Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«А того, кто жалеет, Всевышний пожалеет, как сказано: «И даст тебе милосердие, и пожалеет тебя, и умножит тебя» (Дварим 13; 18).»Орхот цадиким. Щедрость
Власть рабов. Ирод и потомки Хашмонеев.

Власть рабов

После победы Юлий Цезарь, в благодарность за помощь, оказанную ему евреями в Египте, назначил Антипатра римским наместником Иудеи, оставив за Гирканом звание народного правителя.

Весь период своей недолгой власти Юлий Цезарь был настроен благожелательно к еврейскому народу. Он возвратил Иудее порт Яффо и позволил отремонтировать стену Иерусалима, разрушенную во время атаки римлян. В египетском городе Александрия он восстановил гражданские права еврейского населения, а в городах Малой Азии обещал евреям свободу вероисповедания.

Антипатр назначил своих сыновей губернаторами провинции, и теперь управление страной было в его руках. Фазаэлю Антипатр передал Иерусалимскую провинцию, юному Ироду — Галилею. Уже в молодые годы Ирод проявил исключительную жестокость и вероломство. Во время восстания против него и его римских хозяев он захватил много пленных и убил их всех без суда и следствия. Эта расправа потрясла Санхедрин, и Ирод был вызван в Иерусалим, чтобы предстать перед судом. Высокомерный Ирод появился в суде в пурпурном царском одеянии, окруженный телохранителями. Увидев его, члены Санхедрина побоялись осудить преступника. Лишь мудрый Шамай, который председательствовал в это время в Санхедрине сказал: «Перед нами стоит Ирод, окруженный воинами и намеревающийся убить нас, если мы будем судить его по закону. Но знайте, что есть Б-г на небесах! И этот человек, которого вы из страха не хотите обвинить, уничтожит и вас, и ваше отечество».

Слова Шамая подействовали на его товарищей, и они решили наказать Ирода за убийства. Но Гиркан боялся Антипатра и римского наместника в Дамаске и отложил заседание суда на следующий день. Ночью Ирод бежал в Сирию. Вскоре он появился перед иерусалимскими воротами во главе большой и хорошо вооруженной армии, чтобы жестоко расправиться с теми, кто посмел призвать его к ответу.

Лишь под давлением своего отца Антипатра он согласился снять осаду и возвратиться и Сирию.

Ирод и потомки Хашмонеев

В 3716 году (44 год до н.э.) в Риме был убит Юлий Цезарь. Антипатр и его сыновья тут же перекинулись в лагерь его убийц — Брута и Кассия. Римские легионы стояли в Сирии. Для подготовки к будущей войне Кассию требовались огромные деньги, которые он надеялся получить из Сирии и Иудеи. Антипатр и его сыновья собрали с евреев требуемую сумму. Вскоре, однако, один из врагов Антипатра отравил его и возглавил народное восстание. Ирод с присущей ему жестокостью подавил это восстание. Через два года заговор Брута и Кассия был подавлен, и в Иудею прибыл сторонник Юлия Цезаря Марк Антоний.

Евреи надеялись освободиться от власти Ирода, но тот сумел завоевать доверие римского наместника, и Антоний, отклонив все претензии народа, назначил Ирода и его брата Фазаэля правителями Иудеи. Но Ироду этого было недостаточно. Он мечтал о троне. Чтобы законным путем сесть на престол Хашмонеев, он заставил Гиркана преодолеть сопротивление раввинов и обручить его с Мирьям — принцессой из рода Хашмонеев.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Письменная Тора — тексты священных писаний. Разберемся, что входит в Письменную Тору, кроме Пятикнижия Моисея (Хумаша). Читать дальше

Танах

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

История еврейского народа 55. Караимский раскол

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Караимы, как и их предшественники цадуким (садукеи), открыто выступили против Устной Торы и традиции, передаваемой мудрецами.

От Синая до наших дней. История передачи устной Торы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Откуда мы знаем о Синайском Откровении?

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.