Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Склонность давать милостыню — признак принадлежности к потомству отца нашего, Авраама, как сказано: «…ибо знаю Я, что он заповедает своим сыновьям (…) давать милостыню».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Тема

Арабо-израильский конфликт

Что, по мнению иудаизма, нужно делать для разрешения палестинской проблемы?

Что, по мнению иудаизма, нужно делать для разрешения палестинской проблемы?

О чем говорили раби Йоси и раби Хия

Из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе» (см. на главу Лех Леха в цикле «Беседы о Торе» на сайте).

В древней кабалистической книге «Зоhар» содержится абсолютно точно исполнившееся предсказание будущего страны Израиля после изгнания из нее евреев.

Однажды (около 1800 лет назад) раби Йоси и раби Хия, идя по дороге, говорили о Торе (диврей Тора — буквально: «слова Торы»).

Дойдя до слов «И была Сарай бесплодна, нет у нее ребенка» (в конце главы Ноах, Берейшит, 11:30), стал раби Хия вздыхать и плакать:

— Несчастно то время, несчастен тот день, когда Агарь родила Ишмаэля (от которого ведут свой род арабы. — И.З.)!

— Почему? — спросил его р. Йоси. — Ведь потом Сара родила, да еще какого сына!

— Да, — отвечает р. Хия, — ты видишь, и я вижу, но я слышал об этом от р. Шимона (бар Йохая. — И.З.). И я плачу о том времени, когда Сара была бездетна. Ибо Сара, видя, что не появляются у нее дети, предложила Аврааму свою служанку Агарь в наложницы, и та родила ему Ишмаэля.

Авраам просил Б-га за Ишмаэля, и Всевышний ответил ему: «А про Ишмаэля Я услышал тебя; вот, Я благословил его, и распложу его, и многократно умножу; двенадцать князей произведет он, и сделаю Я его великим народом. А союз Свой заключу с Ицхаком, которого родит тебе Сара» (17:20,21).

Ишмаэль был обрезан. Его ангел-покровитель спрашивает у Б-га: «Тот, кому делают обрезание, должен ли получить от Тебя награду?» Ответил Всевышний: «Да». Снова спросил ангел: «Почему же Ты не награждаешь Ишмаэля?» Ответил Б-г: «Они делают обрезание, однако не так, как положено. Кроме того, сыновей Ицхака обрезают на восьмой день, а мальчикам в роду Ишмаэля делают обрезание гораздо позже». Сказал ангел: «Все равно им полагается какое-то поощрение за исполнение Твоей воли». (И Всевышний согласился с ним. — И.З.)

В этом-то и причина моих слез! Как поступил Всевышний с детьми Ишмаэля? Он отдалил их от истинной святости, однако отдал им святые места Эрец Исраэль на то время, пока страна будет пустовать.

Святая Земля будет принадлежать детям Ишмаэля до тех пор, пока не исчерпается для них милость Б-жья в заслугу за то, что они делают обрезание. И они будут препятствовать евреям вернуться в свою страну.

Сыны Эдома (потомками Эдома-Эсава еврейская традиция считает европейские народы. — И.З.) будут неоднократно пытаться отнять ее у ишмаэлитов, но не добьются успеха. Будут кровопролитные войны, земля будет переходить из рук в руки, но сыны Эдома не получат ее (в качестве примера такой борьбы европейцев за обладание Святой Землей можно назвать крестовые походы. — И.З.) (Зоhар, Шмот — Ваэра, 32а).

Другими словами, р. Хия плакал, ибо предвидел зло, которое причинят ишмаэлиты сынам Израиля, он оплакивал евреев, погибших уже в наше время от рук детей Ишмаэля! (Заметьте, что он предвидел и такие исторические события, как войны европейцев за Эрец-Исраэль!)

Любопытно, что многие политики, экономисты и социологи прошлого века (в их числе и немецкий писатель и общественный деятель, еврей Макс Нордау) считали, что главное — получить согласие европейских народов на заселение Палестины евреями («чартер»), а уж с арабами проблем не будет: они близки евреям по религии и происхождению, евреи принесут им все достижения цивилизации, все блага процветающей экономики — очевидно, что у евреев с арабами должны сложиться наилучшие отношения. Но эти прогнозы не оправдались. События развивались именно так, как сказано было много лет назад в книге «Зоhар».

Как обстоят дела сегодня

Почти 3300 лет назад еврейский народ, выйдя из Египта, получив Тору у горы Синай и проведя сорок лет в пустыне, впервые вступил в страну, обещанную ему Б‑гом.

Спустя 850 лет завоеватели-вавилоняне изгнали евреев из страны. Через 70 лет евреи вернулись на родину, а 420 лет спустя вторжение в страну римлян закончилось для них новым изгнанием. Это последнее — римское изгнание — не завершилось еще и сегодня.

В середине прошлого века произошло уникальное с политической точки зрения событие — на территории Эрец-Исраэль решением ООН было восстановлено еврейское государство. Но и сегодня, спустя пятьдесят с лишним лет после этого события и без малого две тысячи лет после описанного в Талмуде разговора между р. Йоси и р. Хией, жизнь евреев на родной земле не стала мирной и устойчивой. Все попытки найти какое-то решение политическим проблемам государства до сих пор остаются бесплодными. И если еще двадцать лет назад правые и левые наперебой утверждали, что ключ к решению — у них в руках, то сегодня таких уверенных голосов уже не услышишь, и внутренняя политика Израиля скорее представляет собой беспомощные метания, чем продуманные действия, оправданные хоть какой-то благоприятной перспективой.

Впечатление такое, что как ни старайся, а проблема не решается.

Человек, столкнувшийся с проблемой, естественно, предпринимает и обязан предпринимать какие-то усилия и искать выход. Но мы сейчас не станем заниматься анализом современной обстановки, а попробуем заглянуть в прошлое, где конфликт между арабами и евреями берет свое начало.

Отрывок из «Зоhара», который процитирован в «Беседах о Торе», прямо указывает на связь между заповедью обрезания (брит-милой) и правом на Эрец-Исраэль.

Рассказывает мидраш, что Ишмаэль заявил однажды своему единокровному брату Ицхаку примерно так: «Ты сделал брит-милу в младенчестве. Тебе сделали! Ты же не мог ничего сказать по этому поводу, так чего же оно стоит, твое обрезание? А вот я знал, что делаю, так что и заслуга моя несравненно больше твоей!» На что Ицхак возразил: «Но если бы Всевышний потребовал от меня отдать всего себя Ему — я бы это сделал» (мидраш приводит этот разговор в связи с темой жертвоприношения Ицхака). Кстати, евреи, приехавшие в Израиль из бывшего Советского Союза и делающие в Израиле брит-милу в возрасте, когда это и намного труднее, и намного осознаннее, тоже могут быть веским аргументом в этом споре.

У противостояния евреев и арабов много аспектов. В двух словах об этом не скажешь. Но если коротко — суть его в том, что это противостояние духовное.

Право на Эрец-Исраэль, как и все на свете, определяется духовными заслугами. Оно коренится именно в этом, а не в военном, политическом, культурном или экономическом преимуществе евреев или арабов. И только увеличением духовных заслуг, т.е. выполнением заповедей Торы, можем мы упрочить свое пребывание на Святой земле.

Выводить материалы