Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Человек, сделавший обрезание младенцу, возможно, не соблюдает субботу. Обрезание кошерно?

Темы: Брит мила, Рав Бенцион Зильбер, Богобоязненность

Отложить Отложено

Уважаемый Рав, возник такой вопрос. Есть сомнение, соблюдает ли моэль (специалист, который сделал обрезание ребенку) субботу. Является ли сделанное им обрезание кошерным? Или нужно выпустить у ребенка еще капельку крови? Если нужно, то следует ли при этом произнести благословение на обрезание? Если можете, напишите источник. С большим уважением, N.

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый N.!

О Вашем вопросе, надо ли снова выпускать каплю крови (атафат дам брит). В законах о брит-мила (обрезании; Йорэ Дэа 264, 1) Рамо пишет: если моэль был мумар (нарушитель) всей Торы или мумар только в отношении обрезания (т.е. не был обрезан и не хотел делать обрезание), он непригоден для того, чтобы делать обрезание — так же, как непригоден для этого нееврей.

В предыдущем абзаце Рамо пишет, что если обрезание сделал нееврей, то надо выпустить каплю крови.

Мехабер этого не пишет.

Выходит, весь вопрос, выпускать ли каплю крови, возникает только в том случае, если моэль — нарушитель всех заповедей Торы. Если же он не нарушает всю Тору и многие заповеди соблюдает, даже если нарушает субботу тайно, не публично, он не становится мумаром. Но если нарушает субботу публично — он мумар.

Вы пишете, что есть сомнение, соблюдает ли моэль субботу. Даже если он нарушает субботу тайно (не публично!), но не нарушает всех (или большинства) заповедей Торы и обрезан, он может делать брит-мила. Конечно, Рамо пишет, что человеку следует стараться выбрать самого богобоязненного и праведного моэля, но мы здесь говорим о том, является ли обрезание кошерным.

В описанном Вами случае не вижу места для сомнения.

Как поступают, если брит-мила сделал моэль, нарушающий всю Тору или нарушающий субботу публично? Поским (галахисты) подробно обсуждают этот вопрос, и на практике можно найти много сочетаний мнений, согласно которым каплю крови выпускать не надо:

  1. Автор Шаагас Арье (рав Арье-Лейб Гинзбург) считает, что даже если брит-мила сделал нееврей, не надо выпускать каплю крови.
  2. Раби Акива Эйгер долго анализирует этот вопрос и склоняется к тому, что не надо выпускать каплю крови.
  3. Эвен а-Озэр считает, что если моэль сам обрезан, то даже если он мумар, он пригоден для того, чтобы делать брит. Так же считает Хатам Софер.
  4. Во многих случаях полагают, что моэль нарушает заповеди би-шгага (ненамеренно), что он тинок ше-нишба («пленённый ребенок», который не по своей вине не знает еврейского Закона).

Сочетание всех этих мнений дает право не выпускать каплю крови, тем более — в случае, который Вы описали. И тем более, что Вы как член своей общины следуете мнению Мехабера. Ведь у него капля крови не упомянута и остается вопрос, надо выпускать каплю крови или нет, согласно Мехаберу, если обрезание сделал нееврей.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме