Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Человек собирал дрова, чтобы его семья могла согреться. А Всевышний приказал побить его камнями...

Темы: Грех, Суббота, Смертная казнь, Зеев Урман, Пустыня

Отложить Отложено

Уважаемый раввин, меня мучает картина из книги Бемидбар (15; 32-36), где Моше слышит от Всевышнего приговор человеку, который нарушил субботу. Нарушитель работал; собирал палки на костёр для семьи, чтоб согреться. Моше приказал народу побить того еврея камнями до смерти. Может, это было испытание и сам Сатан приказал совершить это убийство? А Моше должен был начать спорить с ним, требуя не делать из них убийц, как это делают другие народы. Нарушитель должен умереть? Хорошо… Пошли ангела, пусть тот возьмет его душу как есть. А мы сядем вокруг оплакивать смерть соплеменника. И все народы увидят, как освятится имя Всевышнего, что евреи добры и милостивы, как и сам Творец! Но ведь не сказал так Моше. Спасибо. Люба

Отвечает рав Зеев Урман

Здравствуйте, Люба!

Наверное, нет такого человека, который, прочитав Ваш вопрос, не переживал бы вместе с Вами о горькой участи несчастного дровосека и его семьи. Ведь, в соответствии с Вашим пониманием, Тора в этом эпизоде рассказывает о заботливом отце, который, не в силах больше видеть, как его детишки замерзают, в отчаянном душевном порыве решился на нарушение субботы и вышел из дому, чтобы собрать немного хвороста и хоть как-то облегчить участь семьи. И его постигла суровая кара по слову Всевышнего.

Но так ли всё было на самом деле? Прежде всего, давайте вспомним, что странствие еврейского народа по пустыне на протяжении сорока лет сопровождалось удивительными чудесами. Ашем окружил их Семью Облаками Славы — четыре облака окружали лагерь со всех сторон, как стены, облако над ними защищало от палящего солнца пустыни, облако снизу выравнивало путь и убивало змей и скорпионов. Седьмое облако шло перед станом, указывая дорогу. Ночью ему на смену приходил огненный столп, который освещал шатры. Во время странствий в пустыне сыны Израиля никогда не страдали от голода и жажды, потому что Творец посылал им ман с Небес и заставлял воду струиться из каждой расщелины в земле, где бы они ни были. Одежда их не изнашивалась, но увеличивалась соответственно их росту, и, конечно же, они не страдали от жары или холода, поскольку в стане и вокруг него постоянно поддерживались идеальные климатические условия, оптимальная температура и влажность. Так чего же не хватало тому человеку? В трактате Шабат (96 б) упоминается его имя — Цлофхад.

Мидраш рассказывает нам о том, что произошло на самом деле. История со сбором дров случилась сразу после возвращения разведчиков. Когда Ашем постановил, что поколение пустыни не войдет в Землю Израиля, некий муж (Цлофхад) рассудил так: «Зная о том, что им никогда не достичь Эрец-Исраэль, люди нашего поколения могут начать относиться к мицвот (заповедям) беспечно. Они решат, будто за пределами Святой Земли мицвот не надо принимать всерьез. Я намеренно оскверню шабат, — сказал Цлофхад, — чтобы они увидели печальные последствия этого греха». И ради Славы Небес он нарушил законы субботы, чтобы то, что с ним случится, послужило для евреев предостережением. Он отправился в поле и начал собирать хворост.

В трактате Шабат приводятся три мнения о том, какой именно запрет был нарушен Цлофхадом. Согласно первому мнению, он нарушил запрет оцаа — запрет переноса предметов на расстояние четырех и более амот («локтей») в общественном владении. Согласно второму мнению, он отламывал ветки от растущего кустарника, что является нарушением запрета коцер — сбора урожая. Согласно третьему мнению он, делая вязанки, нарушал запрет меамэр — вязать снопы.

За сбором хвороста и застали его назначенные Моше сторожа. Двое свидетелей предостерегли его, требуя прервать запретный труд, но он не послушал их. Важно упомянуть: по закону Торы предостережение двоих свидетелей является обязательным условием для вынесения смертного приговора. Если предостережения не было, еврея нельзя казнить за нарушение. Но это не единственное условие. Нарушитель должен ответить: да, он знает, что это действие запрещено и, тем не менее, собирается его совершить. После того, как нарушение было совершено на глазах двоих свидетелей, дело передаётся в Бейс-Дин (суд) и назначается соответствующая «мера пресечения».

На исходе субботы осквернителя привели к Моше, чтобы тот судил его. Моше приказал держать его в заключении до тех пор, пока а-Шем не откроет, какая казнь ему полагается. Всквышний сообщил Моше, что человек, намеренно нарушивший субботу, заслуживает наказания скила.

Цлофхад выбрал спорный путь: всё-таки грех, даже во имя Небес, не может оказать положительного влияния. Тем не менее, его выбор был осознанным, был выбором человека, который знает, на что идёт.

Надеюсь, это объяснение поможет Вам в какой-то мере избавиться от тяжёлых чувств. Постарайтесь и впредь учить Тору по еврейским источникам, тогда Вы сможете избежать напрасных переживаний, но найдете много причин для радости — от прикосновения к мудрости Торы.

С уважением, Зеев Урман

Материалы по теме


Запрет брать взятку упоминается в Торе трижды. Это запрещено даже тогда, когда взятка на практике не влияет на судебный приговор. Так же, как запрещено брать взятку, запрещено и давать ее. Важно, что запрет взятки относится и к нееврейским судам: согласно законам Ноя, народам мира заповедано сформировать справедливые суды, и потому запрещено искривлять правосудие. Читать дальше