Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тора — окно. Сквозь него мы можем разглядеть Того, Кто даровал Тору»Рабби Хайкель из Амдуры

Сатан — часть человеческой природы?

Темы: Йецер а-ра, Природа, Иов, Сатан, Смерть, Характер, Ангел

Отложить Отложено

Есть такое понятие «природа» человека, «натура», «нутро». Как нужно понимать это слово — «природа»? Это характер или нет?

А если употреблять понятия, отражающие суть, то нужно использовать слово на иврите. И это «йецер». Правильно?

Так вот, если ДА, то, что такое этот йецер? И где он «сидит» в человеке? Как он связан с душой?

«Мидот» мы называем проявления, одежды души. Слово «мидот» переводят как «качества», «свойства характера» человека. Т. е. характер — это проявление души. Набор мидот (характер) мы получаем при рождении. Это часть «мазаля» — программы жизни.

А йецер? Это что? Часть ли он мазаля? А еще йецер есть «тов» (добрый) и «ра» (дурной). Это две составляющие одного целого или это две независимые «силы»? И «силы» ли это или что?

И еще, мы знаем, что йецер а-ра это еще и Сатан, и Ангел Смерти. Но ангелы — это внешние по отношению к человеку силы (энергии). А йецер (тов и ра) это внутренние «силы» в человеке. Или нет?

И как это понять, что Сатан — он часть нашей натуры? И еще: мидот мы получаем при рождении через гены. Я так понимаю, что гены — это материальное проявление духовного корня. Правильно? А части йецера мы тоже получаем через гены? Или посредством чего они «проникают» в нас и влияют на нас?

И, если мы определим, что йецер — это природа и натура, а натура — это характер, то получается, что йецер — это фактически характер человека. И йецер а-ра и йецер тов — это две составляющие характера человека?

И Сатан — это одна из составляющих характера человека? Но характер человека это — мидот. Так что, есть не 7, а 9 составляющих характера человека? Или тогда — какая разница между мидот и двумя йецерами, в чем она?

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Вы задаете хорошие вопросы. Действительно, многие термины, которые мы, не задумываясь, используем каждый день, на самом деле нуждаются в прояснении. Что ж, попробуем, насколько можно, разобраться.

Характер и мидот

Слово «натура», как и английский эквивалент nature, действительно означает «природа», то есть свойства и качества, которыми Б-г наделяет то или иное создание, а мы их называем «естественными». Применительно к человеку в физическом плане — это свойства его тела, а в духовном — да, это его характер.

Слово мидот — форма множественного числа слова мида — «мера», «размер». Такое значение допускает весьма широкое применение. Например, в Талмуде есть трактат Мидот, предмет которого — вовсе не человеческий характер, а устройство и планировка Иерусалимского Храма: расположение и размеры его разных помещений и дворов.

Или уже применительно к людям: вернувшись из Земли Израиля, разведчики сообщили, что народ, проживающий на ней — аншей мидот — «люди [больших] размеров» (Бемидбар 13:32), то есть великорослые, великаны. Здесь слово мидот тоже используется как обозначение физических размеров.

Применительно же к человеческому характеру это слово означает меру, в которой должно быть развито каждое человеческое качество (тхуна). Т. к. каждое качество хорошо только в определенной мере, но становится недостатком, когда «не знает меры», доходит до крайности. Любовь и милосердие — это хорошо, но вседозволенность и запрещенные связи — уже плохо. Смелость — хорошо, безрассудство и авантюризм — плохо. Юмор — хорошо, идиотский смех — плохо. И так далее. Каждое качество надо правильным образом отмерить и уравновесить противоположным так, чтобы, в конечном счете, получилась сбалансированная личность.

Набор человеческих качеств мы действительно получаем с рождения: кто-то по природе смелее, кто-то осторожнее, кто-то веселее, кто-то серьезнее. Но человек может работать над мидот — следить, чтобы каждое качество проявлялось вмеру и не доходило до крайности. Когда надо, подстегивать себя или, наоборот, обуздывать.

В то же время не рекомендуется ломать себя и полностью переделывать характер на противоположный. Если человек по своей природе скорее книжный ученый, вряд ли стоит заставлять его участвовать в конной атаке, а если он прирожденный лидер и экстраверт, не надо запирать его в кабинете с книгами. (Впрочем, возможны исключения, в подобных случаях человек почувствует, что «так надо»; «жизнь», то есть Б-г, подскажет.)

Ведь Б-г создал каждого человека с определенной целью и наделил его тем характером, который будет способствовать выполнению его роли. В этом плане характер человека — это его инструмент. Как и все ресурсы, которыми он наделен: физические данные, имущество, знакомства, жизненные обстоятельства. Все это позволяет ему что-то делать и таким образом исполнять свое предназначение. И все это человек получает от Б-га по установленному Им каналу, который называется мазаль — по нему к человеку поступает (нозэль — «течет») то, что Б-г для него предназначил. Таким образом, мазаль действительно связан с «программой жизни», только обозначает это слово не ее саму, а механизм, по которому человеку поступают инструменты, необходимые для выполнения этой программы.

И характер, с которым создается человек, — это один из таких инструментов. Но мидот, как было сказано, — это не просто характер, а именно правильное «удельное содержание», мера разных его качеств, и над этим человек уже должен работать сам. Если его роль — быть лидером и вести в атаку, для чего он получил от Б-га по каналу-мазалю храбрость, он должен себя контролировать, чтобы эта храбрость не превратилась в безрассудство, и подбадривать, когда все-таки становится страшновато.

Отчасти характер и роль человека передаются по наследству. Т. к. физическое подобие детей родителям отражает духовное продолжение их дела, пусть это духовное подобие и не всегда означает идентичность (как и внешнее). Поэтому, как Вы правильно поняли, физическое наследование характера путем передачи генов отражает духовное наследование: наделение аналогичной ролью в жизни и подключение к аналогичному каналу-мазалю.

Йецер

Содержание понятия йецер объясняет рав Шимшон-Рефаэль Гирш в своем комментарии к Торе (Берешит 6:5). Согласно его объяснению, оно означает вовсе не какую-то силу, которая толкает человека на что-то. Нет, оно образовано от слова йоцер — «создает», «создатель». И само это слово означает «создание», в смысле «продукт», «плод» созидания.

Чьего созидания? Человеческих мыслей. Именно в таком контексте упоминает его Тора (там же), описывая, каким стал человек перед Потопом: вэ-холь йецер махшавот либора — «И все продукты мыслей его сердца — зло».

То есть йецер — это идеи и образы, которые создаются мыслями человека. То, что приходит ему на ум в данных обстоятельствах. Например, при виде упавшего на улице беспомощного человека он может подумать: «Надо бы помочь ему подняться». В таком случае продукт его мыслей получается хорошим — йецер тов. А может подумать: «Да ну его» или «Надо бы его ограбить, пока он беспомощный». Так продукт его мыслей получается плохим — йецер ра.

Какая именно из этих мыслей придет ему в голову, часто зависит от его характера и выработанных им мидот: если он уже добрый, то скорее подумает первое, если злой — то, возможно, последнее. Если приходят мысли обоих видов, значит, человек подвергается испытанию и поставлен перед выбором: какой идее последовать и какую черту своего характера тем самым развить и укрепить, положительную или отрицательную. Если же приходит только одна из этих идей, значит, он настолько добрый или злой, что для него такая ситуация уже не представляет испытания и выбора.

Получается, что на практике йецер действительно является отражением характера человека; он не первопричина, а, скорее, симптом: то, что приходит человеку на ум, свидетельствует о нем самом, о его склонностях. Поэтому перед Потопом люди заслуживали уничтожения: все их мысли и идеи были злыми, и это свидетельствовало о безнадежной испорченности их характера. Из комментария Мальбима к Торе (там же) ясно, что и он придерживается такой трактовки этого понятия.

Хотя о йецер а-ра принято говорить как об отдельной от человека силе, которая на него как-то воздействует, что-то ему «нашептывает», это просто способ выразить ту идею, что человек может и должен воздерживаться от дурных побуждений. Мол, даже если ему пришло в голову поступить плохо, это не он плохой, а йецер а-ра пытается его совратить, а сам он хороший и может преодолеть йецер а-ра и воздержаться от зла.

Таков должен быть настрой человека: нет, это не я, я лучше этого, я могу и должен поступить правильно. При таком подходе легче добиться положительного результата. Хотя, конечно, йецер а-ра — это продукт его собственных мыслей, его характера. И борьба с йецер а-ра — это борьба с самим собой. Это не какая-то внешняя сила удерживает человека в постели утром — это ему самому очень приятно в ней оставаться и не хочется вставать. Но факт остается фактом: он может и должен себя побороть и все-таки встать. И психологически это легче сделать, сказав себе: это йецер а-ра меня удерживает, но я встану.

Сатан

Слово сатан буквально означает «препятствие», «препятствующий». Опять же, в принципе это понятие не обязательно означает какую-то злую силу. Например, когда нееврейский пророк Билам вышел в путь с целью проклясть еврейский народ, ангел Б-га встал на его пути лэ-сатан ло — «[чтобы] быть ему препятствием» (Бемидбар 22:22). Раши пишет (в комментарии к этому стиху): это был ангел, представляющий милость Б-га, и он пытался удержать Билама от греха.

