Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Это — величайшая мудрость, превосходящая все премудрости: вообще не мудрствовать»Раби Нахман из Бреслава

Почему не все семь дней Песаха заповедано есть мацу? Ведь в Торе сказано «семь дней ешь!»

Темы: Песах, Праздники, Дварим, Заповеди, Комментарии

Отложить Отложено

Шалом, дорогие рабоним. Очень прошу объяснить так, чтобы я мог понять: почему не все семь дней Песаха заповедано есть мацу, как сказано в Дварим, что «семь дней ешь мацот лехем ани» (Дварим 16:3; «опресноки, хлеб бедности»)?

Но при этом благословение на мацот («Благословен… Повелевший нам есть мацу») мы произносим только в первый день, а в остальные дни перед тем, как есть мацу, произносим благословение на хлеб? Хотя сама неделя называется йом а-мацот («день мацы») и нет требования как такового в каждый из семи дней есть мацу. (ОК, после Кидуша, когда надо произнести благословение на хлеб, по-другому не получится, но это не то, о чем я спрашиваю).

Вторая часть вопроса: есть ли такие галахисты (специалисты по Еврейскому Закону) или хасидские группы, которые понимают и исполняют это иначе, чем это распространено? Т.е. обязательно едят мацу в каждый из семи дней и произносят благословение на хлеб и на мацу каждый раз, считая, что есть мацу в эти дни — прямое исполнение заповеди? Спасибо. Хаг самеах (веселого праздника). Дани

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Дани!

Вы задали очень интересный вопрос.

Гмара (Псахим 120а) говорит так:

Сказано: «шесть дней ешьте мацу» (Дварим 16:8). (А там же выше, 16:3, сказано: «семь дней ешьте мацу»). Как седьмой дней это только ршут (разрешено, но нет обязанности, «факультативно»), так и шесть дней это ршут.

Как понимать эти слова Гмары о «ршут»?

Среди поским (галахических авторитетов) есть два мнения. Первое мнение:

В первую ночь Песаха существует мицва (заповедь) есть мацу, а в остальные дни Песаха — нет мицвы, а слова «ешьте мацу» означают: «не ешьте квасного, а если хотите пищу из пяти видов злаков, то ешьте именно мацу». И эти поским понимают эти слова Гмары совершенно буквально: ршут — значит ршут, разрешение, а не мицва. Т. е. согласно этому мнению, есть в Песах мацу и есть, скажем, картошку, — совершенно одно и то же с точки зрения Закона. По-видимому, таково мнение Рамбама, Маарила и других.

Второе мнение известно как мнение а-Гро из Вильны: все семь дней Песаха тот, кто ест мацу, выполняет мицву, а тот, кто не ест, ничего не нарушает. Есть мацу в первую ночь Песаха — обязательная мицва. А в остальные дни Гмара называет это «ршут» — разрешено, но не обязательно. В противоположность обязательной мицве в первую ночь Песаха это называется разрешенным.

Бааль а-Маор пишет: некоторые спрашивают — почему мы не произносим браху (благословение) на мацу все семь дней Песаха, а в Суккот мы произносим брахот на нахождение в сукке все семь дней? И отвечает: мы можем весь Песах не есть мацу, а питаться чем-то другим. А в Суккот мы тоже можем не есть хлеба в течение семи дней. Но не спать семь дней мы же не можем. Гмара говорит, что человек не может более трех суток не спать. А мицва — есть в сукке и спать в сукке. Выходит, от того, чтобы есть мацу все дни Песаха, кроме Седера, мы можем уклониться, от того, чтобы есть в сукке, мы тоже можем уклониться, а от сна в сукке мы не можем уклониться, т. к. человек не может более трех суток не спать. Поэтому благословение на сукку произносят все 7 дней.

Из вопроса Бааль а-Маора совершенно ясно, что он полагал: есть мацу все семь дней Песаха — это мицва. Иначе не было бы вопроса. Да и из ответа следует то же самое. Ответ Бааль а-Маора такой: от еды в сукке можно уклониться, от сна — нет. То есть, в целом от нахождения в сукке мы уклониться не можем. И поэтому мы произносим браху на сукку все семь дней, а на мацу все семь дней не произносим, а только в первую ночь Песаха. И так следует из комментария Хизкуни.

А из комментария Бааль а-Маора мы понимаем, почему не произносят браху на мацу согласно тому мнению, что есть мацу — мицва в течение всех дней Песаха.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше