Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глава из книги р. Мордехая Нойгершла «Путешествие к вершине горы Синай»

Пророчества в Торе Израиля — примеры

Исследователь: Можете ли вы привести пример пророчества, приведенного в Торе Израиля?

Рав: Мы займемся несколькими историческими системами, о которых идет речь в книгах Пророков:

1. История еврейского народа.

2. История Земли Израиля.

3. Пророчества, относящиеся к народам мира.

1. История еврейского народа

На протяжении истории в мире существовали многие сотни народов и племен. За прошедшие 5000 лет большинство их исчезло, не оставив после себя следа. Где можно найти какие-нибудь следы шумерских или аккадских племен, вавилонян или потомков племен Инка и ацтеков? Если бы археологи не откопали какие-то каменные и глиняные остатки их цивилизации, мы бы вообще не знали об их существовании.

Народы исчезают по-разному. Есть такие, что вымирают из-за болезней и природных катастроф (землетрясений, пожаров, наводнений, голода и т.п.). Другие были стерты с лица земли врагами, которые завоевали их землю и истребили их. Но, хотя это и случалось, такое исчезновение — вследствие тотального физического уничтожения — встречается не слишком часто, лишь немногие народы прекратили свое существование при таких трагических обстоятельствах. Большинство исчезнувших племен просто растворились в других народах — тех, кто пришли на их землю или тех, с которыми они смешались на протяжении их странствий. Очень мало таких народов, которые бы выжили и сохранили при этом ясную национальную самоидентификацию, не говоря уже о глубоких и ясных корнях.

В противоположность всему этому, выделяется удивительный факт выживания еврейского народа. Само по себе выживание это удивительно, а уж насколько народ Израиля сохранился, и тяжелейшие условия, которые он перенес, не имеют себе подобных в истории.

Как мы сказали, само по себе выживание народа (мы еще не говорили об обстоятельствах, делающих выживание евреев уникальным) — необычное явление, которым могут похвастаться лишь считанные народы. Множество философов, писателей и поэтов и все те, кто занимался историей разных этносов, отмечали уникальность еврейской истории. Кто-то славословил, кто-то бранил и насмехался, пытаясь распространить яд антисемитизма, но никто не остался равнодушным…

На этом этапе мы абстрагируемся от всех особенностей, сопровождающих еврейскую историю, и сосредоточимся только на самом по себе продолжающемся существовании этого народа.

Поскольку речь идет о необычном явлении, его невозможно предвидеть заблаговременно. И тем не менее, Тора заранее обещает, что еврейский народ не исчезнет.

Тора говорит в книге Ваикра (Левит), глава Бехукотай (26:44): «Но и при всем этом, когда они будут в земле их врагов, не презрю Я их и не возгнушаюсь ими до того, чтобы истребить их, ибо Я Г-сподь, Б-г их». Этот стих сказан посреди главы о гневе Всевышнего и Его возмездии; за несколько стихов до этого Тора описывает разрушение Храма, войну и бедствия, которые предшествуют этому разрушению и будут сопровождать его. Тора, таким образом, знала заранее, что будут бедствия и страдания, но вместе с тем она обещает, что народ Израиля никогда не будет уничтожен.

Пророчества Ирмияу и Йешаяу о Вавилоне

Давайте попробуем встать на место пророка Ирмияу и увидеть то, что видел он. Ирмияу видел Вавилонскую империю во всем ее великолепии, видел, что она покоряет весь мир, что ее армия непобедима и, более всего, — что она завоевывает его землю, изгоняет его народ и разрушает его страну. С другой стороны, он видит разгром Израиля. Это был первый разгром еврейского народа за всю его историю. Ирмияу еще не видел, что у этого народа есть странная жизненная сила: его бьют в одном месте, а он вдруг высовывается и расцветает в другом, совершенно неожиданном. Если бы сегодня какой-то человек обещал бы, что еврейский народ не будет уничтожен, это не было бы особым пророчеством, так как исторический опыт показывает, что этот народ удивительно живуч, он выживает всегда, что бы с ним не случилось. Ирмияу, с другой стороны, жил в эпоху, когда еще невозможно было предвидеть, что история этого народа будет именно такой. Если бы Ирмеяу пророчествовал, что Вавилон будет властвовать всегда, а еврейский народ никогда не оправится от поражения, мы бы сказали, что события, которые лицезрел Ирмеяу, мощь Вавилона и ужасы разрушения так подействовали на него, что он посчитал, что это положение продлится вечно… Но Ирмеяу сказал совершенно противоположное! Могучему Вавилону он предрекал разрушение, а сокрушаемому еврейскому народу — вечное существование…!

Откроем книги пророков Ирмияу и Йешаяу, говорящих о Вавилоне: «И будет Вавилон, краса царств, великолепие халдеев, как Сдом и Амора, низверженные Б-гом. Никогда не будет он заселен, и не будут жить в нем вовеки, и араб не раскинет там шатра, и пастухи не положат там (скота своего)». (Йешаяу 13, Ирмияу 50).

Если бы пророки просто обещали, что Вавилон будет разрушен, не указывая при этом точной даты, они бы не брали на себя никакого риска. Но это пророчество — не просто пророчество о разрушении, перед нами однозначное обещание, что с того момента, как Вавилон будет разрушен, никто не сможет отстроить его — никогда! Какой человек может набраться наглости говорить о вечности? Откуда рожденному женщиной знать, что готовит нам неограниченное будущее? Ведь чтобы позаботиться о том, чтобы это пророчество сбылось, нужно охранять развалины Вавилона, чтобы никто не посмел попытаться его отстроить!

Следует помнить, что даже в наши дни развитой технологии, когда относительно просто создать инфраструктуру, тем не менее города, которые были разрушены — из-за войны или из-за природных катастроф — были отстроены на том же самом месте (например, Минск). Даже Хиросима, пропитанная смертельной радиацией, что, на первый взгляд, обязывало воздержаться от отстраивания города, была восстановлена на том же самом месте. И уж тем более в древние времена, когда было трудно построить инфраструктуру — воду, дороги и т. п. При археологических раскопках, когда открывают останки древних городов, обычно откапывают несколько слоев, среди них — сгоревшие. Это явление указывает на то, что город разрушался и вновь отстраивался раз за разом на том же месте. Предсказывать, что определенный город будет разрушен и никогда более не отстроен — это огромный риск. Реальная вероятность того, что такое пророчество сбудется, очень мала, особенно если учитывать то, что пророчество должно исполняться непрерывно, на протяжении всей истории человечества, буквально вечно! И тем более если идет речь о таком городе, как Вавилон, центре империи, городе, который многие мечтали отстроить и властвовать из него над своим царством как продолжатели дела прославленного Невухаднецара (Навуходоносора). Александр Македонский хотел превратить Вавилон в столицу своей огромной империи и мобилизовал на восстановление города десять тысяч человек. Ничего не вышло из этой затеи: великий завоеватель неожиданно умер, не успев осуществить свои замыслы, его империя распалась. Так сбылось еще одно пророчество: «Лечили мы Вавилон, но он не исцелился; оставьте его, и пойдем каждый в свою страну» (Ирмияу 51:9).

Мы видим, насколько центральное место занимал Вавилон. И о таком городе Ирмияу и Йешаяу пророчествуют, что он никогда не будет заселен!

Пророчества о народе Израиля и о Торе

В противоположность пророчеству о вечном разрушении, которое Ирмияу предрекает Вавилону, он предвещает народу Израиля выживание в любой ситуации: «Так сказал Г-сподь, Который дает солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который волнует море, и бушуют его волны — Г-сподь Воинств имя Его. Если исчезнут предо Мной эти законы, — сказал Г-сподь, — то и семя Израиля перестанет быть народом предо Мною». (Ирмияу, 31:34). В этом стихе содержатся три обещания:

  • 1. Что народ Израиля всегда будет существовать. (По крайней мере, пока существуют физические законы — прим. перев.)
  • 2. Евреи будут знать, что они — из «семени Израиля», будут знать, что они потомки Авраама, Ицхака и Яакова — Израиля. Среди еврейского народа есть левиим и коаним (священники), у которых есть документы о принадлежности их к роду священников, то есть прослежена вся их родословная до первосвященника Аарона! Это весьма и весьма непросто, ведь у народов мира родословная даже у знатных персон прослеживается только на несколько поколений назад.
  • 3. Народ Израиля всегда будет «народом перед Всевышним».

Все эти обещания Ирмияу дает народу, разгром которого он сам же и оплакивает!

Перед нами явный парадокс: как можно заранее предвидеть полный и абсолютный разгром правителей, сверхдержавы своего времени, и в то же время обещать, что гонимый и преследуемый народ будет существовать вечно, если не с помощью пророческого видения?

Йешаяу тоже пророчествует, что этот народ не прекратит заниматься Торой. В главе 59:21 его книги написано: «А Я — вот завет Мой с ними — сказал Г-сподь: дух Мой, который на тебе, и слова Мои, которые Я вложил в твои уста, не отойдут от уст твоих, и от уст твоих потомков, и от уст потомков твоих потомков, — сказал Г-сподь, — отныне и вовеки».

Евреи всегда будут заниматься Торой, слова Торы не отойдут от уст народа, а не только от его памяти, то есть евреи всегда будут изучать Тору…

В последнее время, с развитием истории и археологии, в различных местах на земном шаре были найдены останки древних культур, которые раньше не были известны. Такие культуры, как аккадская, шумерская, египетская, вавилонская и ассирийская, греческая и римская, исчезли. Осколки этих культур изучаются в академических учреждениях как история. Принципы, взятые из них, считаются краеугольным камнем современных культур, а некоторые из них известны только считанным исследователям, посвящающим свое время их изучению. Общее для всех этих древних культур — то, что никто на свете не живет согласно им, и никто не занимается ими и не изучает их для того, чтобы следовать им и поступать в согласии с ними.

В то же время Тора Израиля продолжает постоянно изучаться так же, как изучалась всегда, и еврейский образ жизни соблюдается евреями как и прежде. В мире нет места, где бы древний образ жизни сохранился на протяжении столь долгого времени. Когда находят тфилин двухтысячелетней давности, они подобны тем, что мы надеваем сегодня; когда откапывают древние миквы (бассейны для ритуального омовения), выясняется, что они построены по тем же галахическим параметрам, по которым строятся и современные миквы. Удивительно, как Тора сохранилась в качестве системы законов повседневной жизни на протяжении столь длительного времени.

И опять же, поскольку это явление необычно и не встречается у других народов, невозможно предвидеть его заранее.

И тем не менее, пророки знали, что так будет…

Человек, стоящий возле шкафа с еврейскими книгами, не может не отметить, что перед ним — непрерывная историческая цепочка, продолжающаяся тысячелетия, на протяжении которых не прошло ни одного дня, когда бы евреи не изучали Тору и не занимались Торой. В самые трудные времена евреи не прекращали изучать Тору. В тяжелейший период крестовых походов — Раши и Тосафот. В период изгнания из Испании — дон Ицхак Абарбанель, Яавец и многие другие. И то же самое — во всех поколениях и при любых условиях. Даже во время Катастрофы были созданы труды по Торе, содержащие проповеди и открытия в Торе, сказанные в лагерях и в гетто: «Огонь святости» раби из Пиасцана, галахические вопросы и ответы раби Цви Майзлиша и др.

Это неестественное явление тоже было предвидено! И действительно, евреи никогда не прекращали заниматься Торой, обучать ей и создавать труды по Торе. Свидетельство этому — шкаф с еврейскими книгами, среди которых книги, написанные во все периоды еврейской истории.

Во всех цивилизациях принято, что культура развивается при экономическом и политическом благоденствии. Расцвет греческой культуры был тогда, когда государство преуспевало, а когда гегемония перешла к Риму, то и центр культуры перешел туда. И это логично: голодным людям — не до культуры. Перед нами еще один парадокс: Тора пророчествует, что еврейский народ будет в изгнании и будет терпеть все виды бедствий, и тем не менее будет изучать Тору!