Использование же этого слова для обозначения зла объясняет Мальбим в своем комментарии к книге Ийова (1:6): «И был день, когда пришли сыны Б-га стоять перед Господом, и пришел меж ними и Сатан». Согласно Мальбиму, «сыны Б-га» — это ангелы и другие силы, посредством которых Он управляет миром. Т. к. у каждого физического объекта и явления есть духовный корень, который его питает. Как говорят мудрецы (Берешит Рабба 10): «Над каждой травинкой стоит ангел, который ударяет по ней и говорит: расти!» Но эти корни, ангелы — не самостоятельные силы, а лишь марионетки и нити в руках Б-га.

И Сатан — тоже одна из этих сил, только не созидательная и конструктивная в том или ином плане, а, наоборот, деструктивная, приводящая к разрушению, исчезновению того или иного объекта или явления. Поэтому в стихе сказано, что Сатан пришел «меж ними», другими ангелами и силами, а не вместе с ними, на равных: в отличие от них, он является духовным корнем не какого-то объекта или явления, а только корнем разрушения, исчезновения одного из объектов и явлений, которые представляют они.

И весь последующий «диалог» Б-га с Сатаном в книге Ийов Мальбим объясняет как притчу, написанную в понятной для человека форме. Хотя на самом деле Сатан — это, конечно, не какая-то самостоятельная сила, которая вот так спорит с Б-гом и пытается навредить Ему и Его созданиям (и уж точно не какое-то злое существо с рогами и копытами). Когда Сатан «убедил» Б-га дать ему власть над Ийовом и подвергнуть его страданиям, это означает лишь то, что Б-г решил использовать в отношении Ийова эту силу разрушения и исчезновения блага, чтобы подвергнуть его испытанию. Так было правильно на тот момент, такое решение было принято после взвешивания аргументов «за» и «против».

О Сатане говорят как об обвинителе (прокуроре) человека перед Б-гом — но ведь на самом деле Б-гу вовсе не нужны свидетели, обвинители или адвокаты. Они нужны судье-человеку, который не может сам видеть и знать все, вот разные люди и приводят ему аргументы и факты, которые могут повлиять на его вердикт. Но Б-г видит и знает все, и Ему сразу ясно, что делать с человеком. Поэтому Его Небесный суд и «судебный процесс» на самом деле выглядит иначе. Но как именно — нам не понять, это некое неведомое нам сопоставление разных духовных сил и «аргументов». И единственным доступным нам способом понимания этого «процесса» является его уподобление известному нам судебному, с его обвинителями и адвокатами.

Несовершенство

Но как же тогда понимать известное изречение в Талмуде (Бава Батра 16 а), которое Вы приводите: «Он — Сатан, он же — йецер а-ра, он же — Ангел Смерти»?

Объясняет Маараль (в «Хидушей Агадот»): сказанное не означает, что все упомянутые творения — одно. Нет, это разные «сущности». Йецер а-ра — внутри самого человека, это идеи и помыслы, выражающие недостатки его характера, склонность поступать неправильно. Сатан — вне человека: даже если сам человек хочет поступать правильно, на его пути могут возникать препятствия, мешающие ему. Или физические преграды, или люди, пытающиеся его переубедить/соблазнить/запугать. Ангел Смерти вообще не испытывает человека, а лишает его жизни. Но смысл тут такой: у всех этих разных сил — один корень, одна основа: несовершенство, небытие.

Б-г совершенен, целен и вечен, и Он мог бы создать мир таким же. Но Он создал в мире несовершенство и недостаточность, имеющие разные проявления. Йецер а-ра — недостатки внутри человека. Сатан — несовершенство условий и обстоятельств его жизни. И, наконец, Ангел Смерти — несовершенство всей человеческой жизни: человек уязвим и не вечен, его тело подвержено распаду, его ждет переход в небытие.

Все эти проявления несовершенства Б-г на самом деле создал для определенной цели. В конце описания Сотворения мира «увидел Б-г все, что сотворил, и вот: хорошо весьма» (Берешит 1:31). Согласно толкованию мудрецов (Мидраш Рабба 9:9), слово «весьма» — намек на йецер а-ра. Т. к. он тоже, в конечном счете, служит добру. В том числе, только благодаря существованию несовершенства человеку есть что улучшать и куда стремиться. Преодолевать и йецер а-ра внутри себя, и внешние препятствия, улучшать и ценить жизнь — ведь она так драгоценна потому, что конечна.

Надеюсь, удалось облегчить понимание интересующих Вас терминов. И, если остаются вопросы, продолжайте спрашивать — ведь я человек и мое объяснение, скорее всего, несовершенно.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше