Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Наступило ли время Нового Завета?

Темы: Новый завет, Танах, Пророки, Бенцион Зильбер, Союз с Б-гом

Отложить Отложено

Б-г заключил с Израилем через Моисея завет на Синае. Считается, что этот завет вечный и не подлежит изменению и тем более — отмене. Но мы читаем у пророка — 31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. 33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. 34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более. 35 Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф — имя Ему. (Иер.31:31—35) Вопрос: наступило ли время нового завета, обещанного дому Израиля и дому Иуды через пророка? Бакунин Александр, Хабаровск

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Александр!

По просьбе рава Бен-Циона Зильбера посылаю Вам отрывок из книги «Еврей среди других религий», сост. Г. Спинадель, где содержится ответ на интересующий Вас вопрос (см. ниже).

С уважением, секретарь Толдот Йешурун

«Новый союз» здесь означает новое подтверждение прежнего союза (как союз с Авраамом подтверждался союзами с Ицхаком и Яаковом, а Синайский союз укрепляется союзом при вхождении в Кнаан на горах Гризим и Эйваль).

Важно напомнить, что Израиль рассматривает себя как религиозную общину, политическое и национальное единство. Поэтому задача Мессии, праведного царя из рода Давида, согласно Писаниям, освободить еврейский народ не от греха, а от подчинения другим народам (Исаия 11, 10-12). Очистить человека от греха — прерогатива Б-га. Он помогает Своему народу, когда прощает его грехи.

Пророчество Иеремии сообщает, что Израиль больше не будет нарушать волю Б-га, его заповеди. А Б-г, соответственно, никогда больше не покинет, не оставит без защиты народ. Речь идёт не об изменении Закона, но — о его закреплении в сознании и сердце народа в целом и каждого еврея в отдельности.

Аналогичное пророчество есть у Иезекииля:

И дам Я им сердце одно, и дух новый вложу Я в вас: и извлеку Я из плоти их сердце каменное, и дам Я им сердце из плоти. Чтобы заповедям Моим они следовали и уставы Мои соблюдали и выполняли их. И будут Моим народом, а Я буду их Богом (Иезекииль 11, 19—20).

О том, что старый Закон вечен и не подлежит изменению, ясно сказано в Торе (Левит 26, 44—45):

Но при всём этом, когда будут они в стране врагов своих, не станут они Мне отвратительными, и не пренебрегу ими до того, чтобы истребить их и нарушить Мой союз с ними, ибо Я — Бог, их Владыка. И вспомню Я для них союз с предками их, которых Я вывел из Египта на глазах народов, чтобы быть им владыкой, Я — Бог.

Всё это усилено в пророчестве Иеремии (32, 37—42):

Вот Я соберу их из всех стран, куда забросил их в гневе Моём, и ярости Моей, и великом негодовании; и возвращу Я их на это место, и дам им жить в безопасности. И будут они Мне народом, и Я буду им Богом. Я дам им одно сердце и один путь, чтобы они боялись Меня всегда на благо им и сынам их после них. И заключу Я с ними вечный союз, согласно которому не отвернусь от них, чтобы творить им добро; и вселю в их сердце страх предо Мною, чтобы они от Меня не отступали. И Я рад буду делать им добро, и Я посажу их в этой земле воистину, всем сердцем и всей душою Моею. Ибо так сказал Господь: как навёл Я всё это великое бедствие на народ этот, так ниспошлю Я им всё это благо, которое изрёк Я о них.

Союз между Б-гом и Израилем часто называют вечным (Бытие 17; 7, 13, 19; Псалмы 105; 8, 10; 1 Паралипоменон 16; 13—18). Б-г говорит Иеремии о союзе: «во внутренностях их и в сердце их Я запишу его» (Иеремия 31, 33). В книге Левит (26, 41—42) Б-г говорит, что вспомнит Свой союз с патриархами, если «смирится необрезанное сердце» народа. Обе ссылки, безусловно, говорят о первоначальном союзе с Авраамом, Ицхаком и Яаковом.

Читайте:

Мессия

Христианство и Иудаизм

Материалы по теме

Тьма перед рассветом 4. Брачный союз между Ашемом и Израилем

Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»

Катастрофа и возвышение через страдание

Где четко сказано, что союз с праотцами не будет отменен?

Рав Эльяким Залкинд

Тора никогда не будет пересмотрена или отменена?

Сколько раз Всевышний заключал союз с человеком?

Рав Нахум Шатхин

Раввин отвечает на вопрос: какие союзы Всевышний заключил с людьми? Что обозначает радуга? Какое отношение соль имеет к вечности? С какого момента евреи отвечают друг за друга? Что будет, если не увещевать ближнего?

Обрезание - союз с Б-гом

Неизвестный автор

«И сказал Б-г Аврааму: “А ты союз Мой соблюдай, ты и потомство твоё в поколениях ваших. Вот союз Мой, который соблюдайте между Мной и вами и потомством твоим после тебя. Будет обрезан у вас каждый мужчина. И будет обрезана крайняя плоть ваша, и будет знаком союза между мной и вами. В восемь дней обрезайте каждого мужчину в поколениях ваших…”» (Берешит 17, 9—12).


В иудаизме существует особое понятие «Дерех эрец» (буквально означает «путь [людей] страны», «мирской обычай», то, что принято в обществе) — совокупность норм поведения, продиктованных человеческим разумом, которые служат благу человечества и нормальному функционированию общества. Именно такое поведение мы называем правильным еврейским поведением, которого и следует придерживаться с точки зрения иудаизма Читать дальше