Поскольку это явление не имеет себе подобных ни у какого другого народа или племени, никакой народ не может похвастаться настолько ясной непрерывностью изучения своего учения, одного и того же учения на протяжении столь долгого времени, то пророк не мог взять это пророчество из какой-то исторической модели, поскольку такой модели не существует. Нелогично также, что какое-то учение будет считаться действительным на протяжении стольких поколений без перерыва, и нелогично, что народ будет жить согласно древней системе законов тысячелетия.

Малочисленный народ

Чем народ более многочисленен, тем больше у него шансов на выживание. Если бы еврейский народ включал в себя очень большое количество людей, исполнении пророчества о его выживании было бы более вероятным. Это не значит, что возможно было заранее знать, что народ выживет, ведь, чтобы стать многочисленным, он должен был сначала выжить, но если бы количество евреев постоянно увеличивалось, выживание народа было бы более понятно. И вот та же самая Тора предсказывает, что именно там, где опасность уничтожения и ассимиляции велика сама по себе — в изгнании — на долю народа выпадет еще одно бедствие — резкое уменьшение народонаселения, что совершенно не способствует выживанию.

Тора говорит: «И останется вас мало людей, тогда как вы были подобным множеством звездам небесным» (Дварим (Второзаконие) 28:62). То есть, когда евреи уйдут в изгнание, они будут малочисленны. И действительно, еврейский народ — «с помощью» своих соседей — пунктуально выполняет это пророчество оставаться малым народом… Китайский народ, который не более древен, чем еврейский, сумел достичь громадного числа народонаселения, более миллиарда. При таком количестве народа, даже если случаются тяжелые бедствия и многие расплачиваются своей жизнью, народ не находится под угрозой истребления. С другой стороны, когда идет речь о малом народе, насчитывающем всего 18 миллионов, бедствие порядка Катастрофы европейского еврейства представляет собой угрозу самому его существованию.

И вновь парадокс: та же Тора, которая обещает, что народ не будет истреблен, обещает, что именно в наиболее трудные периоды истории народа, когда он уйдет в изгнание, он будет малочисленным и тем не менее не прекратит существование!

Рассеяние по всему миру

В той же главе Тора описывает, как будут жить евреи в изгнании (и здесь нужно еще раз подчеркнуть, что, по всем мнениям, Тора была написана намного раньше, чем был разрушен Второй Храм, т. е. примерно 70 г.н.э.). «И рассеет тебя Г-сподь по всем народам, от края земли и до края земли» (там же, 64). И действительно, нет места на земном шаре, где жили бы люди и докуда бы не дошли евреи. Нет столь разбросанного по миру народа, как еврейского! Откуда Моше знал, что это будет именно так? (И это пророчество полностью исполнилось только после второй мировой войны, когда евреи в бегстве от фашистов добрались до самых удаленных стран — таких как Новая Зеландия, Мадагаскар и др., так что Моше явно не мог об этом знать — прим. перев.)

Символично, что Америка была открыта в 1492 году, в год изгнания евреев из Испании. Испания была в свое время важнейшим мировым еврейским центром, и, более того, она представляла собой место, где евреи могли немного передохнуть от преследований народов мира, совсем как через многие годы Америка, страна, где евреи обладают полным равноправием и которая очень быстро превратилась в самый большой в мире еврейский центр.

Вернемся к пророчеству о рассеянии и его исполнении: подобное рассеяние является дополнительной опасностью для выживания народа. Ведь речь идет о малочисленном народе, и чем больше он будет рассеян по всему миру, тем больше опасность ассимиляции. Процент смешанных браков (среди нерелигиозных евреев) в районе Нью-Йорка меньше, чем в других городах, где евреев мало: в местах, где процент евреев больше, больше вероятность, что еврей встретит еврейку. Мы уже говорили о том, что большинство народов, сгинувших с лица земли, исчезли из-за ассимиляции… Отсюда мы можем сделать вывод, что пророчество о том, что народ будет малочисленен и к тому же еще и рассеян, делает предвидение о его выживании еще более нелогичным и противоречащим здравому смыслу; однако факт выживания народа налицо.

Изгнания

Тора продолжает и говорит: «Но и между теми народами ты не успокоишься и не будет покоя ступне твоей ноги» (Дварим (Второзаконие) 28:65). После того, как ты будешь рассеян между народами, тебе не дадут жить спокойно, а будут гонять тебя с одного места на другое…

В мире не было народа, который скитался бы, как евреи. В истории были переселения народов вследствие войны или природных катаклизмов, но не было случая, чтобы официальные правительства выносили постановление об изгнании целого народа. С другой стороны, большинство уважающих себя стран изгоняли своих евреев хотя бы один раз. Изгнание евреев Англии в 13-м веке, изгнание евреев Франции, изгнание из каждого города-государства в Германии, из Австрии, Литвы, Испании, изгнание и уничтожение евреев в Европе во время Второй мировой войны… Кто мог бы предвидеть заранее столь странное явление, что различные страны, населенные народами с совершенно разным менталитетом, будут едины в одном — в своем отношении к евреям? А Тора знала!

И опять же, — несмотря ни на что, — они не смогли уничтожить еврейский народ!!!

Антисемитизм

«И станешь ужасом, притчею и посмешищем среди народов, к которым отведет тебя Г-сподь»; «И будет твоя жизнь висеть (на волоске) перед тобою, и будешь бояться ночью и днем, и не будешь уверен в твоей жизни. Утром скажешь: “О, если бы настал вечер!”, а вечером скажешь: “О, если бы настало утро!” от страха в твоем сердце, которым ты будешь объят и от зрелища, которое увидишь». (Дварим (Второзаконие) 28).

Антисемитизм — непонятное явление, которое служило материалом для множества исследователей, пытавшихся объяснить его, но и после всех исследований оно остается странным.

Проф. Йосеф бен Шломо пишет: «Эта ненависть принципиальна и ничем не обусловлена, и поэтому она ни от чего не зависима — ни от личных качеств и ни от национального характера, ни от экономического положения и ни от социальных условий, ни от формы правления и ни от отношения евреев к нему, ни от преуспевания и ни от неудачи, ни от отсталости и ни от прогрессивности, ибо все это мы испытали, а ненависть осталась на своем месте.

