Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Веселье без разумной причины — распущенность»Раби Дов-Бер из Межерич
У мира есть несколько стадий. Поколение, жившее до потопа, тратило время на недостойное поведение.

Со всем миром в целом произошло то, что происходит с отдельным человеком, поскольку мир столь же целен, как отдельный человек. Недаром человека называют «маленьким миром», а мир — «большим человеком»! И «годы нашей жизни, в которых семьдесят лет», соответствуют семи дням сотворения мира.

И в еще одном отношении человек похож на мир в целом. Наши мудрецы сказали: «Шесть тысяч лет мир существует, а одну тысячу пребудет разрушенным». И если каждый присмотрится к своей собственной жизни, он заметит, что ее первое семилетие и большая часть второго проходят в беспорядочной суете, которой разум совершенно не управляет. Эти годы посвящены бесконечным играм, детским забавам и развлечениям подростков, от которых в начале жизни никуда не деться. Но когда это время подходит к завершению, разум начинает усиливаться и сам человек изменяется, превращается в новую личность, и теперь он стыдится всего того, что успел натворить в юности.

И в точности то же самое произошло со всем миром. Первую тысячу лет и большую часть второй мир был юным и столь лишенным разума, что представлялся совсем никчемным. Поэтому наши мудрецы назвали первые две тысячи лет существования мира «периодом бесформенности». И из-за того, что люди, населяющие мир, проявили себя недостойными, в конце концов, они заслужили потоп и полное истребление. Однако с течением времени стыд перед детскими проделками непременно заставит позабыть и отбросить глупые занятия, так что ни человек, ни мир не станут больше грешить так же, как раньше. Поэтому Б-г и заключил после потопа союз с людьми, сказав, что никогда больше не нашлет на землю второго потопа. Это не было проявлением милосердия в награду за заслуги Ноаха — Б-г всего лишь рассказал о том, что ожидает мир в будущем. Просто вначале, когда увидел Б-г, что стремление мыслей человеческого сердца — только к злу весь день, сказал: «Сотру человека…», — то есть, уничтожу, сотру все это поколение, полностью испорченное и лишенное всякой надежды. Но когда потоп уже произошел, Б-г в Своей мудрости оценил его результаты и решил, что больше не возникнет необходимости проклинать землю из-за человека, насылая на нее еще один потоп, поскольку все происшедшее было вызвано молодостью мира, тем, что он еще только начинался…

27. О том, как Ноах благословил и проклял своих детей (9:25—27)

Ноах через пророческое видение знал обо всем, что в будущем случится с Кнааном: и о его рабстве, и о подчиненном положении, которое он обречен занимать, и об его изгнании с родины. Поэтому в своем первом проклятии он поставил его ниже его собственных братьев, сыновей Хама. Ноах сказал: «Проклят Кнаан, рабом рабов будет он у братьев своих». Другими словами, он должен будет постоянно быть униженным, как один из рабов, перед братьями, сыновьями его отца Хама.

Но кроме того, он получил еще одно проклятие, по которому должен быть рабом у Шема и Йефета. И вот как я это понимаю. Ноах знал, что в будущем Б-г отдаст землю потомству Шема и потомству Авраама. Кроме того, он знал, что в какой-то момент Б-г чрезвычайно усилит потомков Йефета, римлян, которые рано или поздно нападут на землю Кнаана и захватят ее. А затем над ней будут царствовать жители Кедара, тоже потомки Йефета. И, наконец, он знал, что в конце дней Б-г «снова возрадуется благу Израиля», то есть, потомков Шема, когда они вернутся, чтобы, как прежде, властвовать над землей Кнаана. И всегда «будет Кнаан рабом их» — никогда не сможет освободиться. Именно об этом — слова Ноаха: «Благословен Б-г, Г-сподь Шема, и будет Кнаан рабом им». Он благословляет почитаемого Б-га за то, что Тот отдал Кнаана потомкам Шема в рабы и позволил им унаследовать его землю. А поскольку будет и такое время, когда в земле Кнаана будут царить потомки Йефета, а дети Шема будут изгнаны оттуда, он сказал: «Распространит Б-г Йефета», — то есть, дарует ему широкие просторы. Ноах говорит здесь о римском владычестве, которое распространилось и разошлось по всему миру, включая и землю Кнаана. Но, поскольку в будущем, после Геулы (Избавления), эта земля будет принадлежать исключительно сыновьям Израиля, потомкам Шема, он закончил фразу так: «…и будет обитать в шатрах Шема». Таким образом, и во время владычества Йефета, и при установлении окончательной власти потомков Шема над Святой Землей, Кнаан будет у них рабом.

с разрешения издательства Швут Ами


Тора запрещает поддерживать тех, кто разжигает споры и занимается деятельностью, в результате которой умножаются раздоры и разногласия. Читать дальше

Великие битвы и как их пережить

Эстер Оффенгенден

И вот, наконец-то, засучив рукава, начинаем учиться спорить, ругаться и ссориться, критиковать, высказывать всё, что накипело, что-то делать с эмоциями и теми, кто их вызывает.

Как одолеть гнев 1. Молчание и тихая речь

Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»

Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...

Не поступай как Корах и его община. Корах

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Корах пытался поднять бунт. Он опирался на галахические вопросы, чтобы отнять власть у Моше, избранного Б-гом лидера.

Спор губит даже наиболее возвышенные вещи

Хаим Фридман

Запись беседы с руководителем нашего поколения равом Аароном-Йеудой-Лейбом Штайнманом в его доме на исходе субботы перед праздником Шавуот 19 мая

Примирение

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Решение «вернуться» не означает побега от реальности или попытки найти опору в религии в тяжелый период жизни. Это здоровое и взвешенное заключение, к которому вполне может прийти любой человек.

Недельная глава Корах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Корах»

Тяжкий грех — говорить плохо обо всем еврейском народе. Хукат

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Каким образом Моше обвинил весь народ в бунте? Еврейский лидер всегда тщательно выбирал слова, это произошло и сейчас.

Давид. Бегство от Шауля

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Трижды за Давидом приходили посланцы Шауля, но при виде того, как Шмуэль обучает пророков, они ощущали схождение на них духа святости и присоединялись к ученикам Шмуэля.

Просьба о прощении

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Если же супруги не привыкли просить прощения, и вместо признания своих ошибок заняты попытками найти оправдание своему поведению, и тогда, без всякого сомнения, они не вынесут никаких уроков из провала и промаха.

Избранные комментарии на главу Корах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

За общественным протестом всегда скрываются конкретные лидеры. Важно уяснить себе, что движет этими людьми, забота о народе или личные амбиции.

Раби Цви-Гирш бар Арье-Лейб Левин

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Интересные рассказы из жизни одного из духовных вождей евреев Германии. Борьба с «просветителями».

Ахия Ашилони

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Принадлежал к колену Леви. По свидетельству кабалистов, он был воплощением души праотца Авраама