Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что именно было даровано Моисею на горе Синай?

Темы: Моше, Дарование Торы, Устная Тора, Изучение Торы, Рав Натан Агрес, Письменная Тора

Отложить Отложено

Здравствуйте. У меня созрел такой вопрос. Что именно было даровано Моисею на горе Синай? Только те указания и заповеди, которые представлены в Торе как слова самого Бога, да будет Он восславлен, а остальные главы дописаны как предыстория мудрецами? Или же Моисею была сообщена Тора именно такой, слово в слово, как мы читаем, начиная со слова «В начале» и заканчивая словом «Израиля»?

Отвечает рав Натан Агрес

Спасибо за интересный вопрос.

Несомненно, вся Тора от первой до последней буквы была продиктована Самим Всевышним нашему учителю Моше (см. Рамбан, Комментарий к Торе, Предисловие, по гмаре Менахот 30а). Но вот насчёт времени, когда она была записана, существует спор между мудрецами (Гитин 60а). Согласно одному мнению, Тора записывалась постепенно (в течение сорокалетних скитаний по пустыне), по мере того, как Всевышний сообщал Моше определённые законы или предписания, связанные с какими-то происшествиями. Моше записывал их как отдельные свитки, а в конце сшил в определённом порядке. Согласно этому мнению, пишет Рамбан (там же), первую книга Торы — Берейшит, а также начало второй книги (включая повеления о Мишкане — Скинии Завета) Моше записал в день Синайского откровения, сразу после получения десяти речений.

Но, согласно другому мнению, Тора была дана сразу полностью и Моше записал её в день смерти, в конце сорока лет своего правления. Тем не менее, отдельные главы Торы были записаны раньше, но не «как Тора», а для особых надобностей — таких, как заключение союза или учёба.

Интересно, что подобный спор о «передаче» Торы мы находим и в отношении Устной Торы (Звахим 115 б), которая, кстати, предшествовала Письменной. (Рав Шимшон-Рефаэль Гирш уподобил отношение Письменной Торы к Устной отношению лекции к ее краткому конспекту).

По мнению раби Акивы вся Устная Тора (имеются в виду законы соблюдения заповедей и пути служения), её общие положения вместе со всеми деталями были даны сразу на горе Синай (а то, что упоминается в Торе как более позднее, Моше поведал народу позже). Но оппонент раби Акивы — раби Ишмаэль — считал, что на Синае были получены только общие правила и законы, а их детализация была дана позже, в Ковчеге Завета.

Мудрецы следующих поколений объяснили, что за этими позициями стоят глубокие концепции, касающиеся Торы и её заповедей, но их невозможно рассмотреть в рамках краткого ответа.

С уважением Натан Агрес

Материалы по теме

Недельная глава Итро

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Итро

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Избранные комментарии к недельной главе Итро

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все созданные человеком «религии» и кодексы с течением времени подвергаются изменениям. Не таковы еврейская «религия» и еврейский Закон.

Моше бен Амрам. Возвращение в Египет и десять казней

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Мидраш о том, как происходило возвращение Моше в Египет. Освобождение еврейского народа было сопряжено с огромными трудностями.


Как взвешивают серебро и золото на весах, чтобы различить между легким и тяжелым, так же мудрый человек взвешивает на весах разума, чтобы различить ложь и правду. Читать дальше