Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Краткое изложение заповедей: формулировка, кто обязан соблюдать, обоснование

11-я заповедь – повеление изучать Тору и обучать ей других, и это называется “талмуд-тора”. И об этом Его речение: “И обучай им (словам Торы) своих сыновей” (Дварим 6:7). И сказано в Сифри (Ваэтханан): “И обучай им своих сыновей” – т.е. учеников. И везде находим, что ученики зовутся “сыновьями”, как написано: “И вышли ученики пророков (дословно “сыны пророков”) к Элише” (II Мелахим 2:3)”. И там же (в Сифри) сказано: “И обучай им (дословно – “оттачивай”)” – чтобы слова Торы были “отточенными” в твоих устах, и, когда тебе зададут вопрос, ты мог бы, не запинаясь, сразу ответить”.

И это повеление повторено в Торе несколько раз: “Слушай, Израиль, эти уставы и законы, которые я произношу перед вами сегодня, и изучайте их...” (Дварим 5:1); “Собери народ... чтобы слушали они и чтобы учились” (там же 31:12) и др. И во многих местах Талмуда подчеркнуто особое значение этой заповеди, чтобы подстегнуть людей к ее выполнению.

Но женщины не обязаны выполнять ее, ведь сказано: “И научите им (словам Торы) своих сыновей” (там же 11:19). Сказано: “сыновей” – но не дочерей, как разъяснено в трактате Кидушин (36а).

12-я заповедь – повеление накладывать головной тфилин. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И будут они знаками между твоими глазами” (Дварим 6:8). И это повеление повторено в Торе четыре раза (Шмот 13:9,16; Дварим 6:8, 11:18).

13-я заповедь – повеление накладывать ручной тфилин. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И повяжи их знаком на свою руку” (Дварим 6:8). И это повеление тоже четырежды повторено в Торе.

А доказательством того, что головной и ручной тфилин – две самостоятельные заповеди, служат слова мудрецов, приведенные в трактате Менахот (44а). Они отвергают мнение тех, кто считает, что головной и ручной тфилин накладывают только тогда, когда наличествуют оба тфилин. И об этом их слова: “Тот, кто не может выполнить две заповеди, неужели не выполнит и одну из них?!” Т.е. он должен выполнить ту заповедь из двух, какую возможно. И поэтому, если нет одного из тфилин, накладывают имеющийся. Отсюда ясно, что мудрецы считали головной и ручной тфилин двумя заповедями.

И женщины свободны от выполнения двух этих заповедей – ведь сказал Всевышний, объясняя смысл этих заповедей (Шмот 13:9): “И будет это знаком на твоей руке и напоминанием между твоими глазами, чтобы Тора Ашема была на твоих устах”, а женщины не обязаны изучать Тору. И так объяснено в Мехильте.

А все законы, связанные с выполнением этих двух заповедей, разъясняются в 4-ой главе трактата Менахот (31б и далее).

14-я заповедь – повеление делать цицит (кисти на концах четырехугольной одежды). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Скажи им, чтобы во всех поколениях они делали себе кисти (цицит) на краях своих одежд и вплетали в кисти на краю одежды нить из голубой шерсти (Бемидбар 15:38). Однако это не две самостоятельные заповеди, хотя у нас и существует принцип: “Допустимо сделать кисти только из белой шерсти или только из голубой” (Менахот 38а). Ведь так сказано в Сифри (Шлах): “Чтобы не подумали, будто это две отдельные заповеди – заповедь о голубых кистях и заповедь о белых кистях – Тора говорит (там же 15:39): “И будет она (голубая нить) в ваших кистях (т.е. составной частью ваших кистей)” – и это одна заповедь, а не две”.

И эту заповедь женщины тоже не обязаны выполнять, как разъяснено в начале трактата Кидушин (33б).

А все законы, связанные с выполнением этой заповеди, объясняются в 4-ой главе трактата Менахот (38а-44а).

15-ая заповедь – повеление о мезузе. И об этом Его речение: “И напиши их (слова Торы) на косяках своего дома и на своих воротах” (Дварим 6:9). И это повеление тоже повторено (там же 11:20). А все законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в 3-ей главе трактата Менахот (31б и далее).

16-ая заповедь – повеление собирать весь народ по истечении каждого субботнего года – во второй день праздника Суккот и читать перед ними некоторые разделы из Торы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “По прошествии семилетия, в назначенную пору... в праздник Шалашей (Суккот) читай эту Тору вслух перед всем Израилем... Собери народ, мужчин и женщин, и детей, и пришельца, который в твоих воротах, чтобы слушали они...” (Дварим 31:10-12) – такова заповедь “собирать народ”.

И в первой главе трактата Кидушин (34а), где приведено правило о том, что “женщины освобождены от всех заповедей “делай”, выполнение которых связано с определенным временем”, Талмуд задает вопрос: “Но ведь “собирать народ” тоже заповедь “делай”, связанная с определенным временем, – почему же она распространяется и на женщин?”. И в завершение исследования, приведенного там, Талмуд приходит к заключению: “Мы не можем делать окончательных выводов, только исходя из правил (т.к. из любого правила могут быть исключения; и заповедь “собирать народ” – как раз исключение из приведенного правила)”.

А законы, связанные с выполнением этой заповеди, – т.е., как созывать народ, и кто должен читать им Тору, и что именно читают, – все это разъяснено в 7-ой главе трактата Сота (41а).

17-ая заповедь – повеление, чтобы каждый еврейский царь при восшествии на престол написал для себя свиток Торы и не расставался бы с ним. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И когда воссядет он на престол своего царства, пусть напишет для себя список с этой Торы” (Дварим 17:18). А все законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены во второй главе трактата Санхедрин (21а).

18-я заповедь – повеление, чтобы у каждого мужчины был свой свиток Торы. И более всего достойно похвалы, если он напишет свиток своею рукою, и это предпочтительнее. Ведь сказали наши мудрецы (Менахот 30а): “Тот, кто сам написал свиток Торы, как будто получил ее с горы Синай”. А если он не может написать сам, то обязан купить или заказать, чтобы для него написали. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Напишите себе эту песню” (Дварим 31:19). А поскольку не разрешено записывать части Торы на отдельные свитки (См. Гитин 60а), то ясно, что Его воля, выраженная в словах “Напишите себе эту песню”, заключается в том, чтобы каждый “написал себе” всю Тору, включающую и “эту песню” (т.е. “песнь” Моше в разделе Аазину...Дварим 32:1-43).

И рассказывается в трактате Санхедрин (21б): “Сказал Рава: “Даже если родители оставили человеку свиток Торы, заповедь – написать для себя, как сказано: “Напишите себе эту песню”. И возражает ему Абайя: “Ведь сказано в мишне, что именно царь пишет для себя свиток Торы, чтобы он не чванился свитками своих предков. Царь, но не каждый человек”. И следует ответ: “Стих о царе говорит, что ему нужно написать два свитка Торы. Ведь учили в берайте: “Пусть напишет для себя список с этой Торы” – два свитка (слова “мишне атора” можно перевести и как “список со свитка Торы”, и как “два свитка Торы)”. Т.е. различие между царем и другими в том, что каждый человек обязан написать себе один свиток Торы, а царь – два свитка Торы, как объяснено во второй главе трактата Санхедрин (21б).

А законы, связанные с написанием Свитка Торы разъясняются в 3-ей главе трактата Менахот (29-34), в начале трактата Бава батра (13б-14б) и в трактате Шабат (133б).

19-я заповедь – повеление благодарить Его, да будет Он превознесен, после каждой трапезы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И ты будешь есть, и насытишься, и благословишь Ашема, своего Б-га” (Дварим 8:10). А в Тосефте (Брахот гл. 6) говорится: “Благословение после трапезы (биркат амазон) – заповедь из Торы, как сказано: ” И ты будешь есть, и насытишься, и благословишь Ашема, своего Б-га.”

А законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в нескольких местах трактата Брахот (листы 15-17, 20-21 и гл.6-8).

 

Двадцатая заповедь – повеление возвести Храм для служения, чтобы в нем совершались жертвоприношения и непрестанно горел на жертвеннике огонь, и чтобы люди приходили в Храм из года в год в праздники, как будет разъяснено (см. Д 27-29, 39, 46, 52-54, 83-85). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И пусть они сделают Мне Святилище, и Я буду пребывать среди них” (Шмот 25:8). И сказано в Сифри (Дварим 12:10): “Три заповеди должен выполнить народ Израиля в час, когда он поселится на Земле Израиля: поставить над собою царя (Д 173), возвести Храм и уничтожить потомков Амалека (Д 188)”. Отсюда видно, что возведение Храма – самостоятельная заповедь. И эта общая заповедь включает множество частностей, поскольку менора, стол для хлебов, жертвенник и т.д. – все это части Святилища, и все это вместе называется Храмом. И заповедь распространяется на каждую из этих частей.

Но сказано о жертвеннике: “Земляной жертвенник сделай Мне” (Шмот 20:24), и можно подумать, что этот стих – самостоятельная заповедь, не входящая в повеление о возведении Храма. Однако мы разъясним, что этот стих подразумевает следующее. Согласно его простому смыслу, он произнесен в период, когда разрешались жертвоприношения на высотах, и каждый мог возвести в любом месте жертвенник из земли и совершать на нем жертвоприношения. И сказали наши мудрецы, да пребудет на них мир, что в этом стихе содержится повеление возвести жертвенник, соединенный с землей, а не переносной, как было в пустыне (словосочетание мизбах адама – земляной жертвенник, также можно истолковать как “жертвенник, соединенный с землей”). И в Мехильте раби Ишмаэля смысл этого стиха объясняется так: “Когда поселитесь на Земле Израиля, сделайте Мне жертвенник, соединенный с землей”. А раз так – значит это повеление относится ко всем поколениям и является составной частью заповеди о возведении Храма. И имеется в виду, что сам жертвенник должны сложить из камней. Ведь в Мехильте (Итро гл.11) говорится по поводу стиха “Если жертвенник из камней будешь делать Мне...” (Шмот 20:25): “Раби Ишмаэль сказал: “Все “если” в Торе – это разрешения (т.е. “если захочешь”), кроме трех случаев...”; и один из них – “Если жертвенник из камней будешь делать Мне”. Сказали мудрецы: “Если жертвенник из камней” – это обязательное требование. И чтобы ты не засомневался: “Может быть, это не обязанность, а просто разрешение?”, Тора сказала: “Из цельных камней возведи жертвенник Ашему, своему Б-гу” (Дварим 27:6)”.

И все законы, связанные с выполнением этой заповеди в целом, – т.е. законы возведения Храма,– разъясняются в посвященном этому трактате Мидот. А описание меноры и стола для хлебов, и золотого жертвенника, а также указание места в Святилище, где они должны быть установлены, – в трактатах Менахот (28-29а, 96-99б) и Йома (33б).

 

 

 

 

 

 

Посмотреть все статьи по теме "Суккот"

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Почему люди среднего достатка нередко оказываются более щедрыми спонсорам религиозных учреждений, чем миллионеры? Притча о королевской армии, которую приводит Хафец-Хаим, полностью отвечает на этот вопрос. Читать дальше