Нас ненавидят за то, что мы “слишком хорошие”, а с другой стороны — за то, что мы “кровопийцы”, за то, что мы сепаратисты и за то, что мы слишком много принимаем участие в общественной жизни. Нас ненавидят в периоды материального изобилия и преследуют во время экономических упадков. Нас презирают при монархическом, диктаторском или демократическом режиме, а при анархии мы являемся первой жертвой каждого грабителя. Мы ответственны за все провалы и лишние при любой удаче. Преклоняющегося еврея бьют, а на того, кто идет гордо, нападают, евреям не дают исполнять заповеди Торы, но ассимилирующегося еврея не принимают. В любой момент и в любом положении есть причина для ненависти к евреям…»

Такого рода явление, у которого нет естественного объяснения, невозможно предвидеть заранее. А Тора знала! И Тора же обещала, что несмотря ни на что, народ не перестанет существовать! «Ибо не только один восстал на нас, чтобы нас уничтожить, а в каждом поколении встают на нас, чтобы уничтожить нас, но Святой, благословен Он, спасает нас от их руки» (Пасхальная Агада).

Народ, о котором больше всего говорят

Какова вероятность того, что столь малый и разбросанный народ, не имеющий своего национального центра, будет известен, что о нем будут говорить? Кто думает и говорит, например, о цыганском народе, кто знает о них, кроме тех, среди которых они жили?

«И будешь ужасом, притчей и поговоркой ( שנינה, шнина)». (Дварим 28). Раши (около 900 лет назад) переводит понятие שנינה так: « שנינה (шнина) — от слова o, ושיננתם вешинантем — о тебе будут говорить».

Марк Твен в 1899 году написал в Harpers Magazine: «Если права статистика, евреи составляют не более одного процента человечества (а в наше время — всего лишь около 0. 28% — прим. перев.) Горстка звездной пыли, потерянная в сиянии Млечного пути; было бы естественно, если бы никто не слышал о евреях. Но о них очень даже слышно, о них слышно с древних времен и до наших дней, этот народ — самый заметный на этой планете». И это тоже Тора знала заранее.

Вывод:

История еврейского народа на протяжении двух тысяч лет изгнания уникальна и полна парадоксов. Маленький народ ненавидим всеми, против него измышляют безосновательные наветы, его изгоняют как из своей страны, так и из всех других, он терпит бесчисленные погромы, травлю и дискриминацию. И этот народ продолжает созидать свои духовные творения в условиях бедности и недостатка, гонений и преследований, и продолжает свой древний образ жизни. Он не исчезает ни через ассимиляцию, ни через физическое уничтожение. И вся эта история была написана в Торе заблаговременно, ясно и однозначно! Кто тот, кто мог бы обещать все это заранее?

2. История Земли Израиля

Как и у народа Израиля, у Земли Израиля есть уникальная история — без прецедентов, без всякой логики, и поэтому непредсказуемая заранее.

Земля, которая по природе своей плодородна, с мягким климатом, пригодная для земледелия, с нормальным количеством осадков, и тем не менее она готова дать свои плоды только одному народу — еврейскому! Когда евреи находятся в Земле Израиля, она процветает. Так было в период Первого Храма, и так же — в период Второго Храма. Иосиф Флавий описывает, как выглядела Земля Израиля в его время, перед самым разрушением Храма:

«Вся она — земля тучная и земля пастбищ, и также различные деревья растут на ней, и богатство урожая земли привлекает даже людей, далеких от любви к земледелию, и вся земля засеяна обитателями, нет ни одного пустого участка, и из-за благословения земли города Галилеи многочисленны, и множество деревень, полных людей, а число жителей самой маленькой деревни — пятнадцать тысяч» (Иудейская война, 3. 3. 2).

С другой стороны, в тот момент, когда евреи оставили Землю Израиля, она стала пустынной, и оставалась таковой все время, пока в нее не вернулся этот народ (явление, необычайное само по себе, так как никогда еще не было народа, который вернулся бы в свою землю после столь долгого времени, в течение которого он был разбросан по всему свету…) Тогда земля снова начала давать плоды и превратилась в цветущий сад.

Всякая земля, плодоносная по своей природе, не считается с личностью живущих на ней, такие страны, как Италия или Испания переходили из рук в руки, и тем не менее были столь же плодоносны. Не такова Земля Израиля. И это несмотря на то, что страна была свята для больших религий — христианства и ислама (сама по себе достаточная причина превратить ее в цветущий сад), и несмотря на то, что она является важным перекрестком дорог, ничего не помогло — Земля Израиля осталась пустынной.

Есть ли логика в таком явлении? Есть ли у него какой-либо прецедент?

Вся эта необычная история заранее написана в Торе и в книгах пророков!

«Ибо Г-сподь, Б-г твой, приводит тебя в хорошую землю… землю пшеницы и ячменя, и виноградных лоз, и смоковницы, и гранатовых деревьев, землю масличных деревьев и меда. Землю, в которой ты без скудости будешь есть хлеб, не будешь иметь в ней недостатка ни в чем…» (Дварим, 8:7).

И действительно, все время, пока народ Израиля находился в Земле Израиля, она процветала.

Тора знала, что народ Израиля оставит Землю Израиля и уйдет в изгнание, как написано: «А земля будет оставлена вами», и интересно, что Тора детально определяет характеристики народа, который изгонит евреев.

Исследователь: Что ты имеешь в виду в словах «Тора детально определяет характеристики народа, который изгонит евреев»?

Рав: В книге Дварим (Второзаконие), в главе 28 стих 49 Тора пишет: «Принесет на тебя Г-сподь народ издалека, с края земли, как орел налетит народ, языка которого ты не поймешь», а перед этим, в стихе 36, Тора добавляет еще одну характеристику: «Народ, которого не знал ни ты, ни отцы твои». То есть, народ, который произведет все эти разрушения, должен отвечать нескольким характеристикам: он должен прийти издалека, с края (заселенной в то время) земли, он должен быть незнакомым народом с чужим языком и должен быть как-то связан с орлом.

Египетский народ не подходит, так как он не живет «на краю земли», не связан с орлом, и, безусловно, не является «народом, которого не знал ни ты, ни отцы твои» — наши предки хорошо знали Египет. Вавилон тоже не подходит, так как он — не с «края земли», его язык известен, и наши предки были хорошо знакомы с ним еще до того, как вавилоняне пришли разрушать Первый Храм.

С другой стороны, Рим отвечает всем характеристикам:

  • 1. «Народ издалека, с края земли» — в от период Рим властвовал над всеми краями заселенной земли: Турцией, Грецией, Италией, Испанией, Францией, Англией и всей Северной Африкой. К тому же, сам Рим находится далеко от Земли Израиля, «на краю земли» по тогдашним понятиям, и добраться до него трудно — прим. пер.
  • 2. «Налетит, как орел» — символом римского легиона был орел.
  • 3. «Народ, язык которого ты не поймешь» — латинский язык не был известен на Востоке.
  • 4. «Народ, которого не знал ни ты, ни отцы твои» — римский народ образовался в результате смешения различных племен незадолго (по историческим меркам) до разрушения Храма, и наши предки не могли быть с ним знакомы.

В стихе 68 той же главы Тора пишет: «И вернет тебя Г-сподь в Египет на кораблях… и будете продаваться там врагам вашим в рабы и рабыни, и нет покупателя». Этим стихом Тора заканчивает свое предупреждение. Тора описывает, что случится с евреями, попавшими в плен. Их повезут в Египет, и именно в Египет! На кораблях! Откуда было известно, что именно на кораблях? Может быть, на повозках или пешком?

Пленников будут продавать в рабы! Есть различные методы обращения с пленными, можно дать им автономию, как сделали вавилоняне, поселить их в другом месте, как сделали ассирийцы, убить их, как пытались сделать персы (Аман), заставить их работать, а затем уничтожить, как немцы… На этот раз — говорит Тора — они будут «продаваться в рабы»… И если этого недостаточно, Тора предсказывает также и положение на рабском рынке: «…и нет покупателя». Это пророчество тоже исполнилось во всех деталях.

Минтер, германский историк, пишет: «После того, как Бейтар был захвачен, все было под властью Рима, но Палестина стала пустыней… Пленные в несчитанном количестве продавались в рабы, сначала на годичных рабских рынках… а те, кто не были проданы там, были привезены в Египет на кораблях…» Ширер, другой немецкий историк, пишет, что количество рабов в Египте было так велико, что цена раба опустилась до цены дневного пропитания коня, и то же самое сказано у Гиронимуса. Таким образом, все детали этого пророчества исполнились:

  • 1. «И вернет тебя Г-сподь в Египет» — и действительно, пленники были приведены в Египет.
  • 2. «На кораблях» — так и было, по свидетельству Минтера и Ширера.
  • 3. «И будете продаваться там вашим врагам в рабы и рабыни» — пленников продавали в рабы.
  • 4. «И нет покупателя» — цена раба опустилась до цены дневного пропитания лошади…

Каждое из двух вышеприведенных пророчеств — о народе, который изгонит евреев, и о положении пленников, — впечатляет само по себе обилием деталей. Теперь давайте рассмотрим оба эти пророчества вместе. Тора пророчествует, что врагом будет не Египет, поскольку он должен быть «народом издалека, с края земли», как-то связанный с орлом, с незнакомым евреям языком и народом, новым на исторической сцене. Ни одному из этих условий Египет не отвечает. С другой стороны, он должен привести пленников именно в Египет! Не парадокс ли перед нами? Чтобы это пророчество исполнилось, следует позаботиться о том, чтобы римляне сначала захватили Египет и внушить им, чтобы они привели большое количество пленников именно в Египет, вместо того, чтобы привести их в их собственную страну — Рим!

И сразу же после изгнания евреев, страна должна превратиться в пустыню:

«И опустошу Я землю, и будут пустовать на ней ваши враги, обитающие на ней… и будет ваша земля в запустении, а города ваши будут развалинами» (Ваикра (Левит) 26:32).

Минтер пишет, и его слова уже упомянуты выше: «После того, как Бейтар был захвачен, все было под властью Рима, но Палестина стала пустыней…» Это запустение длилось, в принципе, все то время, пока народ Израиля был вне Земли Израиля — более 1800 лет. (В определенные периоды — во время Византийского царства и во время королевства крестоносцев — в некоторых районах Эрец Исраэль было, в определенной мере, земледелие, но обычно земля была пустынна).

Исследователь: Такое гневное пророчество — что Святая Земля будет пустынна такое долгое время?!

Рав: Действительно, это пророчество гнева и возмездия, и осуществляется оно только при условии, что народ Израиля согрешит. Но нет худа без добра, и поскольку евреи были вынуждены оставить свою землю, в пророчестве о запустении есть добрая весть. Земля Израиля может вместить более десяти миллионов человек, есть меньшие участки земли, вмещающие большее количество народа, и мы можем с ужасом представить себе, каково было бы наше возвращение, если бы земля была полна многочисленными деревнями и городами с большим населением — нам просто некуда было бы возвращаться (естественным путем, конечно). И Тора говорит в вышеупомянутом стихе: «И будут пустовать на ней ваши враги, обитающие на ней»! То есть, земля не будет совершенно ненаселена, на ней будут жить враги, но не сумеют вывести ее из пустынного состояния… Она не будет совершенно ненаселенной пустыней, на ней будут жить люди, которые, естественно, будут стремиться к тому, чтобы развить ее, но она не будет развиваться…

Исследователь: И этот парадокс тоже был известен заранее?

Рав: Рамбан, который жил 750 лет назад, пишет в своем комментарии на этот стих:

«А то, что сказал здесь “и будут пустовать на ней ваши враги, обитающие на ней”, — это хорошая весть, извещающая всем нашим изгнаниям, что наша земля не принимает наших врагов, и это также великое доказательство и обещание нам, что не будет ни в каком заселенном месте доброй и широкой земли, которая была ранее заселена, и была бы так опустошена, и все пытаются заселить ее, но не могут».

Исследователь: До сих пор, пока вы говорили о пророчествах Торы и книгах пророков, — это соответствовало здравому смыслу, ведь Тора — слово Б-га, и пророки получили свои пророчества свыше. Но сейчас вы приводите слова Рамбана, который, хотя и был мудрецом Торы и праведником, но не был пророком?

Рав:1. Рамбан ничего не говорил от себя, он передавал знания, полученные им по традиции от учителей. В талмудической литературе содержатся многочисленные пророчества, и источник ее — не человеческий, хотя сказали и записали ее люди (обсуждением Устной Торы мы займемся в свое время).

  • 2. В данном случае Рамбан не добавил ничего нового, что не было бы написано в простом чтении стихов, а именно: Земля Израиля не принимает другие народы. Рамбан только объяснил нам более глубокое понимание смысла и последствий этого.

Сам Рамбан посетил Землю Израиля в середине 13-го века и отправил оттуда письмо своему сыну, в котором он описывает пустынность земли и пишет, среди прочего: «Что я могу сказать тебе по поводу земли? Велико оставление и велико запустение, и все, что более свято — разрушено больше, Иерусалим разрушен больше всего, и земля Иудеи больше, чем Галилея».

Марк Твен, в числе многих других путешественников, посетил Палестину в 1867 году, и увиденное там он описывает, среди прочего, следующими словами: «Земля Израиля сидит во вретище и пепле, над ней витает колдовство проклятия, которое иссушило ее поля и заключило ее силу и мощь в оковы, Земля Израиля пустынна и нежеланна, она не относится более к реальному миру… Земля снов» ( The Innocents Abroad 1867).

Одна из высших точек опустошения была в поколении, предшествовавшем обновлению процветания, — поколении начала двадцатого столетия, когда пришли «халуцим» («первопроходцы») и нашли соленую почву, заросшую колючками, болота и малярийных комаров, а также другие болезни, многие из новоприбывших заболели и поплатились жизнью.

Тора говорит в книге Дварим (Второзаконие) 29:21: «И скажет последнее поколение, сыны ваши, которые встанут после вас, и чужак, который придет из далекой земли, и увидят бедствия этой земли и ее недуги, которыми поразил ее Г-сподь. Сера и соль, пожарище вся земля, не засевается, и не произращает, и не всходит на ней никакая трава» Это точное описание положения, в котором нашли «первопроходцы» Страну (в этом стихе, как и в предыдущем, есть и добрая весть, так как тот факт, что положение Эрец Исраэль перед началом возвращения народа на свою землю было именно таким, — этот факт явился одним из причин того, что многие арабы продавали свои земли за гроши).

Марк Твен посетил Палестину в 1867 году, в период, когда Эрец Исраэль выглядела так, как будто «не относится более к реальному миру», и кто бы мог подумать, что всего лишь за пятьдесят лет земля изменит свою природу и начнет — в первый раз после того, как ее оставили евреи, — давать плоды?

Евреи начали возвращаться в Землю Израиля! Это явление само по себе чудесно, оно не имеет прецедента в истории, никогда не было такого, чтобы через столь длительный промежуток времени после того, как народ оставил свою землю, он вернулся к ней.

И Земля Израиля снова начала давать плоды! Она цветет… И столь явным было явление процветания в тех местах, где жили евреи, что оно дало границам еврейского расселения имя «зеленой линии», поскольку с высоты птичьего полета можно было ясно видеть, докуда дошли евреи…

Весь «сценарий», таким образом, написан заранее.

1. Само по себе возвращение евреев в Землю Израиля. Пророки, как известно, предрекали возвращение в Сион, например: «Вот эти издалека придут, и вот эти — с севера и с запада, и эти — из земли Синим. Ликуйте, небеса, и веселись, земля, и разразитесь, горы, песней, ибо утешил Г-сподь народ Свой и бедных Своих пожалеет. А говорила Сион: “Оставил меня Г-сподь, и забыл меня Г-сподь!” Забудет ли женщина своего младенца, не жалея сына чрева своего? И эти могут забыть, но Я не забуду тебя. Ведь на ладонях начертал Я тебя, твои стены всегда предо Мной. Спешат сыновья твои; разрушители твои и опустошители твои уйдут от тебя. Подними свои глаза и посмотри вокруг: все собрались, пришли к тебе. Жив Я, слово Г-спода! Всех их, как украшение, ты наденешь, опояшешься ими, как невеста. Ибо твои развалины, и твои опустошения, и твоя разоренная земля… Ибо станешь теперь тесна для жителей, и истреблявшие тебя удалятся. Еще скажут в слух тебе твои потерянные дети: “Тесно для меня место: подвинься, чтобы я мог сесть”» (Йешаяу 49:18). «И отстроят они руины вечные, развалины древние восстановят они и обновят разрушенные города, пустовавшие испокон веков». (Йешаяу 64:1). «…еще будут сидеть на площадях Иерусалима старики и старухи… и наполнятся улицы города мальчиками и девочками, играющими [там] » (Зхарья 8, 4—5), и во многих других местах в книгах пророков. Христиане пытались прорицать, что евреи не вернутся в Иерусалим («Пророчество» Хрисостомуса, о котором шла речь выше), и это пророчество, несмотря на его логичность и соответствие принятому в мире положению вещей, не сбылось. А еврейские пророки предсказывали нечто противоположное здравому смыслу и тому, что принято в мире — что евреи вернутся на свою землю, — и их пророчество сбывается.

  • 2. Расцвет Земли Израиля при возвращении евреев предсказывается в словах пророка Йехезкеля, который говорит в главе 36 своей книги (стих 8): «А вы, горы Израиля, ветви свои дайте и плоды свои принесите моему народу Израилю, ибо приблизились, чтобы прийти». Йехезкель обещает, что с возвращением еврейского народа на свою землю она начнет давать плоды.

Исследователь: Почему вы относите пророчество Йехезкеля к возрождению Земли Израиля в двадцатом веке? Он, несомненно, имел в виду то, что произошло в его эпоху — возрождение Страны в период возвращения из вавилонского изгнания.

Рав: Действительно, Йехезкель, безусловно, имел в виду и это тоже (возрождение страны после возвращения из вавилонского изгнания тоже произошло, когда Йехезкеля уже не было в живых), но Талмуд в трактате Санедрин (98) пишет: «Нет более явного признака конца изгнания, чем то, что сказано: А вы, горы Израиля, ветви свои дайте и плоды свои принесите моему народу Израилю, ибо приблизились, чтобы прийти». То есть, мудрецы Талмуда, которые жили почти две тысячи лет назад (Вавилонский Талмуд был отредактирован и завершен 1400 лет назад), относили пророчество Йехезкеля и к возвращению в Сион, которое произойдет после разрушения Второго Храма. Таким образом, пророк Йехезкель предвещает расцвет и возрождение Земли Израиля всякий раз, когда народ Израиля возвращается в свою землю.

