Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Если мир был создан весной, почему Новолетие осенью?

Темы: Рош Ашана, Сотворение мира, Еврейский календарь, Рав Бенцион Зильбер

Отложить Отложено

Вопрос уважаемому раву Бен-Циону. Почему мы благословляем на солнце, как оно было при сотворении мира, в нисане, а не в тишрее? И, если мир был создан в нисане, то почему в молитвах на Рош а-Шана (Новолетие) мы говорим, что сегодня был создан мир, сегодня нас судят за дела года и т. д. ? С уважением, А.

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый А.!

В Талмуде (трактат Рош а-Шана 10) приводится спор рабби Элиэзера и рабби Йеошуа: согласно рабби Элиэзеру, мир был создал в месяце тишрей, согласно рабби Йеошуа — в месяце нисан. Точнее, 1-го тишрея (или нисана) был сотворён человек, а творение мира было на пять дней раньше — 25 элула по рабби Элиэзеру или 25 адара по рабби Йеошуа.

Возникает вопрос: в соответствии с чьим мнением установлена алаха, в соответствии с чьим мнением мы выполняем связанные с этим заповеди?

Из комментариев Раши и Тосафот (Рош а-Шана 12) следует, что закон установлен в соответствии с мнением рабби Йеошуа: мир был создан в нисане. В Гмаре Брахот 59 написано: мы произносим Благословение на солнце в начале поры нисана (ткуфат нисан).

Как же, в таком случае, мы можем говорить в молитве на Рош а-Шана «зэа-йом тхилат маасэха» — «Это день начала Твоих деяний»?

Рабейну Там в комментарии Тосафот (Рош а-Шана 27а) говорит так: «Задумано было создание мира в тишрей, а реально был создан в нисане».

Это сложно понять, ведь для Б-га не существует времени, время — для нас. По-видимому, были особые фазы в создании мира «относительно нас», для проявления в нашем мире.

Арух а-Шулхан и рав Бен-Цион Аба-Шауль зацаль (который так понимает мнение Рамбама) полагают иначе: мы принимаем мнение рабби Элиэзера, что мир был создан в тишрее. А отсчитывая ткуфот («поры года») от нисана, мы отправляемся от «гипотетической» точки, которая была до сотворения мира.

С уважением,

Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме