Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch

Что именно было даровано Моисею на горе Синай?

28 мая, темы: Моше, Итро, Дарование Торы, Изучение Торы, Рав Натан Агрес, Письменная Тора

Отложить Отложено

Здравствуйте. У меня созрел такой вопрос. Что именно было даровано Моисею на горе Синай? Только те указания и заповеди, которые представлены в Торе как слова самого Бога, да будет Он восславлен, а остальные главы дописаны как предыстория мудрецами? Или же Моисею была сообщена Тора именно такой, слово в слово, как мы читаем, начиная со слова «В начале» и заканчивая словом «Израиля»?

Отвечает рав Натан Агрес

Спасибо за интересный вопрос.

Несомненно, вся Тора от первой до последней буквы была продиктована Самим Всевышним нашему учителю Моше (см. Рамбан, Комментарий к Торе, Предисловие, по гмаре Менахот 30а). Но вот насчёт времени, когда она была записана, существует спор между мудрецами (Гитин 60а). Согласно одному мнению, Тора записывалась постепенно (в течение сорокалетних скитаний по пустыне), по мере того, как Всевышний сообщал Моше определённые законы или предписания, связанные с какими-то происшествиями. Моше записывал их как отдельные свитки, а в конце сшил в определённом порядке. Согласно этому мнению, пишет Рамбан (там же), первую книга Торы — Берейшит, а также начало второй книги (включая повеления о Мишкане — Скинии Завета) Моше записал в день Синайского откровения, сразу после получения десяти речений.

Но, согласно другому мнению, Тора была дана сразу полностью и Моше записал её в день смерти, в конце сорока лет своего правления. Тем не менее, отдельные главы Торы были записаны раньше, но не «как Тора», а для особых надобностей — таких, как заключение союза или учёба.

Интересно, что подобный спор о «передаче» Торы мы находим и в отношении Устной Торы (Звахим 115 б), которая, кстати, предшествовала Письменной. (Рав Шимшон-Рефаэль Гирш уподобил отношение Письменной Торы к Устной отношению лекции к ее краткому конспекту).

По мнению раби Акивы вся Устная Тора (имеются в виду законы соблюдения заповедей и пути служения), её общие положения вместе со всеми деталями были даны сразу на горе Синай (а то, что упоминается в Торе как более позднее, Моше поведал народу позже). Но оппонент раби Акивы — раби Ишмаэль — считал, что на Синае были получены только общие правила и законы, а их детализация была дана позже, в Ковчеге Завета.

Мудрецы следующих поколений объяснили, что за этими позициями стоят глубокие концепции, касающиеся Торы и её заповедей, но их невозможно рассмотреть в рамках краткого ответа.

С уважением Натан Агрес


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Материалы по теме


Тема дня

Трумот и маасрот

Всевышний не только даровал евреям Землю Израиля, но и обязал их выполнять особые заповеди, связанные со святостью этой земли.