Обрезание

Исследователь: Если все столь ясно и предсказано заранее, и этим доказывают существование постоянного Б-жественного провидения, как получилось, что возвращение в Сион произошло в эпоху, когда евреи снимали с себя бремя заповедей, и именно за счет людей, которые не соблюдали традицию, а предводители их боролись с Торой и ее заповедями?

Рав: Эти люди, которые столь последовательно боролись с религией, выполняли, сами толком не зная почему, заповедь, которую нужно исполнять, чтобы удостоиться Земли Израиля. Известно ли тебе, что это за заповедь, которая дает право на Эрец Исраэль?

Исследователь: Нет.

Рав: Это заповедь обрезания. В первой книге Пятикнижия, Берейшит (Бытие) (17:1) сказано, что Всевышний дал Аврааму Землю Израиля в заслугу обрезания: «Аврам был девяноста девяти лет, и Г-сподь явился Авраму и сказал ему: Я Б-г Всемогущий, ходи передо мной и будь непорочен. И поставлю Мой завет между Мною и тобой, и весьма-весьма размножу тебя… И дам тебе и твоему потомству землю, в которой ты живешь, всю землю Ханаана, в вечной владение, и буду им Б-гом. И сказал Б-г Аврааму: ты же соблюди Мой завет, и ты, и потомство твое после тебя в роды их. Вот завет Мой, который вы должны соблюдать между Мной и вами, и между потомством твоим после тебя: да будет обрезан у вас всякий мужчина. Обрезывайте крайнюю плоть вашу, и это будет знаком завета между Мной и вами»

В книге Зогар, основной книге кабалы, сказано (124:1): «Рабби Хия сказал: в заслугу того, что евреи обрезаны, они побеждают своих врагов и наследуют свой удел…» То есть, народ Израиля удостаивается Земли Израиля в заслугу обрезания.

Если бы сто пятьдесят лет назад, когда весь еврейский народ соблюдал заповеди Торы, еврея бы спросили: «Как ты думаешь, если произойдет катастрофа, и евреи прекратят соблюдать заповеди, но одну заповедь они все же соблюдать будут, у какой заповеди есть больше всего шансов?» Есть ли такой шанс у заповеди обрезания?

Исследователь: Почему нет? Ведь человек хочет быть причастным к своему народу, он ищет самоидентификацию?

Рав: Но почему заповедью, которая выбирается в качестве символа этой причастности и идентификации, должна быть именно заповедь обрезания? Это ведь единственная заповедь в Торе, которая связана с «жестоким» действием причинения боли ребенку? Не забывайте, что речь идет о людях, которые не верят в Б-га и в Тору, и делают все, чтобы отмежеваться от исполнения заповедей. Именно они будут выполнять трудную и связанную с болью заповедь, которая оставляет свой след на теле до самой смерти? И все это произойдет в поколении, в котором так борются с тем, что называется «религиозным принуждением»? Ведь нет большего «религиозного принуждения», чем произвести подобный религиозный ритуал над телом беззащитного ребенка, который не может сопротивляться? Почему даже главы движения против «религиозного принуждения» сделали своим сыновьям обрезание?

А пророк Захария (в соответствии с комментарием Рамбана) знал об этом заранее! Он пишет: «И ради крови твоего завета Я вывел твоих узников из ямы, в которой нет воды». Рамбан (750 лет назад) пишет в своем комментарии на этот стих: «Здесь содержится намек на поколение перед приходом Машиаха, когда все поколение будет грешно и Тора будет забыта в Израиле, и умножатся наглость и нахальство, как написано: “Из ямы, в которой нет воды”, и у них останется только одна заслуга — обрезания».

Исследователь: Вы забыли, что взяли на себя обязательство не следовать за комментариями и рассматривать только «простой смысл Писания». Где в словах пророка вы видите то, что написал Рамбан — что имеется в виду исход из изгнания в заслугу заповеди обрезания?

Рав: Понятие «кровь твоего завета», упомянутое в стихе, несомненно относится к обрезанию, ибо это единственный завет, связанный с кровью. Действительно, в стихе не объяснено, что такое «яма, в которой нет воды». Рамбан, который жил 750 лет назад, объясняет, что имеется в виду исход из изгнания. Его комментарий написан задолго до этих событий (оставления евреями Торы и возвращение в Эрец Исраэль).

В мидраше «Агадат Берейшит» (более 1600 лет назад) сказано: «Даже если у Израиля нет хороших дел, Всевышний избавляет их в заслугу обрезания…» Мы говорим сейчас о словах Рамбана и «Агадат Берейшит». Откуда они знали, что случится в будущем? И мы уже пояснили выше, что это знание — не личное мнение этих мудрецов, оно было получено ими от предыдущих поколений.

Исследователь: Может быть, причина, по которой они знали, что евреи всегда будут соблюдать заповедь обрезания, — это научные исследования, говорящие о том, что обрезание предотвращает определенные болезни?

Рав: Нас сейчас не интересует, является ли обрезание гигиеничным или нет. Этот вопрос не был известен пятьдесят лет назад, когда евреи возвращались в Землю Израиля без Торы и с заповедью обрезания. И до сего дня евреи делают обрезание не по гигиеническим причинам, и этот современный вопрос не мог учитываться тысячи лет назад, когда было сказано это пророчество.

Исследователь: А что насчет сынов Ишмаэля, арабов, они ведь тоже делают обрезание?

Рав: И что вы хотите, чтобы они получили за это?

Исследователь: Если обрезанные удостаиваются обладать Землей Израиля, то у них тоже есть на это право?

