Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Так что же такое «мазаль»?

15 июля 2012, 05:31

Отложить Отложено

Многие ошибаются, понимая под словом «мазаль» слепое везение, случайное счастье, беспричинный успех, похожий на выигрыш в рулетку. Это вовсе не так. Слово «мазаль» означает скопление звёзд — созвездие — одно из колёсиков, которыми Творец раскручивает природу.

Эти колёсики, в сущности, предназначены лишь для остальных народов земли. Каждое из мазалот оказывает влияние на свою определённую группу народов. Но в отношении евреев наши Мудрецы сказали[1]: «Нет мазаля у Израиля», то есть мы не включены в систему управления и влияний, осуществляемых созвездиями. Мы вне этой игры. Мы руководимы Всевышним поверх естественных законов, так сказать «прямым включением», поскольку приняли Его Тору.

Впрочем, это не мешает нам кое-чему из этого научиться: подобно тому, как у каждой звезды свой размер, свой путь и место в мире, так Творец установил каждому человеку особенные повороты жизненного пути для его же, человека, блага. Ведь сказано ясно[2]: «כל דעביד רחמנא — לטב» — «Всё, что делает Всевышний — к добру».

У еврея в судьбе нет предопределённости, даже при неблагоприятном раскладе, праведные усилия могут изменить его жребий в лучшую сторону, в независимости от расположения звёзд. Недаром ведь сказано:[3] «нет никого, кто обладал бы свободой в такой степени, как тот, кто занят Торой» — «אין לך בן חורין, אלא מי שעוסק בתורה». Речь идёт о свободе от «мазалот» и возможности изменить судьбу.

С другой стороны, богач пусть помнит, что «не своею собственной рукой» добился он себе этого богатства, хотя так может показаться. Богатство дано ему лишь для добрых дел — распределять цдоку и поддерживать Мудрецов Торы, не забывая притом определить время для собственных занятий Торой. Если богач так поступает — испытание выдержал.

Бедняк же, после всех своих неудач, должен спросить: не его ли самого проступки привели к этой нескладной доле. Быть может, исправив то, что должно исправить, он сумеет разорвать круг неприятностей и подняться над «судьбою». Достаточно устранить духовную причину неудач, и всё начнёт выправляться.

По материалам лекций гаона раби Моше Штернбуха שליט"א


[1] Шабат,156,1

[2] Брахот,60,2

[3] Авот,6,2

Теги: Еврейство