Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Яаков был вынужден бежать от Эсава. В пророческом сне он увидел ангелов, которые поднимались на небо по лестнице. Что испугало праотца?

В тот же день, 14 нисана 2171 года, Яаков бежал из Хеврона — от гнева своего брата Эсава, получившего от отца грозное благословение: «Своим мечом будешь жить» (Берешит 27:40). В течение четырнадцати лет Яаков скрывался в доме своего наставника Эвера. И все эти годы он изучал Б-жественную мудрость с таким увлечением и самоотверженностью, что ни разу не ложился в постель, а если его одолевал сон, он дремал немного, облокотившись на стол с книгами (Седер олам раба 2; Мегила 17а; Сефер аяшар, Толдот; Берешит раба 68:11, Эц Йосеф).

В 2185 году /1575 г. до н.э./ Яаков вернулся в Хеврон, чтобы навестить родителей (Сефер аяшар, Толдот). Его появление пробудило прежнюю ненависть в сердце Эсава, замыслившего убить брата. И тогда Ривка устроила так, чтобы Ицхак срочно отослал Яакова на ее родину, в Харан, чтобы он взял себе в жены одну из дочерей ее брата Лавана (Берешит 27:41—28:5).

И вот, Яаков, которому к тому времени исполнилось 77 лет, должен был впервые покинуть Святую Землю. В самом начале пути он посетил Беэр-Шеву, где в течение долгих лет стоял гостеприимный шатер его деда Авраама, а затем шатер отца Ицхака, — ведь именно около Беэр-Шевы Ицхаку впервые открылся Б-г, запретив ему покидать землю, которая в будущем будет отдана во владение его потомкам. Но на Яакова этот запрет не распространялся (Берешит 28:10; Берешит раба 68:5; Сефер аяшар, Толдот).

Через два дня пути от Беэр-Шевы он заночевал на горе Мория, недалеко от места, где был вознесен на жертвенник его отец Ицхак (Берешит 28:11, Раши; Пиркей дераби Элиэзер 35; Седер адорот). В пророческом сне Яаков увидел лестницу, стоящую на земле, но вершиной достигающую небес (Берешит 28:12). Лестница опиралась на землю около Беэр-Шевы, середина нависала над горой Мория, а вершина уходила в небо далеко на севере (Раши, Берешит 28:17). По лестнице опускались и поднимались ангелы, и это были сарим (высшие ангелы) всех семидесяти народов (Берешит 28:12; Зоар 1, 149б).

В этом пророческом видении ему также были показаны четыре царства, которые на протяжении истории будут властвовать над его потомками, народом Израиля, — их восхождение к вершине власти и падение. Сначала он увидел, как сар Вавилона поднимается по лестнице на семьдесят ступеней, а затем падает — и это были семьдесят лет вавилонского владычества над Израилем. Затем сар Мидии и Персии поднялся на пятьдесят две ступени — и был сокрушен. Вслед за ним поднялся на сто восемьдесят ступеней сар Греции — и был сброшен. Наконец, начал свой подъем сар царства Эдом, основанного потомками брата Яакова — Эсава. Он поднимался все выше и выше, провозглашая: «Взойду я на облачные высоты, уподоблюсь Б-гу»[1] (Пиркей дераби Элиэзер 35; Ваикра раба 29:2).

Увидев, на какую головокружительную высоту поднялся ангел Эсава, Яаков взмолился перед Всевышним: «Владыка Вселенной! Не дай злодею Эсаву осуществить вожделение его сердца! Не дай осуществиться его преступному замыслу!». Талмуд объясняет, что Яаков просит защитить своих потомков от «Германии Эдома — ведь если им удастся осуществить свои замыслы, они разрушат весь мир» (Мегила 6аб, Агаот Ябец; Берешит раба 75:9; Михтав меЭлияу 3, с. 203).

