Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что именно было даровано Моисею на горе Синай?

Темы: Моше, Дарование Торы, Устная Тора, Изучение Торы, Рав Натан Агрес, Письменная Тора

Отложить Отложено

Здравствуйте. У меня созрел такой вопрос. Что именно было даровано Моисею на горе Синай? Только те указания и заповеди, которые представлены в Торе как слова самого Бога, да будет Он восславлен, а остальные главы дописаны как предыстория мудрецами? Или же Моисею была сообщена Тора именно такой, слово в слово, как мы читаем, начиная со слова «В начале» и заканчивая словом «Израиля»?

Отвечает рав Натан Агрес

Спасибо за интересный вопрос.

Несомненно, вся Тора от первой до последней буквы была продиктована Самим Всевышним нашему учителю Моше (см. Рамбан, Комментарий к Торе, Предисловие, по гмаре Менахот 30а). Но вот насчёт времени, когда она была записана, существует спор между мудрецами (Гитин 60а). Согласно одному мнению, Тора записывалась постепенно (в течение сорокалетних скитаний по пустыне), по мере того, как Всевышний сообщал Моше определённые законы или предписания, связанные с какими-то происшествиями. Моше записывал их как отдельные свитки, а в конце сшил в определённом порядке. Согласно этому мнению, пишет Рамбан (там же), первую книга Торы — Берейшит, а также начало второй книги (включая повеления о Мишкане — Скинии Завета) Моше записал в день Синайского откровения, сразу после получения десяти речений.

Но, согласно другому мнению, Тора была дана сразу полностью и Моше записал её в день смерти, в конце сорока лет своего правления. Тем не менее, отдельные главы Торы были записаны раньше, но не «как Тора», а для особых надобностей — таких, как заключение союза или учёба.

Интересно, что подобный спор о «передаче» Торы мы находим и в отношении Устной Торы (Звахим 115 б), которая, кстати, предшествовала Письменной. (Рав Шимшон-Рефаэль Гирш уподобил отношение Письменной Торы к Устной отношению лекции к ее краткому конспекту).

По мнению раби Акивы вся Устная Тора (имеются в виду законы соблюдения заповедей и пути служения), её общие положения вместе со всеми деталями были даны сразу на горе Синай (а то, что упоминается в Торе как более позднее, Моше поведал народу позже). Но оппонент раби Акивы — раби Ишмаэль — считал, что на Синае были получены только общие правила и законы, а их детализация была дана позже, в Ковчеге Завета.

Мудрецы следующих поколений объяснили, что за этими позициями стоят глубокие концепции, касающиеся Торы и её заповедей, но их невозможно рассмотреть в рамках краткого ответа.

С уважением Натан Агрес

Материалы по теме

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Моше бен Амрам. Возвращение в Египет и десять казней

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Мидраш о том, как происходило возвращение Моше в Египет. Освобождение еврейского народа было сопряжено с огромными трудностями.

Моше бен Амрам. На пути к Святой Земле

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

После подсчета евреев Моше приказывает левитам собрать шатер и готовиться к походу. Моше обращается к Итро, но тот отказывается продолжить путь.

Рассказы еврейских мудрецов о смерти Моше

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.


В году есть четыре Субботы, в которые выносятся и раскрываются два свитка Торы и по ним читаются две различные главы, хотя они и не выпадают ни на один из праздников, Пурим или Хануку. Если одна из них выпадает на Рош Ходеш (Новомесячье), в этот день читают три главы по трем свиткам! Читать дальше

Арба парашиет. Четыре главы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

В году есть четыре субботы, в которые выносятся и раскрываются два свитка Торы и по ним читаются две различные главы, хотя они и не выпадают ни на один из праздников, Пурим или Хануку. Если одна из них выпадает на Рош Ходеш, в этот день читают три главы по трем свиткам!

Парашат Захор и ее законы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Четыре субботы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Шкалим. Махацит ашекель

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Во времена, когда стоял Иерусалимский Храм, действовала особая заповедь — каждый взрослый мужчина должен был один раз в год пожертвовать половину шекеля, с тем, чтобы на эти деньги приобретались животные, необходимые для общественных жертвоприношений — ежедневные жертвы всесожжения (Олот) , дополнительные жертвы (Мусафим) , хлебные приношения и воскурения. При этом Тора запрещала приносить в этом году в жертву животных, купленных на деньги, собранные в прошлом (или ином) году.

Помни, что сделал тебе Амалек

Рав Бенцион Меламед

Как выполнить заповеди "Помни, что сделал тебе Амалек" и "Сотри память об Амалеке под небесами"

Рав Яков Доктор

Ваикра

Чтение отрывка «Паршат аХодеш»

Рав Элиягу Вугенфирер

Разговор со Всевышним происходит при помощи изучения Торы и молитвы. В Торе — человек «слушает» обращение к нему, в молитве — обращается сам.