Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кто эти таинственные «сыны понимания», которые постановили праздновать Хануку?

Темы: Мудрецы, Ханукальные свечи, Беременность и роды, Ханука, Яаков, Маоз цур, Санхедрин, Колена Израиля

Отложить Отложено

Здравствуйте! Вот приближается праздник Хануки, и вновь будем петь гимн Маоз Цур. Давно хотел выяснить, кто такие БНЭЙ БИНА («сыны понимания», мудрецы), которые ввели закон о праздновании восьми дней Хануки? Заранее благодарен!

Отвечает рав Нахум Шатхин

Здравствуйте, и спасибо за интересный вопрос!

Есть один интересный, но непонятный «мидраш плиа» («загадочный мидраш») на стих из Шир а-ширим (7:14): «Мандрагоры издали запах, и у дверей наших всякие плоды изысканные…» О чем речь в этом стихе? Поясняет мидраш: «Мандрагоры издали запах…» — это Реувен, который нашел в поле мандрагоры и принес их своей матери Лее; «…и у дверей наших всякие плоды изысканные» — это ханукальные свечи, которые мы ставим у порогов наших домов.

Теперь всё понятно? Вот и мне непонятно. Непонятно было и адмору из Динова, какая связь между мандрагорами Реувена и ханукальнымы свечами?

Сама история адмора из Динова (1745-1815) весьма интересна и также имеет отношение к празднику Ханука. Дело в том, что рав Цви Элимелех Шапира из Динова написал очень известную книгу, состоящую из двух томов. Первый том был посвящен толкованиям и комментариям, связанным с еврейскими праздниками. А вот второй том содержал только объяснения, касающиеся Хануки.

Как-то непропорционально. Странным это показалось и автору. Ну а, поскольку мы знаем, что ничего случайного в жизни не происходит, мудрец решил обратиться за разъяснениями в «высшие инстанции». В то время в Польше жил Хозэ ми-Люблин, считавшийся гдоль а-дором (величайшим мудрецом поколения) и известный как обладатель руах а-кодеш. К нему-то за разрешением накопившихся вопросов и отправился ребе из Динова.

Он прибыл в Люблин, записался на прием, дождался назначенного времени, но, войдя, не успел открыть рот, как Хозэ сам задал ему вопрос: «Ты, верно, хочешь узнать, почему в написанной тобой книге так много сказано именно о Хануке? Я отвечу тебе. У Хашмонаим был, разумеется, свой Санхедрин. И большинство из семидесяти мудрецов, заседавших в Санхедрине, были представителями колена Иссахара. Они-то и приняли судьбоносное решение, чтобы евреи всех последующих поколений, отмечали события Хануки как праздник. Твоя же душа является гильгулем души одного из тех мудрецов колена Иссахара, поэтому тебя так влечет писать хидушейТора (новые толкования, открытия) о Хануке».

Понимаете теперь, почему ребе из Динова назвал свою книгу «Бнэй Иссахар»!?

А теперь вернемся к нашему вопросу: какая связь между мандрагорами Реувена и ханукальными свечами?

Поясняет «Бнэй Иссахар». Мандрагоры, как известно, являлись средством от бесплодия. Это было растение редкое, его невозможно было выращивать, поэтому они обладали огромной ценностью. Рахель, узнав, что Реувен нашел мандрагоры, попросила их у своей сестры в обмен на вечер с Яаковом: сестры договорились, что этот вечер он проведет в шатре Леи.

И что из этого получилось? Зачала как раз Лея, продемонстрировав, что связь с мужем для нее важнее любых благ. Говорят наши мудрецы, что, если в момент зачатия между родителями существует большое взаимное притяжение, духовный уровень детей будет очень высоким. Так на свет появился Иссахар.

Яаков знал, каким колоссальным потенциалом обладает Иссахар, и это нашло отражение в благословении, которое он дал сыну перед смертью: «Иссахар осел костистый, лежащий среди заград. И увидел он, что покой хорош, и что земля приятна, и преклонил плечи свои для ношения, и стал работать в уплату дани» (Берешит 49:14, 15).

«Иссахар осел костистый» — в память о том, как осел, на котором возвращался домой Яаков, подал голос. Услышав это, Лея вышла навстречу Яакову, чтобы сообщить: сегодняшний вечер он проведет в ее шатре.

«и преклонил плечи свои для ношения» — принял на себя ношу изучения Торы.

«и стал работать в уплату дани» — устанавливать галахические законы народу Израиля, как сказано: «И из сыновей Иссахара, умеющих понимать (יוֹדְעֵי בִינָה) времена, — знающих, что нужно делать Израилю…» (Диврей а-йамим I 12:33).

Известно, что на протяжении всей истории народа Израиля большинство глав Санедрина и его судей были представителями колена Иссахара. И, как мы упомянули, они были большинством и в Санедрине Хашмонаим.

Поясняет «Бнэй Иссахар»: когда-то давно, благодаря мандрагорам Реувена, на свет появился Иссахар. А спустя более тысячи лет его потомки установили нам на века восемь дней празднования Хануки. Этих мудрецов из колена Иссахара и называет автор гимна — бнэй бина. И сегодня, благодаря им, на наших порогах «плоды изысканные» — ханукальные свечи.

С уважением, Нахум Шатхин

Материалы по теме


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский