Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Внук Аарона не стал коэном, однако благодаря его действиям Всевышний спас народ Израиля. Биография главного еврейского ревнителя.

Пинхас бен Элазар (פנחס) — пророк и праведник, первосвященник Скинии в Шило.

Родился в Египте (см. Бемидбар раба 3:7; Сифтей хахамим, Бемидбар 25:13). Сын Элазара (см.) и внук первосвященника Аарона (см.). Его мать происходила по одной линии из рода Йосефа (см.), сына праотца Яакова (см.), а по другой — из семьи мидьянского жреца Итро, тестя Моше (см.), брата Аарона (Шмот 6:25, Таргум Йонатан и Раши; Сота 43а; Бава батра 109б-110а).

По свидетельству кабалистов, Пинхас был новым воплощением души праотца Ицхака (см.) (Седер адорот 2488).

После исхода из Египта, у горы Синай, его дед, Аарон, был посвящен в первосвященники Шатра Откровения, а его отец и братья отца — в священнослужители. Но Пинхас не стал коэном, так как к тому времени еще не достиг возраста тридцати лет, в котором разрешено нести службу в Храме. А по наследству статус коэна мог быть передан лишь тем внукам Аарона, которые родились уже после помазания (Зевахим 101б; Раши на Бемидбар 25:13, Сифтей хахамим).

На сороковой год скитаний по пустыне, 1 ава 2487 года /1273 г. до н.э./, умер Аарон, и первосвященником стал отец Пинхаса — Элазар (Бемидбар 20:23—28; Дварим 10:6). Элазар и Пинхас, не скрывая слез, оплакали Аарона, и народ рыдал вместе с ними (Авот дераби Натан 12:5).

В начале 2488 года /1272 г. до н.э./ сыны Израиля разбили стан на восточном берегу Иордана, напротив Иерихона, — недалеко от рубежей Моава. Следуя совету мага Билама, моавитяне и их соседи мидьянитяне, испугавшиеся силы сынов Израиля, подослали к ним нарядно одетых блудниц. Заманив евреев в свои шатры, эти женщины спаивали их вином, обольщали, а затем уговаривали служить своему идолу Бааль-Пеору. В стане начался мор, ставший проявлением гнева Творца на Израиль, и Б-г повелел Моше созвать глав народа, чтобы судить и казнить служивших идолу.

В самом начале судебного разбирательства один из вождей колена Шимона, Зимри, подвел к Моше мидьянскую принцессу Козби, с которой собирался согрешить, и спросил: «Эта женщина разрешена мне или запрещена? Если ты скажешь, что запрещена, то кто разрешил тебе жениться на дочери Итро, которая тоже родом из Мидьяна?» И на глазах у всех Зимри завел мидьянку в шатер. Моше, который взял Ципору в жены еще до дарования Торы, — а затем, у горы Синай, она вместе с другими герами приняла на себя «ярмо заповедей» — тем не менее, растерялся и молчал, забыв закон, полученный от Всевышнего на Синае: ревнители имеют право казнить того, кто вступает в близость с нееврейкой. А Пинхас, слышавший этот закон из уст Моше, теперь напомнил о нем. Но Моше сказал: «Кто вспомнил об этом повелении Торы, тот и должен его выполнить». Тогда Пинхас ворвался в шатер вслед за прелюбодеями и пронзил их копьем в момент соития. В это мгновение мор, от которого уже погибло двадцать четыре тысячи человек, прекратился (Бемидбар 25:1—9, Раши; Санхедрин 82а, 106а; Пиркей дераби Элиэзер 47; Шмот раба 33:5; Бемидбар раба 20:23—24).

Но евреи из всех колен начали позорить Пинхаса, говоря: «Смотрите, этот потомок Итро, приносившего жертвы идолам, убил вождя одного из колен Израиля!» (Сота 43а; Бава батра 109б; Санхедрин 82б; Раши, Бемидбар 25:11). А некоторые даже хотели отлучить его от общины (Эц Йосеф, Бемидбар раба 21:3). И тогда Творец известил Моше в пророческом откровении: за то, что Пинхас возревновал за Б-га, он удостоится стать священнослужителем Святилища (Бемидбар 25:10-13, Раши; Зевахим 101б).

Знатоки сокровенного учения подчеркивают, что если бы не поступок Пинхаса, то весь народ Израиля был бы, не дай Б-г, окончательно истреблен, ведь Всевышний сказал Моше: «Пинхас …отвратил Мой гнев от сынов Израиля, …и Я не истребил (וְלֹא כִלִּיתִי) сынов Израиля в Моей ревности» (Бемидбар 25:11) — а слово כִלִּיתִי («истребил»), образованное от основы כל («всё»), говорит именно о полном уничтожении (р. Бехайе, Бемидбар 25:11; Шолмей Нахум, Пинхас с. 468). За спасение всего народа Израиля Пинхас удостоился исключительного долголетия (Сфорно, Бемидбар 25:12).

После этих событий Творец повелел отомстить мидьянитянам, подославшим своих женщин для совращения сынов Израиля. А поскольку тесть и жена Моше происходили из Мидьяна, он не повел народ на эту войну сам, а послал отборное войско во главе с Пинхасом, сказав ему: «Кто начал эту заповедь, тот пусть ее завершит» (Бемидбар 25:16—18, 31:1—6, Раши; Танхума, Матот 3; Бемидбар раба 22:4). Пинхас был также коэном-помазанником — т.е. духовным руководителем народа в этой войне (Сота 43а). В ходе войны сыны Израиля поразили всех князей Мидьяна, а Пинхас казнил давнего ненавистника Израиля — мага Билама (Бемидбар 31:7—8, Таргум Йонатан; Санхедрин 106б).

6 нисана 2488 года, в конце тридцатидневного траура по Моше, Пинхас вместе с Калевом бен Йефунэ тайно переправились через Иордан и проникли в ближайший кнаанский город Иерихон. Они укрылись в примыкающем к городской стене доме, у женщины по имени Рахав, которая им сказала: «Я знаю, что Б-г отдал вам эту землю; на нас напал страх перед вами» — ведь кнаанцы уже знали о гибели войска фараона в водах Тростникового моря, а также о победе евреев над могучими царями, правившими на восточном берегу Иордана. 8 нисана Пинхас и Калев возвратились в стан к Йеошуа бин Нуну, вставшему во главе народа после смерти Моше, и доложили ему о проведенной разведке. А через день, 10 нисана, сыны Израиля перешли через Иордан и расположились станом в Гилгале, у восточной окраины Иерихона (Йеошуа 2:1—4:19; Бемидбар раба 16:1; Седер адорот; Седер адорот акацар).

При вступлении в страну Пинхас возглавлял левитов, переносивших части и утварь Шатра Откровения (I Диврей аямим 9:20, Агро и Мальбим). В течение четырнадцати лет завоевания и раздела святой земли он был священником Шатра Откровения в Гилгале (Седер олам раба 11; Маарзо, Ваикра раба 1:1).

Пинхас взял жену из колена Эфраима (Сифри, Пинхас 134). У него родился сын Авишуа (IДиврей аямим 5:30, 6:35).

В 2502 году /1258 до н.э/ Святилище было перенесено в Шило, где его стены выложили из камней (Йеошуа 18:1; Седер олам раба 11). В этот период Творец удостоил Пинхаса пророческого дара, и он наставлял народ, говоря от имени Б-га: «Я вывел вас из Египта и ввел вас в землю, о которой клялся вашим отцам, и Я сказал: “Не нарушу союза с вами вовек, но и вы не заключайте союза с жителями этой земли, а жертвенники их разрушьте”. Но вы не послушали Моего голоса. Что же вы наделали?! И поэтому Я говорю: Не прогоню Я их от вас, и будут они для вас ловушками, а их божества станут для вас западней» — и народ плакал, слушая его речи (Шофтим 2:1—5, Раши; Седер олам раба 20; Ваикра раба 1:1, Маарзо).

Пинхас возглавлял посольство десяти колен, поселившихся в стране Кнаан, к коленам Реувена, Гада и половине колена Менаше, обосновавшимся на восточном берегу Иордана. Колена, поселившиеся в Святой Земле, подозревали их в намерении отделиться и обособиться от остальных сынов Израиля. Его вмешательство позволило предотвратить братоубийственную войну (Йеошуа 22:10-34).

Наряду с Калевом, Пинхас стоял во главе старейшин, получивших от Йеошуа бин Нуна знание сокровенных тайн Торы. В 2516 году /1244 г. до н.э./, после смерти Йеошуа, эти старейшины приняли на себя управление народом Израиля (Йеошуа 24:29—31; Авот 1:1; Седер адорот 2516).

Вскоре после Йеошуа умер и отец Пинхаса — Элазар. Пинхас похоронил отца на участке в горах Эфраима, который унаследовал после смерти своей жены (Йеошуа 24:33, Раши; Седер олам раба 12; Сифри, Пинхас 134; Седер адорот 2516). Пинхас добавил к книге Йеошуа последнюю строку, посвященную смерти и погребению своего отца (Бава батра 15а).

С годами сыны Израиля отступили от служения Творцу и стали смешиваться с окружающими кнаанскими племенами. Около 2525 года /1235 г. до н.э./ страна была покорена арамейским царем Кушаном, который властвовал над евреями в течение восьми лет. Но благодаря охватившему народ раскаянию и духовному возрождению, сыны Израиля сумели объединиться, и в 2533 году /1227 г. до н.э./ избавились от власти арамейцев. В этой войне народ возглавлял ученик Пинхаса — Отниэль бен Кеназ (см.), а сам Пинхас был первосвященником Святилища в Шило — духовным главой народа (Шофтим 3:5—10; Седер адорот).

Стремясь уберечь евреев от смешения с соседями-идолопоклонниками, Пинхас вынес законодательное постановление, запрещающее сынам Израиля пить вино неевреев, — и его постановление было принято всем народом (Пиркей дераби Элиэзер 47).

Пинхас, действительно, удостоился особого долголетия, но точная продолжительность его жизни неизвестна. Его захоронение расположено рядом с могилой его отца, в горах Эфраима (Седер адорот 2892) — сегодня это территория деревни Аварта в Самарии.

От Пинхаса вышел род первосвященников, которые были духовными главами еврейского народа в период Первого Храма (IДиврей аямим 5:30-41; Ялкут Шимони, Пинхас 771; Тосафот, Зевахим 101б; Седер адорот 2811).

Согласно сокровенной устной традиции, новым воплощением души Пинхаса стал пророк Элияу (см.), который в будущем вновь возвратится на землю, чтобы возвестить о приходе Машиаха (Таргум Йонатан, Бемидбар 25:12; Раши, Бава меция 114б). В мидраше переданы слова Творца, обращенные к Пинхасу: «Ты восстановил мир между Мной и Израилем в этом мире. А в грядущем ты вновь восстановишь мир между Мной и Моими сыновьями», как написано (Малахи 3:23—24): «Вот Я посылаю к вам пророка Элияу перед наступлением дня Б-га, великого и страшного, — и возвратит он сердце отцов к сыновьям, и сердце сыновей к отцам, чтобы Я не пришел и не поразил землю истреблением» (Ялкут Шимони, Пинхас 771).

В Талмуде сказано, что, «если человек увидит во сне Пинхаса, то удостоится чуда» (Брахот 56б).

с разрешения издательства Швут Ами