит, — для пользы его души. Такой бизнесмен, например, не будет завидовать чужому успеху, стремиться к выигрышу любой ценой, «убирать» конкурентов, злиться, нервничать, вредить своему здоровью и доброму имени. Он будет делать то, что положено в данной ситуации по законам Вс-вышнего, и попросит Его устроить всё как можно лучше для всех.

Тот, кто хоть раз искренне молился и получил ответ на свою просьбу (а это случается на каждом шагу, — есть много свидетельств даже о выздоровлении безнадёжных больных и других чудесах), знает, какое это необыкновенное чувство, — что у тебя есть любящий Отец и твоя жизнь в надёжных руках.

Вс-вышний ждёт наших просьб. Он хочет, чтобы мы доверились Ему, переложили на Него свои заботы и признали, что в Его силах сделать всё. Все блага мира в Его руке и готовы просыпаться на нас, — но только когда мы готовы их принять и использовать по назначению.

И, наконец, «свято место пусто не бывает». Неверующих людей нет по определению, и если человек отрицает Вс-вышнего, он верит во что-то другое: в своё происхождение от обезьяны, в инопланетян, в науку, в «красоту, которая спасёт мир», в деньги, в демократию, в гуманизм, в других людей (которые постоянно подводят), в самого себя (который тоже не совсем надёжен)… Или в то, что «абсолютную истину никто знать не может, а поэтому пусть каждый делает то, что ему кажется правильным, лишь бы не мешал другим жить, как им хочется». При этом «абсолютную истинность» этого утверждения люди готовы отстаивать с пеной у рта.

Подавляющее большинство таких «атеистов» не может дать логическое обоснование своим убеждением. Иными словами, эти убеждения основаны на слепой, наивной вере. Так уж если мы всё равно во что-то верим, не лучше ли верить в то, что логично, объяснимо и подтверждено трёхтысячелетней традицией, в то, что может быть, действительно правильно?

Все вышесказанное не может быть причиной веры в Творца, если Вы ищете чистую ПРАВДУ. Это было приведено только для того, чтобы человек, который стоит на перепутье и боится, что он что-то потеряет, если пойдёт по пути Торы, знал, что он приобретёт несравненно больше.