Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Учил Рова: если человек проявляет три качества — милосердие, стыдливость и добродетельность, то очевидно, что он — из потомков Авраама»Вавилонский Талмуд, Йевамот 79а
Краткое изложение заповедей: формулировка, кто обязан соблюдать, обоснование

11-я заповедь — повеление изучать Тору и обучать ей других, и это называется «талмуд-тора». И об этом Его речение: «И обучай им (словам Торы) своих сыновей» (Дварим 6:7). И сказано в Сифри (Ваэтханан): «И обучай им своих сыновей» — т.е. учеников. И везде находим, что ученики зовутся «сыновьями», как написано: «И вышли ученики пророков (дословно “сыны пророков”) к Элише» (IIМелахим 2:3)». И там же (в Сифри) сказано: «И обучай им (дословно — “оттачивай”)» — чтобы слова Торы были «отточенными» в твоих устах, и, когда тебе зададут вопрос, ты мог бы, не запинаясь, сразу ответить».

И это повеление повторено в Торе несколько раз: «Слушай, Израиль, эти уставы и законы, которые я произношу перед вами сегодня, и изучайте их…» (Дварим 5:1); «Собери народ… чтобы слушали они и чтобы учились» (там же 31:12) и др. И во многих местах Талмуда подчеркнуто особое значение этой заповеди, чтобы подстегнуть людей к ее выполнению.

Но женщины не обязаны выполнять ее, ведь сказано: «И научите им (словам Торы) своих сыновей» (там же 11:19). Сказано: «сыновей» — но не дочерей, как разъяснено в трактате Кидушин (36а).

12-я заповедь — повеление накладывать головной тфилин. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И будут они знаками между твоими глазами» (Дварим 6:8). И это повеление повторено в Торе четыре раза (Шмот 13:9,16; Дварим 6:8, 11:18).

13-я заповедь — повеление накладывать ручной тфилин. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И повяжи их знаком на свою руку» (Дварим 6:8). И это повеление тоже четырежды повторено в Торе.

А доказательством того, что головной и ручной тфилин — две самостоятельные заповеди, служат слова мудрецов, приведенные в трактате Менахот (44а). Они отвергают мнение тех, кто считает, что головной и ручной тфилин накладывают только тогда, когда наличествуют оба тфилин. И об этом их слова: «Тот, кто не может выполнить две заповеди, неужели не выполнит и одну из них?!» Т.е. он должен выполнить ту заповедь из двух, какую возможно. И поэтому, если нет одного из тфилин, накладывают имеющийся. Отсюда ясно, что мудрецы считали головной и ручной тфилин двумя заповедями.

И женщины свободны от выполнения двух этих заповедей — ведь сказал Всевышний, объясняя смысл этих заповедей (Шмот 13:9): «И будет это знаком на твоей руке и напоминанием между твоими глазами, чтобы Тора Ашема была на твоих устах», а женщины не обязаны изучать Тору. И так объяснено в Мехильте.

А все законы, связанные с выполнением этих двух заповедей, разъясняются в 4-ой главе трактата Менахот (31б и далее).

14-я заповедь — повеление делать цицит (кисти на концах четырехугольной одежды). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Скажи им, чтобы во всех поколениях они делали себе кисти (цицит) на краях своих одежд и вплетали в кисти на краю одежды нить из голубой шерсти» (Бемидбар 15:38). Однако это не две самостоятельные заповеди, хотя у нас и существует принцип: «Допустимо сделать кисти только из белой шерсти или только из голубой» (Менахот 38а). Ведь так сказано в Сифри (Шлах): «Чтобы не подумали, будто это две отдельные заповеди — заповедь о голубых кистях и заповедь о белых кистях — Тора говорит (там же 15:39): “И будет она (голубая нить) в ваших кистях (т.е. составной частью ваших кистей)” — и это одна заповедь, а не две».

И эту заповедь женщины тоже не обязаны выполнять, как разъяснено в начале трактата Кидушин (33б).

А все законы, связанные с выполнением этой заповеди, объясняются в 4-ой главе трактата Менахот (38а-44а).

15-ая заповедь — повеление о мезузе. И об этом Его речение: «И напиши их (слова Торы) на косяках своего дома и на своих воротах» (Дварим 6:9). И это повеление тоже повторено (там же 11:20). А все законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в 3-ей главе трактата Менахот (31б и далее).

16-ая заповедь — повеление собирать весь народ по истечении каждого субботнего года — во второй день праздника Суккот и читать перед ними некоторые разделы из Торы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «По прошествии семилетия, в назначенную пору… в праздник Шалашей (Суккот) читай эту Тору вслух перед всем ИзраилемСобери народ, мужчин и женщин, и детей, и пришельца, который в твоих воротах, чтобы слушали они…» (Дварим 31:10-12) — такова заповедь «собирать народ».

И в первой главе трактата Кидушин (34а), где приведено правило о том, что «женщины освобождены от всех заповедей “делай”, выполнение которых связано с определенным временем», Талмуд задает вопрос: «Но ведь “собирать народ” тоже заповедь “делай”, связанная с определенным временем, — почему же она распространяется и на женщин?». И в завершение исследования, приведенного там, Талмуд приходит к заключению: «Мы не можем делать окончательных выводов, только исходя из правил (т.к. из любого правила могут быть исключения; и заповедь “собирать народ” — как раз исключение из приведенного правила)».

А законы, связанные с выполнением этой заповеди, — т.е., как созывать народ, и кто должен читать им Тору, и что именно читают, — все это разъяснено в 7-ой главе трактата Сота (41а).