Рав: Интересно, что и автор книги Зогар считает так же, как и вы. В Зогаре (Шмот, гл. Ваэра) сказано так: «…Горе тому времени, когда родился Ишмаэль и был обрезан, что сделал Всевышний? Отдалил сынов Ишмаэля от Высшей привязанности и дал им часть в Земле Израиля внизу, за их обрезание. И в будущем сыны Ишмаэля будут властвовать в Святой земле, когда она будет пуста от всего, так же как их обрезание — пусто и несовершенно, и они будут мешать сынам Израиля возвратиться на свое место, пока не кончится эта заслуга сынов Ишмаэля…»

Зогар, таким образом, знал несколько вещей:

  • 1. Сыны Ишмаэля (арабы) будут проживать в Земле Израиля.
  • 2. Во время их власти Страна будет пустынна.
  • 3. Из рук арабов Страна вернется прямо к сынам Израиля, без какого-либо «промежуточного» народа посередине.
  • 4. «И они будут мешать сынам Израиля возвратиться на свое место», — будет палестинская проблема…

Все слова Зогара осуществились, опустошение в дни власти ишмаэлитов достигло такого уровня, что владельцы земель были рады избавиться от них и продавали их за бесценок. Земля вернулась от арабам к евреям, и есть палестинская проблема, и они пытаются помешать евреям вернуться на свое место.

Исследователь: Подведем итоги истории Земли Израиля.

Рав: В книгах пророков сказано, что Страна будет процветать, когда народ Израиля будет находиться в ней, и будет пустовать, когда евреи будут изгнаны. Евреи оставляют ее и уходят в изгнание, народ, изгоняющий их, — это римляне («с края земли, народ, языка которого ты не поймешь и т. д. »). Пленников увозят в Египет, там их продают в рабство, но нет покупателей. А Земля ждет их возвращения и не принимает никакой другой народ — она хранит верность сынам Израиля. В самом большом запустении Страна находится во время правления сынов Ишмаэля (арабов), и из их рук она возвращается к евреям. Когда народ Израиля в конце концов возвращается на свою землю, она опять начинает давать плоды. Народ возвращается, возвращается в большинстве своем без Торы и заповедей, но обрезание продолжает выполнять. Сразу же после его прибытия возникает палестинская проблема, осложняющая заселение и пребывание в Святой земле.

Задумайтесь на минутку: весь этот сценарий предвиден заранее в книгах пророков! И если добавить к этому сценарию еще и вышеупомянутые пророчества относительно всей истории народа Израиля, то наше изумление будет еще большим…

Западная Стена (Стена Плача) будет стоять вечно

«Вот, он стоит за нашей стеной» (Песнь Песней, 2:9) — «за западной Стеной, о которой Всевышний поклялся, что она никогда не будет разрушена» (Шир Аширим Раба, мидраш (толкование Писания), который существует по крайней мере 1600 лет).

Как можно обещать, что каменная стена никогда не будет разрушена, в то время как все остальные стены разрушены? Ведь Иерусалим перенес множество войн, и разрушение стены вполне могло произойти, и даже сейчас есть такая теоретическая возможность. Кто может взять на себя обязательство, что именно с этой стеной ничего не случится? Это пророчество исполнилось самым впечатляющим образом, другие стены, окружавшие Храмовую Гору, были разрушены, а Западная стена осталась.

3. Пророчества, относящиеся к народам мира

Исследователь: Сосредотачиваются ли пророчества только на еврейском народе?

Рав: Тора — план всего мира. В этом качестве ей есть что сказать всем людям. Тора обращается и к народам мира, ведь они тоже имеют определенные обязанности, подобающие им, большинство народов обязаны выполнять Семь заповедей сынов Ноаха, потомки Авраама обязаны также делать обрезание, народ Израиля, будучи «царством священников», обязан выполнять 613 заповедей… Таким образом, ясно, что Тора включает в себя и «карту» событий, которые произойдут с народами мира.

Исследователь: Примеры, пожалуйста.

Рав: Мы уже говорили о пророчествах Ирмеяу и Йешаяу о городе Вавилоне, который никогда не будет заселен.

Еще один пример: Ноах (Ной) собирает своих сыновей и говорит им: «Проклят Кнаан, рабом рабов будет братьям своим… Благословен Г-сподь, Б-г Шема… Украсит Б-г Йефета и будет (Б-г) пребывать в шатрах Шема» (Берейшит, 9:25). Этот короткий стих включает в себя демографию всего человечества. Давай попробуем проанализировать разделение человечества.

Б-г «будет пребывать в шатрах Шема» и действительно, в «шатрах Шема» родились Авраам, Ицхак и Яаков, а от них — еврейский народ, который провозгласил в мире существование единого Б-га. И ислам, пропагандирующий веру в единого Б-га, вышел из другой ветви «шатров Шема» — Ишмаэля. (Поэтому евреи и арабы называются «семитами» — по имени Шема). Христианство, основатели которого вышли из иудаизма — из шатров Шема — тоже внесло свою лепту в искоренение идолопоклонства и распространение монотеизма в мире.

«Украсит Б-г Йефета», «А из сынов Йефета… Яван (Греция)… и Ашкеназ (Германия)» (Берейшит 10:2). Греция развивала красоту и искусство и сделала из него целую жизненную философию, как и Германия в свое время. Красота, таким образом, находилась там, где было задумано — в чертогах Йефета. А из сыновей Хама, отца Кнаана, который был проклят быть «рабом рабов», вышли Куш, Мицраим и другие (Брейшит 10:6: «А из сынов Хама — Куш и Мицраим…», то есть — жители Черной Африки (Куш на иврите — негр), которые через много лет стали самым большим в мире резервуаром рабов. (А оставшиеся в живых потомки самого Кнаана (Ханаана) стали рабами захвативших Землю Ханаан евреев — прим. перев.)

Исследователь: А что насчет народов Дальнего Востока, у которых есть столь разнообразная мистика?

Рав: В книге Берейшит написано: «А сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки, и послал их от своего сына Ицхака на восток, в землю восточную». (Берейшит 25:6). Наши мудрецы говорят, что подарки, которые Авраам дал им — это «имена (сил) нечистоты». Возможно, что отсюда — истоки всей восточной мистики.

Смотрите, два коротких стиха включают в себя разделение большинства человечества, что и произошло через много лет после того, как эти стихи были написаны и распространены в мире.