Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Истина в том, что главное — не учение, а действие, поскольку Тора и человек — одно целое: Тора должна привести человека к тому, чтобы все его действия, все поступки, всё поведение проверялось по ней, не отклоняясь от нее ни вправо, ни влево.»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»
У мира есть несколько стадий. Поколение, жившее до потопа, тратило время на недостойное поведение.

Со всем миром в целом произошло то, что происходит с отдельным человеком, поскольку мир столь же целен, как отдельный человек. Недаром человека называют «маленьким миром», а мир — «большим человеком»! И «годы нашей жизни, в которых семьдесят лет», соответствуют семи дням сотворения мира.

И в еще одном отношении человек похож на мир в целом. Наши мудрецы сказали: «Шесть тысяч лет мир существует, а одну тысячу пребудет разрушенным». И если каждый присмотрится к своей собственной жизни, он заметит, что ее первое семилетие и большая часть второго проходят в беспорядочной суете, которой разум совершенно не управляет. Эти годы посвящены бесконечным играм, детским забавам и развлечениям подростков, от которых в начале жизни никуда не деться. Но когда это время подходит к завершению, разум начинает усиливаться и сам человек изменяется, превращается в новую личность, и теперь он стыдится всего того, что успел натворить в юности.

И в точности то же самое произошло со всем миром. Первую тысячу лет и большую часть второй мир был юным и столь лишенным разума, что представлялся совсем никчемным. Поэтому наши мудрецы назвали первые две тысячи лет существования мира «периодом бесформенности». И из-за того, что люди, населяющие мир, проявили себя недостойными, в конце концов, они заслужили потоп и полное истребление. Однако с течением времени стыд перед детскими проделками непременно заставит позабыть и отбросить глупые занятия, так что ни человек, ни мир не станут больше грешить так же, как раньше. Поэтому Б-г и заключил после потопа союз с людьми, сказав, что никогда больше не нашлет на землю второго потопа. Это не было проявлением милосердия в награду за заслуги Ноаха — Б-г всего лишь рассказал о том, что ожидает мир в будущем. Просто вначале, когда увидел Б-г, что стремление мыслей человеческого сердца — только к злу весь день, сказал: «Сотру человека…», — то есть, уничтожу, сотру все это поколение, полностью испорченное и лишенное всякой надежды. Но когда потоп уже произошел, Б-г в Своей мудрости оценил его результаты и решил, что больше не возникнет необходимости проклинать землю из-за человека, насылая на нее еще один потоп, поскольку все происшедшее было вызвано молодостью мира, тем, что он еще только начинался…

27. О том, как Ноах благословил и проклял своих детей (9:25—27)

Ноах через пророческое видение знал обо всем, что в будущем случится с Кнааном: и о его рабстве, и о подчиненном положении, которое он обречен занимать, и об его изгнании с родины. Поэтому в своем первом проклятии он поставил его ниже его собственных братьев, сыновей Хама. Ноах сказал: «Проклят Кнаан, рабом рабов будет он у братьев своих». Другими словами, он должен будет постоянно быть униженным, как один из рабов, перед братьями, сыновьями его отца Хама.

Но кроме того, он получил еще одно проклятие, по которому должен быть рабом у Шема и Йефета. И вот как я это понимаю. Ноах знал, что в будущем Б-г отдаст землю потомству Шема и потомству Авраама. Кроме того, он знал, что в какой-то момент Б-г чрезвычайно усилит потомков Йефета, римлян, которые рано или поздно нападут на землю Кнаана и захватят ее. А затем над ней будут царствовать жители Кедара, тоже потомки Йефета. И, наконец, он знал, что в конце дней Б-г «снова возрадуется благу Израиля», то есть, потомков Шема, когда они вернутся, чтобы, как прежде, властвовать над землей Кнаана. И всегда «будет Кнаан рабом их» — никогда не сможет освободиться. Именно об этом — слова Ноаха: «Благословен Б-г, Г-сподь Шема, и будет Кнаан рабом им». Он благословляет почитаемого Б-га за то, что Тот отдал Кнаана потомкам Шема в рабы и позволил им унаследовать его землю. А поскольку будет и такое время, когда в земле Кнаана будут царить потомки Йефета, а дети Шема будут изгнаны оттуда, он сказал: «Распространит Б-г Йефета», — то есть, дарует ему широкие просторы. Ноах говорит здесь о римском владычестве, которое распространилось и разошлось по всему миру, включая и землю Кнаана. Но, поскольку в будущем, после Геулы (Избавления), эта земля будет принадлежать исключительно сыновьям Израиля, потомкам Шема, он закончил фразу так: «…и будет обитать в шатрах Шема». Таким образом, и во время владычества Йефета, и при установлении окончательной власти потомков Шема над Святой Землей, Кнаан будет у них рабом.

с разрешения издательства Швут Ами


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Исток»

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Все, что произошло между Яаковом и Эсавом, произошло затем между потомками Эсава и потомками Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.