Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все — дети Б-жьи, даже если они не вели себя по отношению к Б-гу, как дети»Раби Меир, Талмуд Кидушин 36а

Сколько раз Всевышний заключал союз с человеком?

Темы: Радуга, Суббота, Пинхас, Потоп, Дарование Торы, Авраам, Давид, Брит мила, Союз с Б-гом

Отложить Отложено

Сколько раз Всевышний в Торе заключал союз с человеком?

Отвечает рав Нахум Шатхин

Спасибо за интересный вопрос!

Союз с Творцом

1. Радуга знак союза

Радуга была послана в знак того, что Всевышний больше не пошлет глобальный потоп, чтобы погубить человечество. На радугу не принято смотреть: считается, что ее появление означает: люди грешили и, если бы не обещание Всевышнего, им полагалось бы погибнуть в потопе. Известно, что в поколении раби Шимона бар-Йохая радуга никогда не появлялась на небесах.

«Радугу Мою дал Я в облаке, и будет она ЗНАКОМ СОЮЗА между Мною и землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, и появится радуга в облаке, И Я вспомню СОЮЗ Мой, который между Мною и вами, и между всякою душою живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на погубление всякой плоти. И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, чтобы вспомнить СОЮЗ ВЕЧНЫЙ между Б-гом и всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле. И сказал Б-г Ноаху: это ЗНАК СОЮЗА, который Я поставил между Мною и всякою плотью, которая на земле» (Берешит 9:13-17; здесь и далее выделено мной — Н. Ш.).

2. Брит бейн а-бетарим («Союз меж рассеченных частей») союз, заключенный Всевышним с Авраамом

«В этот день заключил Господь с Аврамом СОЮЗ, сказав: потомству твоему Я отдал землю эту, от реки Египетской до реки великой, реки Прат» (Берешит 15:18)

3. Брит мила союз обрезания

«Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет ЗНАКОМ СОЮЗА между Мною и вами» (Берешит 17:11)

4. Брит олам (вечный союз) заповедь соблюдения субботы

«И пусть соблюдают сыны Израиля субботу, чтобы установить субботу в роды их ЗАВЕТОМ ВЕЧНЫМ» (Шмот 31:16).

5. Союз Дарования Торы

«И сказал Он: вот, Я ЗАКЛЮЧАЮ СОЮЗ: пред всем народом твоим совершу чудеса, какие не творились по всей земле и ни у каких народов; и увидит весь народ, среди которого ты находишься, дело Господне, столь дивное, которое Я сделаю для тебя» (Шмот 34:10).

«И сказал Г-сподь Моше: напиши себе слова эти, ибо по словам этим ЗАКЛЮЧИЛ Я СОЮЗ с тобою и с Израилем» (Шмот 34:27)

6. Брит ришона первый (обновленный) союз

«И Я вспомню для них ЗАВЕТ С ПРЕДКАМИ, которых Я вывел из земли Египетской пред глазами народов, чтобы быть им Б-гом. Я Господь» (Ваикра 26:45).

По мнению комментаторов в стихе упоминается не старый союз праотцев, а новый союз с коленами Израиля, заключенный во время выхода из Египта. Только во время выхода из Египта народ Израиля стал называться и считаться народом. Ор а-Хаим поясняет: суть этого союза — обещание, что Творец никогда не заменит народ Израиля на другой народ.

7. Брит Шалом союз умиротворения

«Посему скажи: вот, даю Я ему Мой ЗАВЕТ МИРА» (Бемидбар 25:12).

Поясняет Сфорно: «“Мой завет мира” — означает, что теперь Ангел Смерти не будет иметь власти над тобой». В душе каждого человека существует множество свойств и тенденций, которые часто противостоят друг другу, как, например, ецер а-ра (дурное начало, стремление к злу) и ецер тов (доброе начало). Бесконечное противостояние этих двух начал причиняет человеку тяжелый ущерб (как духовный, так и физический), сокращает его жизнь. И вот Всевышний наградил Пинхаса тем, что оба эти его начала пребывали в мире. Поскольку исчезло противостояние, не было и ущерба от него, и долголетию Пинхаса ничто не угрожало.

Пинхас пережил почти все поколение, вышедшее из Египта, и удостоился чести служить первосвященником в Мишкане Шило. Затем упоминания о Пинхасе исчезают, а спустя сотни лет он вновь появляется — как пророк Элияу Пиркей дэ-раби Элиэзер» 43). Выходит, что жил Пинхас более шестисот лет и живым был взят на Небеса.

8. Брит мелах олам союз соли

Здесь речь о получении Ааароном и его потомками статуса коэнов. То, что помещено в соль, может храниться вечно, «соль» означает нерушимость союза (Бемидбар 18:19).

9. Новый союз Всевышнего с народом Израиля был заключен в степях Моава, перед вступлением в Святую Землю (Бемидбар, гл. Пинхас). Были изменены некоторые условия, например, все евреи стали ответственными друг за друга — за выполненные заповеди и за совершенные грехи они отныне несли коллективную ответственность.

После получения Торы на горе Синай и до того, как в степях Моава евреи приняли на себя арвут (ответственность друг за друга, «ручательство»), дела обстояли так: не выполнил человек заповедь увещевания — в его небесное досье не вносятся баллы за выполнение этой заповеди, которую он мог бы заработать, но не заработал. Теперь же, после того, как стали «ручателями» друг за друга, все гораздо серьезней. Теперь, если человек мог увещевать ближнего (конечно, если не приходилось опасаться, что тот его побьет, и существовали неплохие шансы на успех), но не сделал этого (из-за лени, не желая портить отношения и т. д.), нарушение ближнего засчитывается ему как его собственное!!!

10. Союз соли вечный с Давидом — суть союза: истинными царями над народом Израиля могут быть только потомки дома Давида.

«Разве вы не знаете, что Господь Б-г Израиля дал Давиду царство навеки, ему и сыновьям его ПО СОЮЗУ СОЛИ (не подверженной порче)?» (Диврей а-Йамим II 13:5).

Вот истоки этого союза: «Когда же исполнятся дни твои и ты почиешь с отцами твоими, то Я поставлю после тебя потомство твое, того, который произойдет из недр твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его навеки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, то Я накажу его палкой по-человечески и наказанием людским. Но милостью Моей не оставлю его, как оставил я ею Шауля, которого Я отверг пред лицом твоим. И упрочится дом твой и царство твое вовеки, (как) пред лицом твоим (сей день); престол твой прочен будет вовеки» (Шмуэль II 7:12-16).

С уважением, Нахум Шатхин

Материалы по теме


Эта заповедь распространяется на каждого мужчину и, согласно Торе, предполагает произведение на свет двух разнополых детей, способных, в свою очередь, к рождению потомства. Однако, как указывают еврейские мудрецы, на этом не следует останавливаться Читать дальше