17-ая заповедь — повеление, чтобы каждый еврейский царь при восшествии на престол написал для себя свиток Торы и не расставался бы с ним. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И когда воссядет он на престол своего царства, пусть напишет для себя список с этой Торы» (Дварим 17:18). А все законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены во второй главе трактата Санхедрин (21а).

18-я заповедь — повеление, чтобы у каждого мужчины был свой свиток Торы. И более всего достойно похвалы, если он напишет свиток своею рукою, и это предпочтительнее. Ведь сказали наши мудрецы (Менахот 30а): «Тот, кто сам написал свиток Торы, как будто получил ее с горы Синай». А если он не может написать сам, то обязан купить или заказать, чтобы для него написали. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Напишите себе эту песню» (Дварим 31:19). А поскольку не разрешено записывать части Торы на отдельные свитки (См. Гитин 60а), то ясно, что Его воля, выраженная в словах «Напишите себе эту песню», заключается в том, чтобы каждый «написал себе» всю Тору, включающую и «эту песню» (т.е. «песнь» Моше в разделе Аазину…Дварим 32:1-43).

И рассказывается в трактате Санхедрин (21б): «Сказал Рава: “Даже если родители оставили человеку свиток Торы, заповедь — написать для себя, как сказано: “Напишите себе эту песню”. И возражает ему Абайя: “Ведь сказано в мишне, что именно царь пишет для себя свиток Торы, чтобы он не чванился свитками своих предков. Царь, но не каждый человек”. И следует ответ: “Стих о царе говорит, что ему нужно написать два свитка Торы. Ведь учили в берайте: “Пусть напишет для себя список с этой Торы” — два свитка (слова “мишне атора” можно перевести и как “список со свитка Торы”, и как “два свитка Торы)”. Т.е. различие между царем и другими в том, что каждый человек обязан написать себе один свиток Торы, а царь — два свитка Торы, как объяснено во второй главе трактата Санхедрин (21б).

А законы, связанные с написанием Свитка Торы разъясняются в 3-ей главе трактата Менахот (29-34), в начале трактата Бава батра (13б-14б) и в трактате Шабат (133б).

19-я заповедь — повеление благодарить Его, да будет Он превознесен, после каждой трапезы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И ты будешь есть, и насытишься, и благословишь Ашема, своего Б-га” (Дварим 8:10). А в Тосефте (Брахот гл. 6) говорится: “Благословение после трапезы (биркат амазон) — заповедь из Торы, как сказано: ” И ты будешь есть, и насытишься, и благословишь Ашема, своего Б-га.”

А законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в нескольких местах трактата Брахот (листы 15-17, 20-21 и гл.6-8).

Двадцатая заповедь — повеление возвести Храм для служения, чтобы в нем совершались жертвоприношения и непрестанно горел на жертвеннике огонь, и чтобы люди приходили в Храм из года в год в праздники, как будет разъяснено (см. Д 27-29, 39, 46, 52-54, 83-85). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И пусть они сделают Мне Святилище, и Я буду пребывать среди них” (Шмот 25:8). И сказано в Сифри (Дварим 12:10): “Три заповеди должен выполнить народ Израиля в час, когда он поселится на Земле Израиля: поставить над собою царя (Д 173), возвести Храм и уничтожить потомков Амалека (Д 188)”. Отсюда видно, что возведение Храма — самостоятельная заповедь. И эта общая заповедь включает множество частностей, поскольку менора, стол для хлебов, жертвенник и т.д. — все это части Святилища, и все это вместе называется Храмом. И заповедь распространяется на каждую из этих частей.

Но сказано о жертвеннике: “Земляной жертвенник сделай Мне” (Шмот 20:24), и можно подумать, что этот стих — самостоятельная заповедь, не входящая в повеление о возведении Храма. Однако мы разъясним, что этот стих подразумевает следующее. Согласно его простому смыслу, он произнесен в период, когда разрешались жертвоприношения на высотах, и каждый мог возвести в любом месте жертвенник из земли и совершать на нем жертвоприношения. И сказали наши мудрецы, да пребудет на них мир, что в этом стихе содержится повеление возвести жертвенник, соединенный с землей, а не переносной, как было в пустыне (словосочетание мизбах адама — земляной жертвенник, также можно истолковать как “жертвенник, соединенный с землей”). И в Мехильте раби Ишмаэля смысл этого стиха объясняется так: “Когда поселитесь на Земле Израиля, сделайте Мне жертвенник, соединенный с землей”. А раз так — значит это повеление относится ко всем поколениям и является составной частью заповеди о возведении Храма. И имеется в виду, что сам жертвенник должны сложить из камней. Ведь в Мехильте (Итро гл.11) говорится по поводу стиха “Если жертвенник из камней будешь делать Мне…” (Шмот 20:25): “Раби Ишмаэль сказал: “Все “если” в Торе — это разрешения (т.е. “если захочешь”), кроме трех случаев…”; и один из них — “Если жертвенник из камней будешь делать Мне”. Сказали мудрецы: “Если жертвенник из камней” — это обязательное требование. И чтобы ты не засомневался: “Может быть, это не обязанность, а просто разрешение?”, Тора сказала: “Из цельных камней возведи жертвенник Ашему, своему Б-гу” (Дварим 27:6)”.

И все законы, связанные с выполнением этой заповеди в целом, — т.е. законы возведения Храма,— разъясняются в посвященном этому трактате Мидот. А описание меноры и стола для хлебов, и золотого жертвенника, а также указание места в Святилище, где они должны быть установлены, — в трактатах Менахот (28-29а, 96-99б) и Йома (33б).

Посмотреть все статьи по теме “Суккот”

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами”


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.