Когда стало казаться, что возвышению Эсава не будет предела — т.е. не будет конца его власти над еврейским народом, — Яаков испугался: «Неужели этот не упадет никогда?!» Ответил ему Всевышний: «Не бойся, мой слуга Яаков! Даже если он поднимется по этой лестнице до Небес, Я Сам сброшу его вниз, когда придет срок!». И действительно, ангел Эсава обрушился, достигнув почти самой вершины лестницы. И тогда Всевышний сказал Яакову: «Теперь и ты поднимись!» В этот час, — продолжает мидраш, — испугался наш праотец Яаков, и сказал: «Как бы, не дай Б-г, и мне не рухнуть, как рухнули эти!» Ободрил его Всевышний: «Не страшись! Если ты поднимешься, не упадешь никогда!» Но, как заключает мидраш, «Яаков не поверил и не поднялся» (т.е. не поверил в себя — в то, что сможет удержаться на высоте, ни разу не согрешив). Сказал ему Б-г: «Если бы поверил и поднялся, больше не спустился бы. Но теперь, когда не поверил и не поднялся, в будущем твои сыновья будут порабощены этими четырьмя царствами» (Ваикра раба 29:2, Эц Йосеф). И в другом мидраше также говорится: «Если бы Яаков поднялся, не было бы того рабства и той зависимости от народов, в которой мы сейчас пребываем» (Шохер тов 78:6).

По определению Маараля из Праги, праотец Яаков мог, поднявшись на высочайший духовный уровень, прямо в пророческом откровении исправить корень будущего греха, который приведет его потомков к изгнанию, — и тогда оно не наступило бы (Нецах Исраэль 20). Однако после того как Яаков не решился подняться, Творец мира показал ему разрушение Первого Храма, возведенного на горе Мория, затем — возведение Второго Храма и вновь разрушение — на этот раз руками потомков Эсава (Берешит раба 69:7; Шохер тов 78:6). И, тем не менее, Всевышний обещал Яакову, что никогда не уничтожит его народ (Ваикра раба 29:2). В этом пророческом сне Яаков впервые услышал обращенный к нему голос Творца: «Я Г-сподь, Б-г твоего деда Авраама и Б-г Ицхака, дам тебе и твоим потомкам землю, на которой ты лежишь. Станет твое потомство многочисленным, подобно праху земли, и распространишься ты на запад, на восток, на север и на юг, и благословятся благодаря тебе и твоим потомкам все племена земли. Я — с тобой, и Я буду оберегать тебя везде, куда ты ни пойдешь, и возвращу тебя в эту землю, ибо Я не оставлю тебя, пока не выполню всего, что Я тебе обещал» (Берешит 28:13—15).

Пробудившись от вещего сна, Яаков в трепете произнес: «Это место вселяет великий ужас! Здесь должен быть Храм Б-га, и это — врата Небес» (Берешит 28:17).

Тем временем, узнав, что Яаков бежал, Эсав отправил вдогонку своего сына Элифаза с десятком слуг, поручив им зарубить Яакова мечом. Элифаз устроил засаду на пути Яакова возле города Шхема, но у него не хватило духу убить своего дядю. Он лишь забрал всё его имущество, рассудив: «нищий — что мертвый» (Сефер аяшар, Толдот; Раши, Берешит 29:11; Седер адорот).[2]


[1] Ср. Йешая 14:14.

[2] Существует также мнение, в соответствии с которым Яаков сначала уже достиг рубежей Харана, но затем вновь возвратился в страну Кнаан, чтобы помолиться на горе Мория. Он молился там с наступлением вечерней мглы, и, заснув после молитвы, увидел пророческий сон: лестницу до Небес и на ней ангелов. И понятно, что, согласно этому толкованию, Яаков был ограблен Элифазом у Шхема еще до того, как добрался до рубежей Харана, и тем более до своего пророческого видения (см. Хулин 91б, Раши; Раши, Берешит 28:17).

с разрешения издательства Швут Ами