Из цикла «История еврейского народа», темы: Хашмонаим, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Жестокость, Власть, Рим, Ирод
После победы Юлий Цезарь, в благодарность за помощь, оказанную ему евреями в Египте, назначил Антипатра римским наместником Иудеи, оставив за Гирканом звание народного правителя.
Весь период своей недолгой власти Юлий Цезарь был настроен благожелательно к еврейскому народу. Он возвратил Иудее порт Яффо и позволил отремонтировать стену Иерусалима, разрушенную во время атаки римлян. В египетском городе Александрия он восстановил гражданские права еврейского населения, а в городах Малой Азии обещал евреям свободу вероисповедания.
Антипатр назначил своих сыновей губернаторами провинции, и теперь управление страной было в его руках. Фазаэлю Антипатр передал Иерусалимскую провинцию, юному Ироду — Галилею. Уже в молодые годы Ирод проявил исключительную жестокость и вероломство. Во время восстания против него и его римских хозяев он захватил много пленных и убил их всех без суда и следствия. Эта расправа потрясла Санхедрин, и Ирод был вызван в Иерусалим, чтобы предстать перед судом. Высокомерный Ирод появился в суде в пурпурном царском одеянии, окруженный телохранителями. Увидев его, члены Санхедрина побоялись осудить преступника. Лишь мудрый Шамай, который председательствовал в это время в Санхедрине сказал: «Перед нами стоит Ирод, окруженный воинами и намеревающийся убить нас, если мы будем судить его по закону. Но знайте, что есть Б-г на небесах! И этот человек, которого вы из страха не хотите обвинить, уничтожит и вас, и ваше отечество».
Слова Шамая подействовали на его товарищей, и они решили наказать Ирода за убийства. Но Гиркан боялся Антипатра и римского наместника в Дамаске и отложил заседание суда на следующий день. Ночью Ирод бежал в Сирию. Вскоре он появился перед иерусалимскими воротами во главе большой и хорошо вооруженной армии, чтобы жестоко расправиться с теми, кто посмел призвать его к ответу.
Лишь под давлением своего отца Антипатра он согласился снять осаду и возвратиться и Сирию.
В 3716 году (44 год до н.э.) в Риме был убит Юлий Цезарь. Антипатр и его сыновья тут же перекинулись в лагерь его убийц — Брута и Кассия. Римские легионы стояли в Сирии. Для подготовки к будущей войне Кассию требовались огромные деньги, которые он надеялся получить из Сирии и Иудеи. Антипатр и его сыновья собрали с евреев требуемую сумму. Вскоре, однако, один из врагов Антипатра отравил его и возглавил народное восстание. Ирод с присущей ему жестокостью подавил это восстание. Через два года заговор Брута и Кассия был подавлен, и в Иудею прибыл сторонник Юлия Цезаря Марк Антоний.
Евреи надеялись освободиться от власти Ирода, но тот сумел завоевать доверие римского наместника, и Антоний, отклонив все претензии народа, назначил Ирода и его брата Фазаэля правителями Иудеи. Но Ироду этого было недостаточно. Он мечтал о троне. Чтобы законным путем сесть на престол Хашмонеев, он заставил Гиркана преодолеть сопротивление раввинов и обручить его с Мирьям — принцессой из рода Хашмонеев.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Раби Йеуда аНаси,
из цикла «Пиркей Авот»
Рав Моше Айземанн,
из цикла «Словами скрытые миры»
Из книги «Словами скрытые миры»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Комментарии на некоторые отрывки трактата об этике
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»
Мы не должны лениться, исполняя заповеди. Награда за работу уже приготовлена Творцом.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам газеты «Истоки»
Раби Йеуда аНаси,
из цикла «Пиркей Авот»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Успешный, здоровый и совершенно нерелигиозный (или антирелигиозный) миллионер... Прежде, чем подражать ему, следует помнить: всё в этом мире является преходящим. Деньги могут обратиться в пыль за одно мгновение, тогда как душа вечна.
Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»
Трактат «Пиркей-авот» является одним из важнейших сочинений на морально-этические темы. В комментариях Маараля к первой главе подробно обсуждается вопрос религиозной преемственности при передаче Торы от Моше следующим поколениям. Особое место уделяется характеристикам горы Синай, которая неслучайно была выбрана в качестве места для дарования Торы еврейскому народу.
Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»
Наши священные книги составлены очень кропотливо. Каждое слово в них было выбрано неслучайно. Первая глава книги «Поучения отцов» сообщает о непрерывной традиции передачи Торы, а также о предназначении этого мира. Всё сотворенное в нем зависит от нас самих.
Рав Моше Айземанн,
из цикла «Словами скрытые миры»
Из книги «Словами скрытые миры»